Михаил Булгаков Ваше имя (обязательно) Ваш e-mail (обязательно) Тема Сообщение СодержаниеБИОГРАФИЯ МИХАИЛА БУЛГАКОВАДЕТСТВОУчёбаВрачебная практикаМоскваТворчествоЛичная жизньСмертьПовести и романы Мих

Михаил Афанасьевич Булгаков – великий русский классик мировой литературы, театральный режиссер, талантливый актер и драматург середины XX века. Автор гениальных произведений, очаровывающих с первой главы мистическими сюжетами и острой сатирой. Создатель культовых романов столетия, блистательных инсценировок, не сходящих с театральных подмостков сегодня.

⭐⭐⭐⭐⭐
Михаил Афанасьевич Булгаков: детские годы, юность, личная жизнь, творчество и интересные факты.
В жизни писателя было много конфликтов с цензурой и критиками, поэтому его работы практически не печатались. Широкую известность автор получил посмертно, когда о таких произведениях как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Иван Васильевич», «Белая гвардия» узнал весь мир.

Детские годы Булгакова.

3 (15) мая 1891 года в киевской интеллигентной семье профессора Киевской духовной академии и преподавательницы французского языка родился мальчик Миша. Он был старшим ребенком четы Булгаковых. Со временем у Михаила появились еще два брата и четыре сестры.

Отец, Афанасий Иванович, образованный человек, свободно владеющий пятью иностранными языками, чтобы прокормить семью, вынужден давать уроки истории в учреждении для благородных девиц и подрабатывать писарем в канцелярии цензора. Мать, Варвара Петровна, в девичестве Покровская, до замужества получила хорошее образование, умела играть на фортепиано и преподавала в женской гимназии. После рождения детей она бросила работу, чтобы посвятить жизнь их воспитанию.

В доме Булгаковых всегда играла музыка – Варвара Петровна часто играла на рояле Шопена, Афанасий Иванович аккомпанировал ей скрипкой, а дети пели романсы.

Родители Миши с раннего детства старались привить детям любовь к литературе, поощряли самостоятельное изучение творчества известных писателей, организовывали домашние спектакли и не пропускали ни одной театральной постановки летних сезонов Киевского купеческого сада.

Именно теплая семейная атмосфера и творчество Н. Гоголя стали литературным вдохновением для расцвета таланта маленького Михаила.

Личная жизнь

Биография Булгакова не обойдется без рассказов о его бурной личной жизни. Писатель был известен как большой ценитель женской красоты. Первая жена Татьяна Николаевна многое пережила. Их брак изначально был не по душе родителям. После свадьбы супруги столкнулись с первой трагедией: Татьяне пришлось сделать аборт, так как писатель никак не хотел становиться отцом. Жена послушала своего мужа и избавилась от ребенка. Татьяна работала медсестрой и везде следовала за мужем.

В апреле 1924 года супруги развелись из-за нового увлечения писателя. Ею стала Любовь Белозерская, которая впоследствии получила статус второй жены Булгакова. Она была полной противоположностью Татьяны. Пара вела активную светскую жизнь, а популярность писателя росла все больше. Любовь Евгеньевну интересовало все, что угодно, только не дом. Она бесконечно говорила с подругами по телефону, увлекалась верховой ездой и автомобилями.

Несмотря на то что Любовь увела из семьи писателя, в 1929 году она сама оказалась на месте Татьяны. На его пути встретилась Елена Шиловская, с которой они поженились 4 октября 1932 года. Елена стала для Булгакова не только женой, но и музой, литературным секретарем, биографом, другом и советчицей. Именно благодаря ей мир увидел неизданные работы писателя.

Юность Михаила Афанасьевича.

В 1901 году Миша Булгаков зачислен в мужскую гимназию Киева. Закончив на отлично школьное обучение, будущий писатель поступает в Киевский университет на медицинский факультет.

В 1907 году от продолжительного заболевания умирает отец Миши – Афанасий Иванович. Чтобы прокормить большую семью, Варвара Петровна преподает частные женские курсы, а Михаил занимается репетиторством и подрабатывает кондуктором на железнодорожном вокзале.

Начало Первой мировой войны застало Булгакова на 4-м курсе университета. В период призыва 1915 года он записывается добровольцем, но квалифицирован как «негодный к воинской службе» по причине хронической болезни почек.

В 1916 году М. Булгаков получает степень врача с отличием. Торжественного вручения будущий врач не дождался – он уезжает добровольцем от Красного креста на передовую юго-западного фронта. Сначала молодой Булгаков работает в Каменец-Подольском госпитале, затем в Черновцах. Но осенью его отзывают по причине катастрофической нехватки медицинских работников на периферии. Михаил получил распределение Смоленской губернии и работает земским врачом в Сычевском уезде.

1917 год – Булгаков случайно заражается дифтерией от больного ребенка на приеме. Для приглушения боли он вкалывает себе морфий, что моментально вызывает органическую зависимость. Избавиться от пагубного пристрастия Михаилу Афанасьевичу помогает его верная жена Татьяна Лаппа.

Осенью того же года по личному желанию Булгаков переводится в Вяземскую больницу на место заведующего венерическим и инфекционным отделениями. Он ходатайствует в Москву о разрешении вернуться на родину, но получает отказы. В Киеве полным ходом идет революция 1917 года.

Писатель смог приехать в Украину только весной 1918 года. На родине он открывает частый венерологический кабинет.

Украина переживает нестабильные времена – немецкие оккупанты сменяются гетманом Скоропадским, затем власть переходит к Симону Петлюре, которого смещает Красная Армия. Чтобы не попасть в Петлюровскую, Булгаков вынужден скрываться, но это не помогает. Осенью 1919 года его посылают во Владикавказ, где Михаил Афанасьевич работает военным врачом белогвардейцев.

Зимой 1920 года в город входят красные. Уйти с прежней властью ему не удается – накануне Булгаков заболевает тифом. После выздоровления писатель решает переквалифицироваться в творческую профессию, диплом врача грозит очередной ссылкой на передовую. Он устраивается заведующим театральной секцией Владикавказского ревкома.

Детство и юность

Михаил родился в Киеве в семье профессора-богослова Афанасия Ивановича и его супруги Варвары Михайловны, которая занималась воспитанием семерых детей. Миша был самым старшим ребенком и по возможности помогал родителям управляться с хозяйством. Из остальных детей Булгаковых известность получили Николай, ставший ученым-биологом, Иван, прославившийся в эмиграции как музыкант-балалаечник, и Варвара, которая оказалась прототипом Елены Турбиной в романе «Белая гвардия».

После окончания гимназии Михаил Булгаков поступает в университет на медицинский факультет. Его выбор оказался связан исключительно с меркантильным желанием – оба дяди будущего писателя были врачами и очень хорошо зарабатывали. Для мальчика, выросшего в многодетной семье, этот нюанс был основополагающим.

Во время Первой мировой войны Михаил Афанасьевич служил в прифронтовой зоне в должности доктора, после чего врачевал в Вязьме, позднее — в Киеве, в качестве венеролога. В начале 20-х годов он переезжает в Москву и начинает литературную деятельность, сначала как фельетонист, позднее – как драматург и театральный режиссер МХАТа и Центрального театра рабочей молодёжи.

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова.

Работая в Сычевском уезде, он пишет рассказы, сюжеты которых основаны на реальных историях лечения больных – «Полотенце с петухом», «Стальное горло» и «Звездная сыпь» (из цикла «Записки земского врача»).

1920 год – на должности заведующего театральными секциями ревкома М. А. Булгаков представляет сценические премьеры – комедия о бандитских группировках в гражданской войне «Самооборона» и драму, экранизирующую крах старого идеала «Братья Турбины».

1921 год в биографии писателя знаменит переездом в Москву и работой хроникером «Торгово-промышленного вестника». Чтобы выжить, Булгаков берется за любую работу – от разнорабочего до обработчика писем газеты «Гудок». Издание славилось фельетонами известных авторов – Е. Петрова, И. Бабеля, В. Катаева. С весны 1922 года к ним присоединяется М. Булгаков. Ни один номер газеты не выходил без его рассказов – «Чаша жизни», «Похождение Чичикова», «Красная корона». В очерках писатель высмеивает мещанских приспособленцев и лгунов. Идеи для вдохновения находил в корреспондентских записках.

Одновременно Михаил Афанасьевич печатался в просоветском журнале «Накануне», на страницах которого читатель впервые увидел главы романа «Записки на манжетах».

В 1923 году писатель начинает работу над «Белой гвардией». Сюжет романа описывает понимание революционных событий Украины одной интеллигентной семьей. Сам автор неоднократно сравнивал повесть с известным произведением «Война и мир» – персонажи «Гвардии…» поневоле оказываются втянутыми в политические события, что вынуждает их делать нелегкий выбор. Примечательно, что за каждым из героев романа стоит реальный прототип – киевские друзья и родственники писателя.

В 1923 году М. Булгаков пишет «Дьяволиаду» – событийную фантасмагорию проблем «маленького человека» в советской демократии. Произведение опубликовано через год в журнале «Недра». Осенью 1923 года он заканчивает рассказ «Ханский огонь», после чего его принимают в союз советских писателей.

1924 год – Михаил Афанасьевич пишет роман «Роковые яйца», сюжет которого воспринимается как уникальная и тонкая сатира на несовершенство советской политики. Произведение быстро стало известным – в 1925 году его публикуют сразу два издания «Красная панорама» и «Недра». Это одно из первых бестселлеров великого писателя, вошедших в цикл «Дьяволиады».

Булгаков и морфий

Один из наиболее мощных мифов о Булгакове — это миф о писателе-морфини­сте, сочинившем свои самые сильные вещи в измененном состоянии сознания. Часто поклонники писателя именно этим объясняют дьявольскую силу булга­ковского романа и его мистическое визионерство. Этот миф, как и многие дру­гие, имеет реальную основу, но причудливым образом искаженную и заново рассказанную.

Впервые эта тема зазвучала в 1927 году с публикацией повести «Морфий» в журнале «Медицинский работник». Повесть примыкает к циклу во многом автобиографических рассказов «Записки юного врача» — в них Булгаков опи­сывает свою работу врачом в селе Никольском Сычевского уезда (Смоленская губерния) в 1916–1917 годах. Именно там он случайно инфицировался дифте­ритом, был вынужден ввести себе антидифтеритную сыворотку — и потом морфий, чтобы избавиться от мучительных болей.

Привыкание произошло быстро и незаметно. Булгаков безуспешно пытался справиться с зависимостью и, видимо, тайно от родных ездил в московскую клинику для лечения или консультации, но безрезультатно. Самым тяжелым временем для него стала ранняя весна 1918 года, когда писатель вернулся до­мой в Киев. Потрясение от революции и болезни совпало с Гражданской вой­ной и ее ужасами, насильственной мобилизацией, — все эти впечатления тща­тельно описаны и проанализированы в повести «Морфий».

Однако почти чудом Булгакову удалось вылечиться от морфинизма — осенью 1921 года он приехал в Москву уже здоровым человеком. Так что здесь можно сказать точно: Булгаков под кайфом ничего не писал. Это самый настоящий миф.

Постановки Михаила Булгакова в театре.

Весной 1925 года М. Булгаков получает от советского режиссера 2-й студии МХАТа Б. Вершилова приглашение поставить «Белую гвардию» на сцене. Целое лето Булгаков проводит за столом, переписывая роман в пьесу для студии театра.

В сентябре он представляет труппе черновой вариант драмы под название «Дни Турбиных».

В том же году для театра имени Вахтангова он пишет пьесу «Зойкина квартира», о героине, которая подвидом швейной мастерской открыла в своей квартире дом свиданий.

Осень 1926 года презентовала сразу две сценические премьеры М. Булгакова на разных театральных подмостках. «Дни Турбиных» 13 раз сорвали аншлаг. «Зойкина квартира» оказалась не менее успешной. Несмотря на зрительский успех, критики оценили картины как «идеология обывателя» и «домашняя контрреволюция».

В начале мая 1926 года к Булгакову приходят штатские с обыском, основанием которого была директива Политбюро о начале кампании против эмигрантов-приверженцев российского мира. Перед визитом, за несколько дней был арестован и выслан из страны редактор издания «Россия», где часто печатался Михаил Афанасьевич, И. Лежнев.

При обыске изымаются рукописи повести «Собачье сердце» – госбезопасность сочла произведение «особенно опасной литературой». Благодаря упорному ходатайству М. Горького оригинал удается вернуть спустя три года.

После дебюта в МХАТе Булгаков презентовал театру еще одну пьесу «Бег». Это драма 1920-х годов, с сюжетом о гражданской войне и судьбах эмигрирующих зажиточных интеллигентов. Произведение принято театром на «ура», но главрепертком не разрешает постановку.

Резолюцию комитета поддержал И. В. Сталин с формулировкой – «жалость к антисоветскому эмигранту, это не что иное, как попытка оправдания действий белой гвардии». С такой резолюцией М. А. Булгаков в один миг становится «запрещенным» автором.

Летом 1929 год, не имея средств к существованию, Булгаков пишет письмо И. Сталину с просьбой выезда за пределы страны, но получает отказ. Литератор подает заявление на добровольный выход из писательского союза.

Осенью того же года он пишет для МХАТа новую пьесу «Кабала святош», о гонениях неудобного королевству писателя. На произведении главрепертком ставит резолюцию «аналогия бесправных слоев населения и диктатуры пролетариата». В ответ Булгаков пишет И. В. Сталину повторную просьбу о миграции, так как не «имеет заработка в родной стране».

В апреле 1930 года И. В. Сталин телефонным звонком советует М. А. Булгакову обратиться в театр с просьбой о должности. С мая писатель официально начинает работать ассистентом режиссера МХАТа. В театральные обязанности Михаила Афанасьевича входила инсценировка – он ставит «Войну и мир» и «Мертвые души».

В 1933 году М. Булгаков пишет роман «Мастер и Маргарита». Прототипом Мастера и Маргариты он видит себя и свою третью жену – Шиловскую Елену. К 1938 году была готова черновая версия «романа о Дьяволе», но поправки к нему Мастер вносит до самой смерти.

Одновременно Михаил Афанасьевич работает над театральными постановками «Дон Кихота», и пишет драму «Последние дни» (об А. С. Пушкине), либретто «Рашель» (по мотивам Ги де Мопассана).

Осенью 1939-го писатель заболел, врачи обнаружили у него гипертонический нефросклероз. Михаил Афанасьевич стал быстро терять зрение и речь. Чтобы купировать боль, он принимает морфий и диктует жене правки к главам «Мастера и Маргариты». Роман будет опубликован в журнале «Москва» через 26 лет после смерти автора и принесет ему мировое признание.

10 марта 1940 года М. А. Булгаков умер. Его тело было кремировано, а прах похоронен под камнем «голгофой» на Новодевичьем кладбище.

Тайны трёх жен Михаила Булгакова: «первая», «забытая», «знаменитая»

Первая — Татьяна Николаевна, урождённая Лаппа. Вот она на фотографии ещё в гимназические годы. Девушка из хорошей дворянской семьи, Тася, так её называли близкие, родилась в Саратове, где окончила гимназию. С Булгаковым же она познакомилась в Киеве, когда первый раз приехала в город к своей тёте Софье Викторовне Давидович.

— Софья Викторовна очень хотела, чтобы кто-то показал Тасе город, — говорит Елена Алёхина. — Она дружила с матерью Булгакова Варварой Михайловной, и ей выпало показывать город Мише. Началась любовь.

Впрочем, мать будущего писателя, хоть и хорошо относилась к Татьяне, была против этого брака. Она считала, что сначала мальчик должен окончить университет, получить специальность и встать на ноги, а потом можно и жениться. Но Булгаков категорически настаивал на своём. До венчания Тася забеременела и сделала аборт. Впоследствии она говорила, что никогда не хотела иметь ребёнка. У Булгакова так никогда и не было своих детей.

В апреле 1913 года Булгаков и Тася обвенчались. Вот на экране появляется фото дома в Киеве, в котором они жили, по адресу Андреевский спуск, 13. Сейчас там музей Булгакова. Михаил Афанасьевич этот дом очень любил, описав его в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». Первый год молодожёнов прошёл в розовом цвете, а дальше началась Первая мировая война. Булгаков, студент медицинского факультета Киевского императорского университета святого Владимира, сразу же стал работать вместе с женой – он братом милосердия, а она сестрой милосердия в эвакуационном госпитале, патронессой которого была мама Татьяны Николаевны. Вскоре госпиталь перевели ближе к линии фронта, и Булгаков оказался на Юго-западном фронте военным врачом. Татьяна ему ассистировала. Интересно, что все три жены Булгакова в годы Первой мировой были сёстрами милосердия.

Дважды Тася спасла его от смерти. Первый раз от наркозависимости. Своё состояние в тот момент Булгаков описал в автобиографическом рассказе «Морфий». Однако, если герой рассказа доктор Поляков скончался от передозировки морфия, то морфинист Булгаков выжил. Ему пришлось принять первую дозу морфия не по своей воле, но после неё понеслось. Наркозависимость заставила Булгакова написать заявление об отчислении и в самом начале 1918 года он проездом через Москву вернулся в Киев. Именно там Татьяна Николаевна вытаскивала его из состояния морфинизма.

— Чего только Татьяна не делала: грозила уйти, грозила самоубийством, — рассказывает Елена Алёхина. — В конечном итоге каким-то очень хитрым образом совместными усилиями Татьяны, самого Булгакова и его дяди профессора Николая Покровского удалось вытащить Булгакова из этого состояния наркозависимости. Николай Покровский поставлял Булгакову через Татьяну ампулы с морфием, в которых всё больше была доза воды. Таким образом доза постепенно снижалась, и Булгаков прекратил зависеть от наркотика.

Между тем власть в Киеве сменялась с катастрофической быстротой: Скоропадский, белые, Петлюра, красные. Булгаков получил назначение на Кавказ в Белую армию, где служил половину 1919-го и часть 1920 года военным врачом. Прослужил он недолго и очень быстро схватил тиф. В это время белые отступали с Северного Кавказа под натиском большевиков. Алехина отмечает, что Булгаков находился в бредовом состоянии, с температурой под сорок два, но Татьяна всё равно собиралась с ним ехать. Однако коллега Булгакова, другой военный врач, сказал ей, что «если, мадам, вы хотите, чтобы ваш муж через десять вёрст умер, тогда поехали». Татьяна осталась с мужем во Владикавказе и никуда его не повезла. Выходила его из этого тифозного состояния. Так она его второй раз спасла.

— Впоследствии Татьяна Николаевна с очень большой обидой говорила Леониду Паршину, что Булгаков назвал её однажды слабой женщиной именно за то, что она не смогла увезти его в Батум и он не ушёл в эмиграцию, — говорит Елена Алёхина. — Конечно, ей было безумно обидно.

Первая супруга Булгакова во многом помогала ему перенести голод и холод начала 1920-х, когда они жили в первой московской квартире писателя на Большой Садовой, 10. Спасались как могли. Выручила золотая цепочка, которую родители Таси подарили ей на свадьбу. Как выражалась Тася, «цепочку съели». Татьяна Николаевна откусывала от этой золотой цепочки сколько-то звеньев, несла в скупку и на эти деньги довольно долго жили.

— Новый 1924 год они встречали в гостях и гадали на воске, — продолжает Елена Алёхина. — Татьяна рассказывала, что Мише всё выпадало счастье, а ей пустые кольца. Она расценила это как развод. Сказала об этом мужу. Он стал её разубеждать: «Нет, нет, что ты! Всё хорошо!». Однако Татьяна вспоминала: «Я знала, что у него уже была другая, эта». Имени «этой» она не называет. На самом деле этой другой ещё не было. Но Татьяна, видимо, чувствовала, что отношение к ней мужа куда-то уходит.

В 1924 году они разошлись, но какое-то время Булгаков помогал ей материально. А когда в 1925 году Булгаков с радостью принёс Татьяне начало своего романа «Белая гвардия», опубликованного в журнале «Россия», и она увидела, что роман посвящен другой женщине – Любови Белозерской, то впала в бешенство и изорвала этот журнал.

Тем не менее Булгаков не забыл Тасю, которая после развода с ним ещё дважды выходила замуж. Сначала за врача Александра Крешкова. Вместе с ним она уехала в Сибирь. О смерти Булгакова Татьяна Николаевна узнала из газет. Уже после похорон она приехала в Москву, где встретилась с вдовой Булгакова Еленой Сергеевной и его сёстрами. Все ей рассказали, что перед смертью Михаил Афанасьевич её звал и очень хотел, чтобы она приехала.

— Когда она вернулась в Сибирь, то узнала, что Александр Крешков уничтожил всё, что у неё было булгаковское: фотографии, письма, документы. Татьяна Николаевна уже пятнадцать лет не была женою Булгакова, а ревность, видимо, сидела.

Татьяна Николаевна умерла в 1982 году в возрасте девяноста лет. Незадолго до смерти она успела наговорить свои воспоминания московскому булгаковеду Леониду Паршину. Они стали ценнейшим источником о Булгакове. Долгожительницей оказалась и вторая жена писателя – Любовь Белозерская.

Булгаков познакомился с ней в начале 1924 года на вечере, который московские писатели устроили в честь приезда Алексея Николаевича Толстого из эмиграции. Из эмиграции вернулась и Белозерская, которая к тому моменту уже рассталась со своим первым мужем, фельетонистом Ильёй Василевским.

Любовь Евгеньевна приехала из-за границы модно одетая. А Булгаков был в довольно странном виде, как Белозерская его описывает: «Он был в поддевке без пояса и на нём были лаковые ботинки – чёрное с жёлтым». Белозерская назвала их цыплячьими. Булгаков очень обиделся и сказал, что «если бы надушенная дама, только что приехавшая из-за границы, знала, с каким трудом мне достались эти ботинки, она бы так о них не отзывалась».

На основе рассказов Белозерской об эмигрантской жизни, как считает Алёхина, Булгаков написал свою пьесу «Бег». Например, вспомним сцену, когда генерал Чернота, взбесившись от завываний муэдзина, призывавшего правоверных на молитву, выхватывает револьвер и стреляет в воздух с воплями: «Проклятый город!» – похожую реакцию Белозерская наблюдала у Василевского, ненавидевшего Константинополь. Кроме того, Белозерская указывает, что именно мемуары генерала Якова Александровича Слащева явились базой для этой пьесы, и Слащёв стал прообразом генерала Хлудова.

— Белозерская знала верхушку Красной Армии, — говорит Елена Алёхина. — Она была женщиной очень спортивной: ходила на лыжах, занималась верховой ездой, окончила водительские курсы. Женина-водитель в Москве в те годы — это был нонсенс.

Любови Евгеньевне посвящены роман «Белая гвардия», пьеса «Кабала святош» («Мольер»), «Бег» и ещё несколько произведений. Алёхина отмечает, что именно на годы жизни с Белозерской приходится расцвет булгаковского творчества. В середине 1920-х выходят «Дьяволиада», повесть «Роковые яйца», публикуется, правда не полностью, роман «Белая гвардия». Булгаков по заказу Художественного театра делает инсценировку романа, и рождается пьеса «Дни Турбиных». В отличие от первой жены Булгакова, Белозерская участвует в его литературной работе. Любовь Евгеньевна, прекрасно знавшая французский язык, помогала ему работать над «Мольером», отчитывая в библиотеке франкоязычные источники, делая конспекты.

Наконец, Белозерская была свидетельницей телефонного разговора Булгакова со Сталиным в 1930 году. Годом ранее, в 1929 году, одномоментно запрещаются все булгаковские произведения. Его изгоняют из МХАТа, где он был ассистентом режиссёра.

— Жестом совершеннейшего отчаяния было его письмо советскому правительству. Результатом этого письма был звонок Сталина Булгакову в квартиру на Большой Пироговской, 35А, где тоже жил писатель, — рассказывает Елена Алёхина. — Звонок был 18 апреля, на следующий день после похорон Маяковского, на которых был Булгаков. Раздался звонок, Белозерская взяла трубку, и мужской голос сказал: «Сейчас с вами будет разговаривать товарищ Сталин». Она передала эту информацию Булгакову, а тот сделал вид, что его это не касается, потому что решил, что это розыгрыш. Через несколько минут снова раздаётся звонок. Булгаков, как ошпаренный подбегает к телефону, хватает трубку и действительно слышит голос Сталина. Он посоветовал Булгакову устроиться во МХАТ. Булгаков ответил, что он ходил, но его там не приняли. Тогда Сталин посоветовал ему сходить ещё раз и выразил надежду, что его там примут. На следующий день Булгакова на руках внесли в Художественный театр. Он был восстановлен в должности ассистента режиссёра и проработал в этом театре до конца 1936 года.

Любовь Евгеньевна слушала этот разговор по отводной трубке. Она записала его в своих воспоминаниях до запятой. Пересказал Булгаков беседу с вождём и своей третьей жене Елене Сергеевне, на которой женился буквально через два дня после развода с Белозерской.

Любовь Белозерская больше никогда не выходила замуж, детей у неё не было. Она работала в издательстве «Художественная литература», «Советская энциклопедия», в редакции «Литературной газеты». Она редактировала собрание сочинений Викентия Вересаева. До 1956 года Любовь Евгеньевна работала при академике Тарле. Она прожила до 92 лет. Вот её фотография в доме на Пироговке за несколько лет до смерти. Именно в этот дом в 1932 году Булгаков привёл Елену Сергеевну.

— Каким образом они жили месяца два-три втроём, я сказать не могу, – рассуждает Елена Алёхина. – В конечном итоге в этом доме Булгаков снял для Белозерской другую квартиру. Её отремонтировали, сначала Булгаков её оплачивал. В этой однокомнатной квартире на Пироговке, 35, Любовь Евгеньевна прожила до конца своих дней. Скончалась она в 1987 году.

И для Булгакова, и для Елены Сергеевны это был третий брак. Отец жены Булгакова Сергей Маркович Нюренберг был большим поклонником театра. Сам писал пьесы и организовал в Риге Театр русской драмы. Театралкой стала сестра Елены Сергеевны Ольга. Она с 1918 года служила в МХАТе, впоследствии была секретарём Владимира Немировича-Данченко. Ольга и рассказала своей младшей сестре Елене о молодом Булгакове. Елена Сергеевна видела спектакль «Дни Турбиных» и очень хотела познакомиться с этим молодым драматургом. В 1929 году они встретились у общих знакомых. Причём Елена Сергеевна не хотела приходить, но её завлекли тем, что будет в гостях Булгаков. За столом они оказались рядом.

— Она была в шёлковом платье, и на рукаве у неё развязалась завязочка этого платья, – говорит Елена Алёхина. – Она попросила своего соседа по столу Михаила Афанасиевича завязать ей эту завязочку, одной рукой она сделать этого не могла. Булгаков потом говорил, что завязочку он завязал, но на всю жизнь она привязала его этой завязочкой к себе.

Елена Сергеевна говорила: «Мы обвенчались в ЗАГСе». В тот день у Булгакова во МХАТе была репетиция. Он написал режиссёру записку, что просит отпустить его сегодня пораньше, потому что сегодня у него «венчание в ЗАГСе». С октября 1932 года до смерти Булгакова в 1940 они прожили вместе.

Этому «венчанию» предшествовал тяжёлый развод Елены Сергеевны с известным военным деятелем Евгением Шиловским. Тот даже грозил самоубийством. Дело в итоге разрешили миром. Детей поделили между собой: старший остался с отцом, а младший, Сергей, с матерью. По словам Алёхиной, Серёжу Шиловского Булгаков воспитал как своего сына. У них были очень тёплые отношения, и Булгаков многому его научил. Серёжа звал его Потапом.

— Елена Сергеевна полностью вошла в литературную работу Булгакова, – говорит исследовательница. – Она всё печатала на машинке. Если Булгаков свои рукописи уничтожал, то она собирала каждую бумажку, благодаря чему сохранилась значительная часть архива Булгакова. Сохранились её дневники с 1932 года и до конца жизни Булгакова.

Интересно, что Елена Сергеевна уже в 1960-е годы переписала свой дневник. Отредактированный вариант был издан при её жизни. Таким образом мы имеем уникальный документ под названием «Дневник Елены Сергеевны Булгаковой» – тот, который она писала в реальности по ходу событий, и тот, который она переписала под конец своей жизни.

— Этот документ абсолютно безэмоциональный. Она пишет в основном назывными фразами, очень кратко, выдержано. Редко встречаются всплески. Очень тактичное отношение даже к недругам. Тем не менее, она очень чётко фиксировала все события в жизни Булгакова по дням, даже по часам, – отмечает Алёхина.

Ещё одним источником информации служат письма Булгакова к ней летом 1938 года. В них он подробно пишет о работе над романом «Мастер и Маргарита». Роман Булгаков начал писать в 1929 году. У него было несколько редакций. Первую он уничтожил. Были разные названия, вставлялись последующие сюжеты. В октябре 1937 года Елена Сергеевна фиксирует в дневнике название романа – «Мастер и Маргарита». В 1937 году Булгаков нарисовал слово «Конец». А в 1938 году, когда Елена Сергеевна с сыном Серёжей уехала в Лебедянь, Булгаков взялся за переделку этого романа. Печатала его сестра Елены Сергеевны Ольга Бокшанская. 24 июля 1938 года заканчивается печать последней редакции романа. Потом Булгаков начал его редактировать, но последнюю версию закончить не успел.

Елена Сергеевна была свидетельницей и создания последней пьесы Булгакова «Батум», главный герой которой — Сталин. Булгаков написал её к 60-летию вождя, которое пришлось на 1939 год. Еще в 1936-м Елена Сергеевна отмечает в дневнике: «Миша пишет пьесу о Сталине». Она считала, что эта пьеса будет пропуском Булгакова в новую литературную жизнь. В 1939 году пьеса была принята МХАТом, начала репетироваться, но была запрещена самим Сталиным. Когда Булгаков узнал, что запрет в театр пришёл лично от Сталина, он сказал жене: «Люся, он подписал мне смертный приговор».

Булгаков скончался на руках у Елены Сергеевны 10 марта 1940 года в возрасте 48 лет. До конца дней вдова писателя сделала всё, чтобы память о нём осталась навсегда. Символично, что она умерла в 1970 году, через день после просмотра фильма по пьесе Булгакова «Бег».

Личная жизнь Михаила Афанасьевича.

С первой женой Татьяной Лаппой Михаил Булгаков познакомился во время учебы в 1908 году. Между молодыми настолько сильное чувство, что Миша бросает университет и едет к любимой в Саратов. В апреле 1913 года пара венчается.

Когда писателя отправляют на фронт, Татьяна едет с ним медицинским ассистентом. На долю обоих супругов выпадает не только испытание войной. Преданная жена за 11 лет брака становится безликой рядом с восходящим творцом. Брак распался в октябре 1924 года, а оформили развод марте 1925 года. Михаил Афанасьевич уходит навстречу новой музе, к утонченной ценительнице литературы Любе Белозерской, которая любила светскую жизнь и дорогие автомобили. Брак зарегистрировали 30 апреля 1925 года.

Февраль 1929 года – в московском доме художников Булгаков случайно знакомится с Еленой Шиловской, которая на тот момент замужем за генерал-лейтенантом и военным деятелем Е. Шиловским. Между Михаилом и Еленой мгновенно вспыхивает чувство. Через год, после болезненного и тяжелого разрыва Елены с мужем, а Булгакова со второй женой, 4 октября 1932 года пара сочеталась браком

Друзья и знакомые третей четы Булгаковых говорили, что они предназначены друг другу судьбой. Удивительно, но за все года совместной жизни они ни разу не ругались. Сам М. Булгаков неоднократно говорил – «я нашел в ней друга, соратницу, музу, любовницу, биографа, секретаря и просто хорошего сотрудника».

Благодаря стараниям Е. Шиловской, после смерти Мастера, на свет вышло много неизданных его произведений, включая мистический роман «Мастер и Маргарита».

Это еще одна из этих вечных литературных загадок: почему Иосиф Сталин не уничтожил Михаила Булгакова? Да, немногие работы Булгакова увидели свет при жизни автора, однако вряд ли это помогло автору, особенно, такому как он, кто бесстрашно — или безрассудно — выставлял напоказ нелепую суть коммунистической власти. В одном из рассказов сборника, — который был переведен на английский язык впервые (и, насколько я понимаю, очень хорошо переведен Роджером Кокреллом — Roger Cockrell), — высмеиваются большевистское вполне благовидное стремление к просвещению масс. В рассказе солдат делится своими впечатлениями от оперы Верди «Травиата», которую ему было приказано посмотреть (хотя лучше бы он сходил в цирк). Первое, что поставило его в тупик — дирижер: «Затем дирижер развернул перед собой какую-то книгу, посмотрел в нее и махнул белым прутиком. … Ну, а дирижер этот действительно в грамоте оказался не последний человек, потому два дела сразу делает — и книжку читает, и прутом размахивает». Первое, что обычно требовали от российского писателя, стремящегося высмеять действующую власть, это выметаться вон из Советского Союза. Больше всего Булгаков известен благодаря своим масштабным и основанным на более фантастических сюжетах художественным произведениям «Мастер и Маргарита» и «Роковые яйца». Заголовок последнего, как следует из пространного и подробного послесловия к «Запискам на манжетах», вытекает из длинной последовательности иносказаний и многозначительной игры слов, настолько непереводимых, что вообще не понятно, что от всего этого может остаться в англоязычном тексте. Однако эти романы были написаны еще раньше, в начале 1920-х; и, за немногими исключениями, стремления к вымыслу или (в более широком смысле этого слова) к сюрреализму в них не ощущалось. Все само по себе было настолько фантастическим и сверхъестественным, что Булгакову оставалось лишь кое-что добавить из своей врачебной практики и литературного опыта. В качестве повторяющейся темы в этом сборнике — врач, изо всех сил старающийся не стать участником ни одной из угрожающих ему российских локальных войн и распрей (которых в России того времени было предостаточно). Порой кажется, что разумнее всего будет засунуть в карман револьвер и бежать, поскольку в этом случае всегда можно оставить последнюю пулю для себя и, если схватят, пустить ее себе в лоб. Примечательным для творчества Булгакова является то, что ему удается сохранять определенную дистанцию, с некоей иронией отстраниться от описываемых событий, при этом ничуть не умаляя ни важности, ни достоверности того, о чем он собирается рассказать. На страницах его произведений все выглядит так, будто он стремится приобщиться к происходящему, но делает это так, что каждая ситуация превращается в абсурдную черную комедию. В этом проявляется своего рода собственный булгаковский авангардизм: как будто для соблюдения литературных условностей нет ни времени, ни смысла. В «Необыкновенных приключениях доктора» рассказчик оказывается на истерзанных войной российских просторах. В 5-й главе приведены только два ряда точек и больше ничего. 6-я часть озаглавлена «Артиллерийская подготовка и сапоги», текста в ней тоже нет. А заголовок 1-й главы звучит так: «Без заглавия — просто вопль». Увидев в бинокль венский стул, сам по себе стоящий на холме, рассказчик произносит, имея в виду изготовителя бинокля: «Цейс галлюцинирует!». Мы чувствуем, что все эти детали и образы можно описать лишь на основе личного опыта и впечатлений. И если вы никогда раньше не читали Булгакова, то этот сборник как нельзя лучше подходит для знакомства с писателем. В этих произведениях сосредоточена вся его бешеная энергия, а также, в значительной степени, его талант (в то время он подумывал оставить свою врачебную практику). Дело еще и в его высокой писательской честности и искренности: он, так сказать, выступает в роли анти-пропагандиста. Некоторые считали, что именно эта храбрость удивляла и забавляла Сталина, и именно благодаря ей писателю удалось избежать лагерей или тюремной камеры. Так случилось, что он не дожил до 50 лет только из-за болезни почек. И в «Записках на манжетах» мы видим одного из самых необычных писателей 20 века, которые начинали проявлять себя на литературном поприще. Выражаю благодарность издателю за предоставленную нам возможность познакомиться с этой книгой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Интересные факты о писателе.

Как неординарная и творческая личность, Михаил Афанасьевич Булгаков был человеком, обладающим цепким взглядом, аналитическим умом и принципиально-дотошной памятью. Поэтому в его биографии есть много любопытных фактов.

  1. Первое свое произведение Михаил написал в 7 лет – «Похождение Светланы». В 5-м классе он сочиняет фельетон «Дни главного врача», параллельно публикуется в школьной стенгазете как автор сатирических стихотворений.
  2. С самого детства маленький Миша любил много читать. В 8 лет Булгаков самостоятельно прочитал книгу «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
  3. Особое влияние на выбор профессии Булгакова повлиял факт, что многие его родственники занимались медициной.
  4. Прототип для профессора Преображенского из «Собачьего сердца» был выбран из реальной жизни. Это дядя писателя, известный гинеколог Н. М. Покровский.
  5. По подсчетам самого автора, всего он получил 298 рецензий критиков на свое творчество. Из них только три были положительными.
  6. Все отзывы критиков о пьесах Булгаков собирал в специальную папку.
  7. Михаил Афанасьевич скрупулезно коллекционировал театральные билеты на концерты и спектакли, которые посещал зрителем.
  8. У помощника Воланда из «Мастера и Маргариты» кота Бегемота был реальный прототип – черный пес Булгакова, который носил ту же кличку.

В жизни Михаила Афанасьевича, так же, как и в его творчестве, есть место абсурду. Он постоянно сталкивался с нелогичной и несправедливой системой фильтрации своих произведений. Несмотря на мощное политическое сопротивление, великий Мастер остался хорошим человеком и творцом уникального литературного наследия XX века до последнего вздоха.

Булгаков Михаил. Биография 3

Михаил Афанасьевич Булгаков – родился в 1891, а умер в 1940 году.

Родился писатель в Киеве. В семье был самым старшим из семи детей. Был весьма образованным, успешно закончил университет и после учёбы пошёл работать в госпиталь, так как это было популярно среди его ровесников. Это стало одним из факторов последующего порока Булгакова – он пристрастился к морфию, который был наркотиком, но благодаря своим внутренним силам и поддержки жены, всё-таки смог победить проказу. Опираясь на знания и ощущения, которые Михаил Афанасьевич получил во время зависимости, было написано знаменитое произведение «Морфий».

Уже будучи мужчиной средних лет Булгаков переезжает в Москву и активно занимается своей творческой деятельностью. Его первые произведения – это отражения послереволюционной России с её бюрократизмом, невежество многочисленных господ этого мира и тд.

Работал Гоголь в разных газетах, в основном в столичных. Там активно печатали его статьи : научно-популярного характера, очерки, небольшие рассказы, фельетоны.

Известно, что Булгаков трижды был женат и к закату своей жизни имел целый букет болезней, одной из них была болезнь почек, от которой Михаил Афанасьевич и скончался.

Булгаков и его произведения мастер и Маргарита до сих пор не оставят равнодушным читателя.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]