Самобытным писателем и замечательным сатириком в истории русской литературы является Николай Гоголь. Его талантливые книги знакомы каждому не только в нашей стране, но и за ее пределами. По его произведениям уже снято много художественных кинолент, а в театрах проходят спектакли по его произведениям. Литературное гоголевское наследие велико и значительно. В творчестве Н.Гоголя есть произведения, которые относятся как к романтическому направлению, так и к реалистическому. Известно, что самобытный писатель родился в месте, где было много имений уже известных литераторов. Это и повлияло на формирование Николая Гоголя. Родился он в Полтавской губернии, где в 1809 году Великие Сорочинцы являлись культурным центром провинции.
Биография Николая Гоголя
О детстве писателя известно многое. Так, отец самобытного писателя был драматургом, но он занимался этим непрофессионально, а на любительском уровне. Он работал секретарем у графа, который мог себе позволить иметь крепостной театр. Вот для этого театра отец Гоголя и писал пьесы, а маленький писатель смотрел эти постановки. Кроме этого, у помещика Трошинского была огромная библиотека, которую было разрешено посещать и читать книги и ребенку секретаря. Но на этом обучении Гоголя не заканчивается и после небольшого домашнего обучения он отправляется в гимназию, которая находилась в Нежине.
В гимназии высших наук он стал учиться в 1821 году, именно там ученикам внушались идеи о том, что чиновник – это опора страны, на которой она и держится. Поэтому после окончания училища у выпускников был только один путь – пойти на государственную службу. Но знаний, которые давали в гимназии, было недостаточно, чтобы заниматься литературой. Поэтому самобытный писатель начинает еще заниматься и самостоятельно. Он выписывает разнообразные альманахи и литературные журналы. В гимназии он писал забавные эпиграммы, часто их героями становились учителя.
Они были не только смешными, но и остроумными. Но этому творчеству тогдашний гимназист не придавал никакого значения.
Первые гоголевские произведения
После учебы в гимназии Гоголь переезжает в Петербург, мечтая о карьере чиновника. Но уже тогда, в 1828 году, его никуда не желают брать на работу. Будучи человеком впечатлительным, он обиженный и расстроенный пишет поэму «Ганс Кюхельгартен», где главный герой – молодой немецкий юноша, мечтающий послужить своей родине, но его не отпускают осуществить свою мечту. Конечно же, прототипом главного героя становится сам автор. Но его литературное творение подверглось сильнейшей критики. Это очень обидело начинающего писателя. Он сжигает весь вышедший из печати тираж этого произведения.
Проанализировав причины своей неудачи, Н.Гоголь начинает понимать, что все его мечты были наивными и детскими, но когда он устраивается на работу мелким чиновником, то служба ему совсем не нравиться и он разочаровывается. Единственное, что нравится самобытному писателю в то время – это общение с литераторами, которые уже были известны. Среди них оказывается и опальный поэт Пушкин. Сказочные мотивы появляются в гоголевских произведениях этого времени. Так, в 1832 году он создает повесть, где смех играет важную роль. Когда же «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в тираж, то были высоко оценены. А.Пушкин сразу же сообщил всему миру о том, что из Гоголя выйдет толк.
В этой повести автор описывает простую жизнь украинского народа, и совсем нет в этом гоголевском произведении страданий человека, который оказывается лишним для общества. Такой сюжет для русской литературы того времени был необычен. В это время Николай Гоголь, которому не нравилась служба чиновником, бросает свою должность и решает посвятить все свое время литературе. Он увлекается изучением истории, особенно его интересует Древний мир и Средние века. В какой-то момент он решает, что должен пойти преподавать. В университете Киева он пытается выбить себе кафедру, но опять терпит неудачу. Поэтому в 1835 году он отказывается от изучения истории.
Петербуржский период
В 1828 г. писатель отправился в Северную столицу устраиваться на работу, но его никуда не брали: или просто не принимали, или предлагали низкую зарплату.
В 1829 г. Николай написал стих «Италия» и, не подписываясь, послал в издание «Сын Отечества». Его напечатали, это придало уверенности Гоголю. Он решился опубликовать и свое произведение «Ганц Кюхельгартен», под которым подписался Алов. Но эта книга не пользовалась популярностью: поэму сильно критиковали за наивность. Тогда писатель полностью выкупил тираж и сжег. После провала он пытался стать актером и проходил прослушивание у руководителя Императорских театров. Однако Николая не взяли. В июне 1829 г. он поехал путешествовать по Германии.
Осенью он приехал назад в Петербург. Его финансовое положение сильно пошатнулось, и писатель пошел работать помощником столоначальника. Гоголь занимал должность коллежского асессора. Он выполнял разные поручения от руководства, подшивал документы и принимал жалобы, а в перерывах сочинял произведения о жизни на Украине. В 1830 г. в газете «Отечественные записки» писатель издал «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Но основной текст отличался от оригинала: главный редактор П. Свиньин откорректировал его на собственное усмотрение.
Со временем писатель все больше создает свои художественные произведения для различных изданий. В 1831 г. он публикует:
- «Ге.
В этом же году он знакомится с Антоном Дельвигом, в жизни Гоголя это был важный этап. Новый знакомый ввел Николая Васильевича в творческое литературное общество. Сообщения о творчестве Гоголя дошли до П. Плетнева и В. Жуковского, которые высоко оценили писателя. Они помогли подобрать ему новую работу: он стал преподавать в женском Патриотическом университете, а в свободное время занимался репетиторством дворянских детей.
Гоголевский цикл «Петербургские повести»
После появления первого сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» автор начинает много работать, и поэтому практически сразу он выпускает еще два сборника рассказов «Арабески» и повестей «Миргород». В них идет описание и украинских поселений, и самого города Петербурга. Он пишет в это время еще несколько повестей, которые потом объединяет в общий цикл «Петербургские повести». Получается, что в этот гоголевский сборник входит пять повестей:
•Портрет. •Невский проспект. •Записки сумасшедшего. •Нос. •Шинель.
Во всех этих повестях главные герои — простые и обыкновенные люди, жизнь которых очень страшна в этом безжалостном и суровом мире. И в этих повестях впервые после пушкинского «Медного всадника» появляется образ Петербурга. Гоголевский город на Неве красив, легок, но для маленького человека он холоден и страшен. Но рядом с простым человеком, с грациозным и равнодушным городом появляются мистические и загадочные мотивы.
Писательство с этого времени становится основной деятельностью Николая Гоголя. Он относится к нему очень серьезно, видя в нем весь смысл своей жизни. Продолжая общаться с передовыми литераторами того времени А.Пушкиным и В. Жуковским, он постоянно посещает литературные круги. Все это имеет огромное влияние на его творчество. Автор работает усиленно, практически без передышки, не отдавая свое предпочтение какому-то определенному жанру. В этот период он пишет много произведений, которые потом стали известны.
Тогда же о нем заговорили и критики. На него обратил внимание и В.Белинский, который признавал талант молодого литератора.
Творчество Н.В. Гоголя
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) начал свою литературную деятельность как писатель-романтик. Литературным дебютом стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 – 1832).
В «Вечерах» народность выступает еще в границах романтической художественной системы. В текстах отразился «идеальный мир» автора. Жизнь украинского народа, реальная Диканька являются у Гоголя волшебно преображенными. Не давая всесторонней картины народной жизни, «Вечера» раскрывают ее поэзию. Не случайно В.Г.Белинский писал: «Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя».
В двух повестях («Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть») фантастика приобретает зловещий (в последней – с оттенком мистического) характер. Фантастические образы здесь запечатлевают существующие в жизни злые, враждебные человеку силы, прежде всего – власть золота. Однако и в этих повестях развертывается история не торжества, а наказания зла и таким образом утверждается конечная победа добра и справедливости.
В последующие годы Гоголем был создан сборник «Миргород» («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др.). В «Портрете», «Невском проспекте» и «Записках сумасшедшего» Гоголь оставляет украинскую тематику и обращается к петербургской действительности. Позже (также на основе петербургского материала) написаны «Нос» и «Шинель».
Над последней по времени в петербургском цикле повестью – «Шинель» – Гоголь работал в 1839 – 1841 годы. Рисуя судьбу бедного чиновника, Гоголь наполняет повесть огромным социальным и гуманистическим содержанием. История Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», – история искажения и гибели человека под властью обстоятельств.
«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей русской литературы, утверждения в ней принципы социального гуманизма и «натурального» направления. Герцен считал «Шинель» колоссальным произведением Гоголя. Достоевскому приписывают знаменитые слова: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»».
Наиболее значительными произведениями Гоголя считаются комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души»
В октябре 1835 года Гоголь обратился к Пушкину с просьбой дать ему какой-нибудь «чисто русский анекдот» в качестве сюжета для комедии. Пушкин поделился с Гоголем историей о чиновнике, который в провинциальном городе был принят за важную государственную особу. Перо Гоголя превратило анекдот (в основе которого лежали действительные происшествия) в комедию огромного обобщающего смысла. В декабре «Ревизор» был закончен, а в апреле 1836 года поставлен на сцене Александринского театра.
Сюжет «Ревизора» основан на общественных конфликтах. Действие комедии происходит в провинциальном городке, но порядки, в нем действующие, показаны не как частное явление, а как следствие крепостнической и бюрократической системы России. Нарисованный Гоголем мир отражает важнейшие части этой системы: суд, народное образование и просвещение, больницы, полицию, почту. Писатель указывал на концентрацию и укрупненность художественного мира своей комедии: «Это сборное место. Отовсюду, из разных углов России, стеклись сюда исключения из правды, заблуждения и злоупотребления, чтобы послужить одной идее: произвести в зрителе яркое, благородное отвращение…». Миру злоупотреблений Гоголь (в отличие от авторов обличительных комедий XVIII века) не противопоставляет никакого другого, положительного мира; из комедии неизбежно следует вывод, что изображенные в ней явления – норма, закон действительности.
Гениальным открытием Гоголя становится образ Хлестакова. В заостренной форме раскрыты неумеренные и необоснованные претензии, стремление казаться «чином выше», способность «блистать» при полнейшей умственной и душевной пустоте и легкомыслии. В головокружительном превращении ничтожества в значительную «персону» сказалась бессмыслица общественных порядков, культ «чина».
Центральным произведением Гоголя стали «Мертвые души».
Гоголь задумал монументальное произведение в трех томах, «великую национальную поэму», стремясь не только показать современную Россию (Русь «с одного боку»), но и заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни. Труд над «Мертвыми душами» писатель рассматривал как величайшее дело всей своей жизни, как свой человеческий и гражданский подвиг: «… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!..».
Первый том «Мертвых душ» вышел в свет в 1842 году. Действие его происходит в одной из русских губерний, но все изображаемое имеет широчайший обобщающий смысл. В поэме представлены различные «уровни» русской жизни: Россия дворянская, чиновничье-бюрократическая, народная; Россия в ее настоящем и Россия в ее великом предназначении. Россия настоящего раскрывается в своей будничной ежедневной жизни. Знакомство Чичикова с городом, его сановниками, визиты к окрестным помещикам дают возможность автору развернуть панораму действительности, показать ее контрасты.
Тема духовного омертвения раскрывается прежде всего в изображении поместного дворянства. В гоголевской поэме выступает новый по сравнению с пушкинским тип реализма, новые способы типизации и психологизма. В отличие от духовно развитых, сложных характеров пушкинских героев, гоголевские персонажи – существа ординарные, представители «толпы».
Жизнь помещиков представлена в «Мертвых душах» в двух формах: бесцельно-беззаботного эгоистического существования и жадного стяжательства. В основном писатель изображает персонажей «извне». В произведении Гоголя остается черта, восходящая к романтизму: в современном мире умирает духовное и воцаряются вещи, действительность становится только материальной. Отсюда подробное описание вещей в доме Манилова, Коробочки, Собакевича.
Иными путями художественного обобщения Гоголь идет в изображении Чичикова. В отличие от статичных портретов помещиков, здесь дана динамичная характеристика, что вызвано сложностью центрального героя поэмы. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых тенденций: духа приобретательства и аферы. Раскрывая свое намерение сделать героем поэмы не добропорядочного человека, а «припрячь» «подлеца», Гоголь детально исследует истоки его личности. Глубочайшая связь между характером и обстоятельствами проведена и здесь. Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков – порождение окружающего мира с его противоречиями бедности и богатства.
Родившись в бедной семье, Чичиков не становится «маленьким человеком» типа Башмачкина. Чтобы подняться по общественной лестнице, он неуклонно воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость. Гоголь показывает, что бережливость, накопительство Чичикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащения у Чичикова – черта нового буржуазного общества, деньги для него – средство достижения карьеры.
Гоголь очень точно определяет одну из характерных черт поднимающейся буржуазии – жизненную энергию своего героя, целенаправленность его действий и в то же время их предельную эгоистичность. Хотя все предприятия Чичикова оканчиваются неудачей, он неутомимо рвется вперед, к манящей заветной цели. Обладая незаурядной силой воли, он до поры до времени набрасывает узду на свои желания и страсти, обрекает себя на скромное существование, чтобы затем начать действовать «по большому счету».
Сложность гоголевской поэмы – в двуплановости, которая определяет ее идею, композицию, стиль. Русская действительность открывается Гоголю не только в «мертвенном» состоянии, но и в своих огромных возможностях. Выразителем идеального в поэме является народная Россия, ее скрытые, дремлющие силы. Реалистическое художественное видение Гоголя констатирует темноту и невежество закрепощенного народа. В то же время писатель стремится проникнуть в будущее, представляющееся ему на путях утверждения «удалой» русской национальности, победы живой души над мертвящими общественными порядками. Залог этой победы Гоголь видит в «богатырстве» народа, его талантливости и одаренности; в «бойком, размашистом» русском слове; в «необъятном просторе», «могучем пространстве» русской земли.
«Мертвые души» – вершина творчества Гоголя. Реализм поэмы выразился в многомерности художественного видения жизни, в способности раскрыть ее в движении, в глубоком внимании к социальным проблемам и взаимоотношениям людей. Идеальное в поэме вырастает из самой действительности, из русской народной почвы, которая в самой себе заключает источник своего великого будущего.
Возникающая в поэме тема неведомого будущего приводит к тому, что в эпическое повествование вливается романтическая струя «лирических отступлений». Значительная их часть посвящена родной стране: «… И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..».
В поэме возникает и образ автора, богатство чувств которого раскрывается в лирических отступлениях. В VII главе Гоголь размышляет о судьбах и путях двух писателей в России. Признавая «сладкое обаяние» романтических произведений, Гоголь тем не менее избирает судьбу писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Гоголь обозначает путь реалистического творчества. Вместе с тем в реализме «Мертвых душ» продолжает жить романтическая струя, определяя «высокий» настрой поэмы.
«Двойственностью» отличается и юмор Гоголя. Наряду с обличительными и сатирическими нотами в нем звучат грусть и боль за человека; сквозь «видимый миру смех» проступают «незримые, неведомые ему слезы».
Работая над «Мертвыми душами», Гоголь называл их то романом, то повестью, то поэмой. Вероятно, он хорошо осознавал необычность своего произведения: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь … не похожа ни на повесть, ни на роман». Печатая «Мертвые души», Гоголь определился окончательно. Субъективное начало, высокий лирический настрой, эпическая широта повествования, интенсивность авторской «партии», очевидно, побудили писателя назвать свое творение «поэмой». «Мертвые души», конечно, заключают в себе важнейшие черты жанра социально-психологического романа, который в дальнейшем займет такое большое место в русской литературе (глубокое раскрытие общественных отношений, разнообразие и типизация характеров). Вместе с тем текст уникален. В «Мертвых душах» органически сочетаются объективный, повествовательно-драматический элемент с лирическими высказываниями, высокая поэзия и беспощадная проза, «живой поток» жизни с четкой авторской целью.
Римский период в творчестве Николая Гоголя
После выхода цикла «Петербургские повести» автор пробует свои силы и в драматургии. В 1835 году он пишет чудесную и реалистическую комедию-пьесу «Ревизор», которую уже на следующий год ставят в театре. Автор задумал собрать все российские пороки и посмеяться над ними. Все герои гоголевской комедии объединены страхом, ведь каждый из них имеет много пороков. После ее постановки на театральных помостах, где первый спектакль не имел успеха, у автора появился постоянный зритель, с которым у него сложились хорошие и дружеские отношения. Им стал император Николай Первый.
Не понимая зрителя, который так отнесся к первой театральной постановке, он решает написать еще одно маленькое произведение, где как раз и объясняет весь смысл своей комедии. Это небольшое гоголевское произведение имело название «Размышление у театрального подъезда». Самобытный писатель так писал о смысле своего комедийного произведения:
«Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее во всем продолжении ее. Это был смех».
После этого обиженный Николай Гоголь уезжает в Рим, где много и усердно работает. Именно там он приступил и к написанию поэмы «Мертвые души», которые уже в 1842 году публикуются в России. Авторский замысел заключался в трех частях, подобно «Божественной комедии» Данте. Однако все три части он написать не успел. Его произведение подверглось жестокой критике. И уже через три года ему становится так плохо, что в Риме его помещают в специализированную клинику для душевнобольных. Сам российский император передает ему деньги на лечение. Поэтому сразу же после выздоровления, вернувшись на родину, он благодарит императора и озвучивает свое желание уйти в монастырь.
Римский период и Мертвые души
Несмотря на одобрение императора, Гоголь обижается на непонимающую остальную публику и уезжает в Рим. Там он много работал, написал Мертвые души, которые в 1842 году были опубликованы в России. (История создания Мертвых душ). Он замышлял эту поэму своего рода аналогом Божественной комедии Данте, однако написать три части Гоголю не удалось. (Жанр и сюжет Мертвых душ). В 1845 году у него неожиданно обнаружили шизофрению и поместили его в клинику для душевнобольных в Риме. Ему совсем плохо, русский посол передает Гоголю деньги от царя. Выкарабкавшись, он возвращается в Россию, благодарит императора и собирается уйти в монастырь.
Публицистика в гоголевском творчестве
Николай Гоголь так и не ушел в монастырь, поэтому русская литература пополнилась его произведениями и стала намного сильнее. Вскоре он приступает и к публицистическим жанрам, где особенно выделяется его статья «Выбранные места из переписки с друзьями». Это гоголевская статья была опубликована в 1847 году. Известно, что основная часть сюжета – это письма, остальная часть – это небольшие статьи публицистического характера. По своему характеру произведение получилось угрюмое и консервативное.
Основная мысль – это вопрос о крепостном праве в России. Автор считает, что крепостное право отменять не стоит, так как великая русская литература началась с од Ломоносова. Отсюда он делал вывод о том, что благополучие литератора заключается в его умении восхвалять императора. Но его книга, посланная духовнику, имела негативную реакцию и его за вольность, проявленную в публицистической статье, его чуть не отлучили от церкви. Но помогло вмешательство императора.
Не понравилась статья и критику В.Белинскому. Он, прочитав ее, заявил о том, что автор пытается вернуть страну в прошлое, которое было страшное и мрачное. Усмотрел он в написании этого произведения и личную заинтересованность автора стать воспитателем наследника престола. Чтобы отвести от себя подозрения Николай Гоголь предложил критику работать вместе и тот согласился. Но, к сожалению, у писателя опять случился новый приступ шизофрении. Поэтому сотрудничество не состоялось.
Но самыми мрачными годами для Николая Гоголя становятся его последние годы. Совершенно больной, он все-таки пишет вторую книгу своей поэмы «Мертвые души», и даже готов передать ее издателю для печати. Но в начале февраля, практически уже перед самой смертью, он собственноручно сжигает ее, находясь в помутнении рассудка. Утром он сожалеет об этом, а еще через 10 дней он умирает.
Влияние гоголевского творчества на русскую литературу
Известно, что Николай Гоголь — это самый таинственный писатель. В его произведениях смогли превосходно сочетаться два прекраснейших факта: сила воображения и жизненная наблюдательность. Необычность авторских образов состоит в том, что смех чаще всего присутствует на страницах его рассказов и повестей. Именно Николай Гоголь воспел Петербург, но критики усмотрели, что он омрачил его своими образами мелких петербургских чиновников. И на страницах гоголевских произведений возникает уже трагедия этого города.
Но автора мучили противоречия, которые потом находили отражение в его творчестве. Он обличает общество и верит в их правдивость, как в комедии «Ревизор». Его поэма «Мертвые души» — это бессмертное произведение. Гоголь пытался спасти Россию. Гоголевские идеи были продолжены и другими знаменитыми авторами: Достоевским, А.Блоком, Толстым.
Художественные особенности в творчестве Гоголя
Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он скоро обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист Гоголь развивался под благотворным влиянием Пушкина.
Но он не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы. Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и “маленького человека”, жителя петербургских углов. Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший “пошлость пошлого человека”, предельно
Часто он их гиперболизирует, отчего образ становится еще более ярким и выпуклым. Целям яркого, сатирического изображения героев служит у Гоголя тщательный подбор множества подробностей и резкое их преувеличение. Так, например, созданы портреты героев “Мертвых душ”. Эти подробности у Гоголя преимущественно бытовые: вещи, одежда, жилье героя. Если в романтических повестях Гоголя даны подчеркнуто живописные пейзажи, придающие произведению определенную приподнятость тона, то в реалистических его произведениях, особенно в “Мертвых душах”, пейзаж является одним из средств обрисовки типов, характеристики героев. Тематика, социальная направленность и идейное освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Гоголя. Два мира, изображаемые Гоголем,- народный коллектив и “существователи” – определили основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине (в “Вечерах”, в “Тарасе Бульбе”, в лирических отступлениях “Мертвых душ”),то становится близка к живой разговорной (в бытовых картинах и сценах “Вечеров” или когда повествуется о чиновно-помещичьей России). Своеобразие языка Гоголя заключается в более широком, чем у его предшественников и современников, использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов. Гоголь любил и тонко чувствовал народно-разговорную речь и умело применял все оттенки ее для характеристики своих героев и явлений общественной жизни. Лиризм в речи автора и его героев обусловливает некоторые приемы ее построения: 1) периодическое строение фразы, когда много предложений соединено в одно целое (“Тарас видел, как смутны стали казацкие ряды и как уныние, неприличное храброму, стало тихо обнимать казацкие головы, но молчал: он хотел дать время всему, чтобы пообвыклись они и к унынию, наведенному прощаньем с товарищами, а между тем в тишине готовился разом и вдруг разбудить их всех, гикнувши по-казацки, чтобы вновь и с большею силою, чем прежде, воротилась бодрость каждому в душу, на что способна одна только славянская порода, широкая могучая порода перед другими, что море перед мелководными реками”); 2) введение лирических диалогов и монологов (таков, например, разговор Левко и Ганны в первой главе “Майской ночи”, монологи – обращения к казакам Кошевого, Тараса Бульбы, Бовдюга в “Тарасе Бульбе”); 3) обилие восклицательных и вопросительных предложений (например, в описании украинской ночи в “Майской ночи”); 4) эмоциональные эпитеты, передающие силу авторского воодушевления, рожденного любовью к родной природе (описание дня в “Сорочинской ярмарке”) или к народному коллективу (“Тарас Бульба”). Народно-бытовой речью Гоголь пользуется по-разному. В ранних произведениях (в “Вечерах”) ее носителем является рассказчик. В его уста вкладывает автор и просторечие (бытовые слова и обороты), и такие обращения к слушателям, которые носят фамильярно-добродушный, свойственный данной среде характер: “Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы ду Характер человека, его социальное положение, профессия – все это необычайно отчетливо и точно раскрывается в речи персонажей Гоголя. Сила Гоголя-стилиста – в его юморе. Юмор Гоголя – “смех сквозь слезы”-был обусловлен противоречиями российской действительности его времени, в основном – противоречиями между народом и антинародной сущностью дворянского государства. В своих статьях о “Мертвых душах” Белинский показал, что юмор Гоголя “состоит в противоположности идеала жизни с действительностью жизни”. Он писал: “Юмор составляет могущественнейшее орудие духа отрицания, разрушающего старое и подготовляющего новое”.