Женские образы в романе «Отцы и дети»: смысловая и художественная значимость

Роман «Отцы и дети» всегда рассматривают как антинигилистический или роман о споре поколений. При этом к анализу привлекают образы Аркадия Кирсанова, Павла Петровича и Базарова. Мало кто рассматривает женские образы. В романе Тургенева «Отцы и дети» их роль достаточно значима. Всего в романе мы видим пять основных образов: Фенечка, Одинцова, ее сестра, мать Базарова Арина Власьевна и Кукшина.

Евдоксия Кукшина

Женские образы в романе «Отцы и дети» выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя — псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.

Анна Одинцова

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе «Отцы и дети» по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, королевской осанкой. Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах умные мысли, ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными.

Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и женской души. В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: «Бог знает, к чему это могло привести». Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Сочинение: Женские образы в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

(398 слов) В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» фигурам Одинцовой Анны Сергеевны, Кукшиной, Фенечки, Кати Локтевой отводится особое место. Каждая героиня обладает своим неповторимым характером. Единственное, что объединяет их между собой, это знакомство с Евгением Базаровым. Через женские образы не только раскрывается целостный портрет самого героя, но и передается сущность эпохи, которая стравила отцов и детей в непримиримом споре о будущем России.

Существенное влияние на мировоззрение главного героя оказала Анна Сергеевна. Эта сильная женщина несомненно выделяется среди других. Она наделена исключительной внешностью: высокий рост, стройное тело, безупречная осанка. Ее глаза светлого цвета сочетают в себе одновременно нежность и серьезность: «Ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным». В полной мере героиня умна и горда. Одинцова, лишившись отца в ранней возрасте, сумела самостоятельно позаботиться о своей младшей сестре и вырастить её. После смерти мужа ее смелая рассудительность и способность мыслить помогли содержать имение в прекрасном состоянии. Пройдя столь тернистый путь, героиня устает от жизни. Никто не смог разжечь огонь любви в ее сердце. Она не привыкла отдаваться чувствам, и общение с Базаровым и Кирсановым является для нее всего лишь игрой, чтобы унять свою скуку.

Некой противоположностью Анне является Кукшина. Она не обладает незаурядной внешностью, выглядит достаточно неряшливо и неопрятно. В ее доме всегда раскинуты грязные вещи, окурки. Эта дама — не противница алкоголя, сигарет. Псевдонигилистка следует крайним выражениям радикализма, ведет борьбу за независимость женщин, изучает естественные науки. Однако читатель видит Кукшину вульгарной и глупой. Ее интерес к наукам — лишь видимость.

Еще один важный женский образ — Фенечка. Она рассудительна, сдержана и благопристойна. Это замечательная мать и кроткая супруга, которая действительно любит своего немолодого мужа. Несмотря на простонародное происхождение, Федосья Николаевна заставляет окружающих питать к ней слабость. Даже заносчивый и высокомерный Павел Петрович признает необходимость мезальянса и сам просит брата жениться на доброй и нежной Фенечке.

Катю Локтеву, младшую сестру Анны Сергеевны, можно назвать настоящей тургеневской барышней. Героиня обладает миловидной внешностью. По своей природе она скромна и стеснительна. В дальнейшем на протяжении всего произведения наблюдается стойкость ее натуры. Балы, кокетство, заигрывание с мужчинами — занятия, которые совершенно не интересуют столь юную особу. Она любит читать, интересуется природой, играет на фортепиано. Описание данной героини передает все хорошее отношение автора к ней.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показаны разные образы женщин: от крестьянки до знатной дамы. Но все они сильны, независимы, способны справиться с любой проблемой самостоятельно. Но несмотря на все это, «тургеневские женщины» способны любить и приносить себя в жертву ради любимого человека.

Автор: Рада Хибба

Арина Власьевна

Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего «Енюшу», всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

«Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети»»

Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено перевернуть привычный Базарову мир. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Внутренний конфликт Базарова начинается именно с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову.

Своей неординарностью Базаров, естественно, вызывает живой интерес холодной барыни Одинцовой. Но эта любовь одновременно и притягивает, и страшит ее. Поскольку для молодого нигилиста это не совсем привычное чувство, то он, соответственно, не знает, как себя вести. С одной стороны, он якобы не верит в любовь, а с другой – он не знает, как назвать то томление, которое испытывает. Сцена, где описано его признание Одинцовой, очень живо передает его мучения. Его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Анна Сергеевна всегда спокойна, величава и невозмутима. В ней есть что‑то исконно русское. Она настоящая женщина, которая требует внимания, уважения и даже некоторого преклонения перед своей персоной. Но при этом она не способна на всепоглощающую страсть. Ей необходима такая же сдержанность, некоторая холодность, которая присуща ей самой. Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на ненависть, на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии. Они вынуждены расстаться, хотя именно Одинцову Базаров хочет видеть перед смертью.

Образ Кукшиной совершенно иной. Эта «нигилистка» глубоко несчастна, причем именно как женщина. Ее бросил муж, и теперь за современной маской эмансипированной дамы она скрывает свое личное недовольство сложившейся ситуацией. Ее манеры наиграны и фальшивы, но даже она вызывает сочувствие, когда на балу, заброшенная знакомыми мужчинами, она безуспешно пытается привлечь их внимание. Развязное поведение часто скрывает за собой чувство неполноценности. Так произошло и в случае с Кукшиной. Вынужденная играть не свою роль, она, в отличие от Одинцовой, которая всегда чувствует себя в своей тарелке, ведет себя крайне неестественно.

Фенечка – настоящая русская женщина. В ней нет величественности и избалованности Одинцовой, и уж тем более в ней нет претенциозности и фальши Кукшиной. Однако и она отвергает Базарова. Его тянет к Федосье Николаевне, он ищет в ней некое подтверждение своей теории любви как простого чувственного влечения. Но такое отношение оскорбляет Фенечку, и Базаров слышит из ее уст искренний упрек. Оскорблены ее нравственность, глубокая духовность и чистота. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью и капризом, то отказ Фенечки, простой женщины, говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение.

Чувство собственного достоинства, одухотворенность и нравственная красота объединяют Одинцову и Фенечку. В дальнейшем Тургенев воспользуется их некоторыми чертами характера, чтобы создать образ «тургеневской девушки». В данном произведении их роль заключается в том, чтобы показать читателю авторское понятие красоты русской души.

Фенечка

Женские образы в романе «Отцы и дети» противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Одинцова

Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя — это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Женские образы в романе «Отцы и дети» (выводы)

Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в «Отцы и дети» Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой — они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.

Сочинение Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети

«Отцы и дети» И. С. Тургенева роман пронизанный лирикой и поэтичностью. Исключительную поэтичность творению придают тонкие женские образы. “Тургеневская женщина” — это женский идеал, объединяющий в себе все самые лучшие черты, красоту человеческой души, Авдотья.

Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка, Авдотья и Кукшина — яркие женские образы в поэтичном произведении Тургенева. Три женских образа исключительно не похожи на друг друга. Но читатель сравнивает их, зачитываясь романом. Уважительное отношение автора к женскому полу очень чувствуется в строчках произведения. Единственное объединяет этих дам, знакомство с Базаровым. Каждая без исключения внесла изменения в его мировоззрение.

С особым трепетом и любовью на страницах романа описана героиня Фенечка. В ней преобладает натуральность и тепло. Она крестьянская девушка, проживающая у Николая Петровича и родившая ему сыночка Митю. Стесняясь своего двойственного, семейного положения, Фенечка ни с первых страниц появляется в романе. Фенечка чувствует себя очень скованно, несмотря на то, что Николай Петрович ее приютил и признал Митю. Автор относиться к ней очень положительно. Он чувствует ее сиротскую душу и любуется ей, описывая ее как молодую красивую мать со здоровым ребенком на руках. Помимо автора к ней очень хорошо относиться Базаров, рад с ней общаться, перешагивая свою угрюмость.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]