Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сочинение сообщение доклад

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Свободолюбивая лирика Пушкина

Понятия свободы и свободной души являлись у Пушкина главной темой в его работах и сочинениях. Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы, и свободы выбора соответственно. Пушкин по сути своей был человеком высокомерным, который не терпел когда у него что-то отнимают или запрещают. Это отразилось и на его творчестве.

В своих произведениях он всегда подчёркивал мысль, что надо ценить и уважать как свою свободу, так и свободу окружающих. В её произведениях также можно встретить строки о родине, природе, любви к ней, и прочие вещи, олицетворяющие его свободолюбивую душу.

Впрочем, Пушкин всегда старался передать тот свободолюбивый дух, который витал в нём, и всегда старался передать его своему окружению. Он активно продвигал идею либерализма, дабы все были свободными, и сами управляли своими жизнями. Что не могло не вызвать негодование со стороны правящей власти. Пушкин иногда испытывал гонения со стороны власти, но благодаря своему авторитету ему удавалось всегда выходить сухим из воды. Но благодаря своему статусу он также не мог уйти из конфликта с кем- либо просто так. Из-за чего, в конце концов, он получил ранение и умер от него. Пушкин всегда был и есть человеком, для которого превыше всего была его свобода и нравственное состояние души, а он не мог её держать в покое пока он был лишён свободы, или пока эту свободу притупляли.

В большинстве произведений он также буквально оскорблял большинство поэтов за их стереотипность, весело над ними подшучивая, из-за чего были люди, которые откровенно его недолюбливали и просили больше ничего в таком духе не делать, но из-за него, опять же, свободолюбивой, он считал, что слово должно было свободно и не должно быть скрыто от всеобщего обозрения. Таким образом, он имел множество врагов в своём окружении, но и чувствовал себя прекрасно, ведь, он думал, что если тебя ненавидят, значит, ты в чём то лучше тех, кто тебя ненавидит. Таким был Александр Сергеевич Пушкин, человеком своенравным, несомненно, высокомерным.

В данном сочинении я проанализировал поэзию и лирику Пушкина и сделал вывод, который описан выше. Моё мнение является субъективным, из-за чего не стоит относиться к нему как к истинно верному.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

На протяжении своего творчества поэт неоднократно обращался в стихотворениях к теме свободы, при этом выражение мыслей автора в этом отношении менялось в зависимости от происходящих в стране событий и взросления поэта.

Впервые свободолюбивые ноты прозвучали с написанной юным поэтом оде «Вольность», в которой автор размышляет о необходимости сочетания свободы с законами, упоминая убитого французского короля, но предполагает, что призывая к бунтарским призывам обрести свободную жизнь невозможно.

Размышляя над идеей о вольности, поэт объединяет свободу с патриотическим чувством и любовью к родной земле, рассуждает об этом в дружеском послании «К Чаадаеву». В произведении поэт выделяет образ родины, находящейся в тяжелом положении, и правящей власти. Здесь начинают прослеживаться революционные мысли автора и его мечты об освобождении родины от власти самодержавия.

Выражением идей дворянской молодежи, является написание поэтом произведения «Деревня», в котором он размышляет о проблеме крепостного права. Используя в качестве художественного приема антитезу, автор на примере деревенского пейзажа рисует волшебные картины природы с отсутствием борьбы и разногласий, а затем акцентирует внимание читателя на ужасающих фактах жизни крепостных людей.

По прошествии нескольких лет поэт меняет отношение к понятию свободы, находясь под воздействием романтических настроений, и отображает идею вольности как абсолютный абстрактный факт, как вольную стихию в образе могучего океана, олицетворяющего абсолютную свободу («К морю», «Узник»).

Позже к поэту приходит разочарование освободительными движениями, он резко высказывается о людях, неспособных ощутить чувство вольности («Свободы сеятель пустынный»).

После подавления восстания декабристов в произведениях поэта начинают присутствовать мысли, что долгожданная свобода достается невероятной ценой, забирая жизни близких людей («Во глубине сибирских руд», «Арион»).

Ряд стихов посвящены автором поэтической свободе, которую он воспевает как приверженность творческого человека к собственному вдохновению, независимому от непросвещенного мнения общества («Поэт», «Поэт и толпа»).

В последние годы жизни, находясь в зрелом возрасте, поэт снова обращается к свободолюбивой тематике, раскрывая понятие внутреннего освобождения, когда человек мечтает о жизненном покое, далеком от революций («Пора, мой друг, пора!»).

В конце своего творчества, поэт создает поэтическое завещание, снова и снова проповедуя различные проявления свободолюбия («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).

Урок «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №7»

Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Урок

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Воротникова О.Г., учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы МБОУ школа №7 Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Предмет (направленность): урок литературы

Возраст детей: 9 класс

Место проведения: класс

Планируемый результат
Предметные умения

— расширение объема знаний по литературе,

— восприятие текста литературного произведния,

— выразительное чтение поэтических текстов,

— нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений,

— формулировка ответов на вопросы по тексту произведений

— понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в него вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания,

— формулирование собственного отношения к произведению,

— понимание авторской позиции свое отношение к ней,

— получение опыта метапредметной деятельности.

Личностные УУД:

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

— определять общие для всех правила поведения;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— осуществлять самоконтроль;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

— проводить анализ учебного материала;

— проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

— развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий

Ход урока

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

А. С. Пушкин «Вольность»

1. Вступительное слово учителя.

Особенности петербургского периода творчества А. С. Пушкина.

Становление Пушкина поэта происходило в атмосфере осмысления «грозы двенадцатого года», под влиянием декабристских идей «вольности святой». Молодой поэт мечтает о конституции, ограничивающей самодержавную власть («Вольность»), обличает ужасы крепостничества и надеется на восстановление социальной справедливости «по манию царя» («Деревня»). призывает посвятить «души прекрасные порывы» и верить в осуществление свободы – «звезды пленительного счастья»..

2.Проблема свободы, служения Родине в лирике петербургского периода творчества А. С. Пушкина.

«К Чаадаеву» 1818 г.

  • Выразительно прочитайте стихотворение.
  • Кто такой П. Чаадаев? Заранее подготовленное выступление ученика – рассказ о личности П. Чаадаева.
  • Почему любовь, надежда, тихая (поэтическая) слава осознаются в послании как «обман», «тихие забавы»?

(По сравнению с другим «желаньем» они представляются несерьезными («забавы»), немужественными («нежил»); это еще не настоящая жизнь. не явь («как сон»), не день, не ясность(«как утренний туман»).

  • О каких двух «снах» идет речь в послании и как они связаны?

(Исчезли забавы, как сон – т.е. лирический герой пробудился ото сна детства, несерьезности. Это пробуждение – условие пробуждения России. которая «воспрянет ото сна», т.е. мгновенно и торжественно проснется).

  • Что говорит о серьезности и силе «желанья» свободы молодыми людьми?

(Это «желанье» «горит» в них, они свободою «горят»).

  • Покажите, что желание свободы, по мнению лирического героя, удел молодости.

(Об этом говорят «нетерпеливая» душа этих людей, проявляющаяся в «порывах», упоминание «молодого» любовника (влюбленного), убеждение в кратковременности периода молодого «горения» — отсюда выражение «пока…горим», «пока…живы»).

  • Как показано особое восприятие лирическим героем и его друзьями призыва отчизны?

(Этот призыв они слышат «нетерпеливою душой», а не органом слуха).

  • Зачем здесь сравнение ожидания вольности с любовным ожиданием?

(Во – первых, одно чувство вытеснило другое – любовь вытеснена свободой; во – вторых, «нетерпеливая душа» лирического героя не знает разделения, теперь он отдается свободе с такой же страстностью, как прежде любви).

  • Какие политические термины противопоставлены в стихотворении?

(«Власть роковая», «самовластье» — и «вольность святая», «свобода»).

  • Покажите, что у этой «души» – «прекрасные порывы».

(В «сердцах» этих молодых людей есть «честь» — одно из наиболее ценных для Пушкина человеческих качеств).

  • В чем смысл метафоры «звезда пленительного счастья»?

(Это счастье – высокое, как звезда, и заветное, пленяющее юных).

  • Сформулируйте политическую концепцию Пушкина в этом стихотворении.

(«Самовластье», т.е. непросвещенное, неограниченное самодержавие должно быть уничтожено).

  • Откуда видно, что разрушение «самовластья» осознается лирическим героем как подвиг?

(Имена борцов с «самовластьем» люди напишут на его обломках, т.е. прославят героев в веках).

  • В чем оригинальность этого стихотворения как послания?

(В неразрывности личного и общественного: прекрасные порывы души лирический герой предлагает посвятить отчизне).

  • В чем оригинальность решения темы дружбы в послании?

(«Товарищ», «друг» душевно близок лирическому герою жаждой свободы).

Ода «Вольность» 1817 г.

  • Как сказалось в оде место ее написания ( в квартире братьев Тургеневых, в доме напротив Михайловского замка)?

(В Михайловском замке был убит Павел I – факт, осмысляемый в оде.)

  • У какого русского писателя XVIII века есть ода с таким же названием?

(Радищев в оде «Вольность» заявлял о праве народа вернуть отнятую свободу и судить тирана. Политическая концепция Пушкина в одноименном произведении иная).

  • «Цитеры слабая царица» – кто это?

(Афродита, богиня любви и красоты; ее культ существовал на острове Цитера, иначе Кифера, в Греции).

  • Кто должен помочь поэту изменить лирическую тему?

(Для того чтобы заменить тему любви на тему свободы, поэту необходимо, чтобы от него бежала богиня любви, чтобы певица свободы сорвала с него венок, разбила его «изнеженную лиру», открыла ему «след … возвышенного галла», т.е. избавила бы его от атрибутов любовной поэзии, указала пример).

  • «Возвышенный галл» – кто это?

(Скорее всего, Андре Шенье, 1762- 1794, поэт Великой Французской революции, не принявший якобинского террора и павший его жертвой).

  • Что предпринимала певица свободы в отношении «возвышенного галла»?

(Она внушала ему смелые гимны, именно поэтому ее помощи просит поэт).

  • Как вы понимаете выражения «восстаньте, падшие рабы», « законов гибельный позор», «порфира», «твою погибель … вижу», «Клио», «Калигула»?

(«Восстаньте, падшие рабы» — встаньте, исполнитесь достоинства, « законов гибельный позор» — зрелище гибели законов, «порфира» — мантия, пурпур, «твою погибель … вижу» — предвижу твою погибель, «Клио» — богиня истории, «Калигула» — римский тиран, убитый своими телеохранителями).

  • На каких заблуждениях общества основывается «неправедная власть»?

(Ее легче держаться в условиях существования предрассудков – «предрассуждений»).

  • В чем гарантия свободы, по мнению автора оды?

(В соблюдении законов и монархом, и народом, в неподкупности блюстителей закона).

  • Какой пример нарушения закона народом приводит Пушкин?

(Казнь Людовика XVI во время Великой Французской революции).

  • Как история, по мнению автора, наказала французский народ?

(К власти над «скованными галлами» пришел «злодей» Наполеон, на «челе» которого – «печать проклятия»).

  • Какой образ лирического героя создает Пушкин в оде?

(Это «задумчивый певец», который в то время, когда беззаботные люди спят, вглядывается в Михайловский замок, слышит и видит события прошлого).

  • Какой пример наказания за нарушение закона царем приводит Пушкин?

(Убийство «увенчанного злодея» Павла I в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.).

  • В чем состоит урок царям в конце оды?

(Гарантия крепости власти – не наказания, не награды, не тюрьмы, не церкви, но соблюдение закона, которое обеспечит свободу народам и покой монарху).

«Деревня» 1819 г.

  • Чем вызваны жанровые контрасты стихотворения?

(Первая часть,
до слов “Но мысль ужасная…» — идиллия, вторая часть – сатира. Смена жанра вызвана наличием в деревне наличием покоя – и ужасных пороков крепостничества. Вторая часть отличается от первой и графически – она не содержит пробелов).

  • Укажите адресаты обращения в стихотворении.

(«Пустынный уголок», «оракулы веков», «друзья»).

  • Перечислите картины красоты и блаженства деревенской жизни.

(Мирный шум дубрав, тишина полей, темный сад с прохладой и цветами, луг с душистыми скирдами и ручьями в кустарниках, лазурные равнины двух озер, ряд холмов, полосатые нивы, рассыпанные вдали хаты, стада на влажных берегах, дымные овины, крылатые мельницы. Все это оформляет «приют спокойствия», обеспечивает «праздность вольную»; «следы довольства» крестьянской жизни тоже успокаивают).

  • Какое неожиданное качество идиллической жизни поэта вы обнаруживаете в стихотворении?

(Труд . Деревня еще «приют … трудов и вдохновенья»; «следы … труда» присутствуют и в картине крестьянской жизни).

  • Что в обращении к «пустынному уголку» говорит о чувстве радостной принадлежности поэта к этому месту?

(Выражение «я твой», употребленное два раза).

  • Покажите сознательность бегства лирического героя от «двора цирцей» (царского двора).

(Лирического героя не удовлетворяли в этом «порочном дворе» роскошные пиры, забавы, заблуждения).

  • Какие слова говорят об ощущении лирическим героем счастья?

(Он не замечает, как идут дни: « невидимый поток» дней льется «на лоне счастья и забвенья»).

  • В чем особенность пушкинской праздности?

(Она «вольная» и неразрывная с размышлениями; это не похоже на пустое и порочное времяпрепровождение).

  • Слово «блаженство», неразрывное с идиллией, употреблено в 1 части. Покажите особенность контекста.

(Лирический герой учится находить «блаженство» в истине, т.е. хочет обрести блаженство понимания мира и себя).

  • Каковы последствия освобождения лирического героя «от суетных оков»?

(«Свободная душа» лирического героя проявляется в том, что он учится блаженство находить в истине, боготворить закон, не зависеть от непросвещенной толпы, быть участливым к застенчивой мольбе, не завидовать судьбе возвеличенных злодея или глупца – и видеть «рабство» других).

  • Кто такие «оракулы веков»?

(Оракулы – предсказатели, здесь имеются в виду писатели, мыслители, чьи книги герой читает в своем уединении).

  • Какие условия делают разговор с «оракулами веков» плодотворным»?

(Этому способствует уединение, к тому же среди прекрасной природы, что делает уединение «величавым». В таких условиях «отрадный голос мыслителей и поэтов «слышнее»).

  • Какое влияние имеет на поэта чтение в «уединенье величавом»?

(Оно прогоняет лень, побуждает к труду, и «творческие думы» авторов книг зреют в глубине души поэта. Чтение побуждает к творчеству).

  • В чем логика перехода к сатирической части?

(Проблема просвещения закрывает 1 часть и открывает 2. Поэт читает и мыслит, а крестьяне неграмотны).

  • Покажите объект и результат воздействия «мысли ужасной» о невежестве.

(Эта «мысль» воздействует не на ум, а на «душу» и «омрачает» ее. Это говорит об отзывчивости души героя, о силе и глубине воздействия «мысли» и решительности последствий для человека).

  • Какое противоречие в окружающей действительности «друг человечества печально замечает»?

(Среди красоты природы – позор невежества).

  • Какой порок крепостничества назван вторым?

(«Барство» — т.е. барщина – принудительный труд на земле помещика и при помощи его орудий труда. Барщина названа дикой, лишенной «чувства» и «закона»).

  • Какой увидел «друг человечества» душу крепостных крестьян?

(В душе они не смеют питать «надежд и склонностей», что является психологическим следствием их экономического порабощения).

  • На какие еще пороки крепостного права указал поэт?

(Разврат, разрушение крестьянских семей, унижение человеческого достоинства).

  • О каком поэтическом даре мечтает поэт?

(Он желает, чтоб судьба дала ему дар витийства – торжественной и грозной речи).

  • Устраните инверсию в последних двух строках.

( Взойдет ли наконец над отечеством прекрасная заря просвещенной свободы?).

  • Сформулируйте политическую концепцию автора стихотворения.

(Народ должен быть освобожден от крепостного права царем и должен быть просвещенным. Так решается в стихотворении тема просвещения).

Домашнее задание:

  • 1. Выучить наизусть одно из стихотворений вольнолюбивой тематики (на выбор).
  • 2. Сформулировать письменно политические взгляды А. С. Пушкина в петербургский период.

Вариант 3

Что такое свобода? Рано или поздно этим вопросом задается каждый. В моем понимании свобода – это состояние души, при котором человек делает то, что хочет, а не то, что ему велят окружающие. Это отсутствие неволи, рабства, границ и ограничений. Когда человек свободен, он волен выбирать и быть счастливым.

Тема свободы стала одной из центральных в творчестве многих поэтов, писателей и философов. Каждый из них понимал волю по – своему; воспевал ее и Александр Сергеевич Пушкин. Еще в юности, учась в лицее, поэт не представлял свою жизнь без свободы, посвящая ей множество стихотворений. Одним из таких произведений стала ода «Вольность», в которой Пушкин категорически отвергает рабство, отдавая предпочтение равенству и гуманности. «Хочу воспеть Свободу миру», — говорит поэт. Воля для Пушкина – это главная жизненная ценность, высшее благо и счастье. При этом источник несвободы поэт видит в государстве, крепостничестве и в самих людях.

В годы Южной ссылки тема свободы становится главной для Пушкина. В это время он пишет стихотворение «Узник», где основной мотив – личная свобода. Душа Пушкина томилась в неволе, на которую его обрекла государственная власть, поэтому в произведении «Узник» он ассоциирует себя с орлом, который вынужден обитать за решеткой в темнице. Во время ссылки в Михайловском селе Александр Сергеевич пишет другое стихотворение о свободе — «Во глубине сибирских руд…». В нем Пушкин использует множество аллегорий неволе, такие как «мрачные затворы» и «оковы тяжкие». Итоговым произведением о свободе можно считать стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанное в 1836 году. Именно тогда поэт по – новому взглянул на волю и рабство. Пушкин понял, что никакие тираны не могут отнять духовную свободу человека. Каждый имеет право наслаждаться природой и волей.

Таким образом, можно сделать вывод, что свобода для Пушкина – это независимость, отсутствие рабства и подавления личности, возможность иметь свое мнение и высказывать его. Волю, по мнению Александра Сергеевича, нужно уважать, ведь только с ней человек может быть по – настоящему счастливым.

9 класс

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]