Образ Оли Мещерской в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание»


Оля Мещерская

Автор рассказа “Легкое дыхание” Иван Бунин в молодости

Легкое дыхание я прочитал летом 2004 г. В то время творчество Ивана Бунина чрезвычайно интересовало меня, так как его произведения я считал эталоном изящной словесности и тонкого психологизма. Легкое дыхание – одна из лучших его работ. Николай Гумилев говорил, что самый верный критерий качества стихотворения – это желание быть его автором. Закончив Легкое дыхание, я действительно ощутил сожаление, что рассказ написан не мной.

Главными персонажами рассказа является легкое дыхание, символ духовной чистоты, и гимназистка Оля Мещерская – красавица-гимназистка, им наделенная. С точки зрения формы рассказ интересен тем, что смысл его названия раскрывается читателю лишь в самом конце, уже после смерти Мещерской.

Оля Мещерская – красавица-гимназистка, жизнерадостная и… легкая. Поведение ее настолько непринужденно, что заслуживат любых синонимов слова “легкий”. В начале рассказа легкое дыхание можно объяснить как самоощущение, не зависящее от мнения окружающего мира. Оле Мещерской все равно, что о ней подумают – для нее значение имеет лишь то, чего она хочет. Поэтому она не обращает внимание ни на чернильные пятна на пальцах, ни на беспорядок в одежде, ни на другие мелочи, которые поглощают посторонних. Начальница гимназии, авторитетные замечания которой Мещерской приходится выслушивать с завидным постоянством, одна из них. Однако, в силу собственной косности, интуитивно презираемой Мещерской, она не может смутить строптивую воспитанницу и заставить ее изменить вере в себя.

Именно внутренняя независимость порождает легкость Мещерской. Причины популярности Оли как подруги и как девушки в ее естественности. Но Оля еще молода и не понимает исключительности своей натуры, наивно ожидая от других тех же самых намерений, которые преследует сама.

Лёгкое дыхание: образ и характеристика Оли Мещерской

Коротка жизнь человека, не насчитывает чаще больше одного века, но еще обиднее, когда умирают молодыми. Образ и характеристика Оли Мещерской в рассказе Бунина «Легкое дыхание» с цитатами — пример трагической судьбы юной красавицы из богатой дворянской фамилии.

Внешность Оли была поразительной. Сначала она обычная гимназистка. Счастливая школьница из богатой дворянской семьи была просто хорошенькой. Беспечная, шаловливая девчушка

«…стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам».

Четырнадцатилетняя Оля — уже девушка с тонкой талией, хорошо видимыми грудями. Формы тела можно было назвать одним словом – очарование. В пятнадцать лет:

«слыла уже красавицей».

Оля обладала особыми свойствами: ее не портили:

«чернильные пятна на пальцах, растрепанные волосы, заголившиеся при падении на бегу колена».

Девушка покоряла искренностью и миловидностью, привлекательностью и необыкновенностью. У нее были хорошие волосы, которые позволяли делать яркие прически. Красиво убранная голова вызывала зависть.

Автор раскрывает это чувство не у ровесниц, а у женщин старшего возраста. Становится понятно, как обидно было начальнице гимназии видеть перед собой то, чего нет, и никогда не было у нее. Дворянка Мещерская умеет себя вести:

«…присела так легко и грациозно, как только она и умела».

Движения выделяют ее из толпы, гимназистка всегда на виду, нравится и становится идеалом для подражания.

Девушка увлечена чтением. Она нашла в книгах отца, какой должна быть настоящая женщина. Из описаний Оля создала свой идеал, к которому стремилась:

«кипящие смолой глаза…черные, как ночь, ресницы…маленькая ножка…в меру большая грудь…покатые плечи…».

Но девушка уловила главное качество красавиц – легкое дыхание. Оля просила подругу определить, такое ли у нее дыхание.

Беззаботное отношение к жизни и окружающему миру можно сравнить с ветром, проносящимся над землей и человеческими страстями. Девушка

«…шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей …»

делают. За детскую непосредственность, искренность и открытость Олю любят ровесники, и младшие гимназистки, особенно первоклассницы.

Поклонники окружают красавицу, ей это нравится, она начинает играть судьбами мужчин: гимназист Шеншин, казачий офицер. Шеншин пытался покончить жизнь самоубийством, разъяренный офицер убивает Олю на виду у толпы.

«…офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой…».

Оля просто издевается над мужчинами. Почему у Мещерской такое отношение к противоположному полу? Причина, вероятно, в том, что она рано стала женщиной, причем не из-за своего желания, а волей обстоятельств и излишней раскрепощенности. 56-летний Малютин воспользовался своей силой и овладел красавицей. От первой близости осталось только чувство отвращения:

«Теперь мне один выход…Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!».

Девушка записывает все, что переживает. Дневник доказывает, что внешнее безрассудство – это только оболочка. На самом деле Оля вдумчивая и целостная личность. Она оценивает случившееся, понимает, что ее жизнь закончилась и начинает вести себя так, как будто каждый миг последний:

«…Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья…».
Уходит из жизни счастливой, выпустив свое «легкое дыхание», чтобы освежить жизнь вокруг себя, унести трагизм и обиду. Последний вздох гимназистки долго стоит перед глазами читателя. Ощущается как облако, обволакивающее душу, уносящее ее далеко от земных проблем. Жить нужно с открытой душой, чистым дыханием и верой в счастливый конец.

Легкое дыхание: перелом

Иван Бунин. Зрелость

Встреча Оли Мещерской с Малютиным – переломный момент ее жизни, когда наступает болезненное прозрение. В своем дневнике, описывая произошедшее, Мещерская повторяет слово “я” семнадцать раз. “Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая!” (Иван Бунин. “Легкое Дыхание”) Близость с мужчиной превратила Олю в женщину в прямом смысле, дав ей новое ощущение самой себя.

Вечер с Малютиным, не изменил в Мещерского лишь одного – того, что и приведет к ее смерти, этой легковерной убежденности, что вся жизнь – это игра. Так было раньше – с младшими классами, которые так ее любили, с подругами по гимназии, которые любили ее еще больше, – так будет и сейчас. Но теперь игра в любовь превратится в театр потеряв всю легеость. Вскружить голову неблагородному мужчине и обмануть его, в самый последний момент, уже на вокзальном перроне – что в это плохого? Кто не влюбляется и не дает клятв в семнадцать лет? Но офицер убивает Олю, одним выстрелом обрывая легкое дыхание ее жизни. Его поступок – бунт, и в чем-то равносилен самоубийству. Дело не в том, что он плебейского вида и некрасивый. Мещерская сыграла со всей его жизнью, подарив ему надежду на счастье, о котором он вряд ли смел и мечтать, и жестоко лишив его этой надежды – а вместе с ней и любого выносимого будущего.

Финал оставляет тяжелое впечатление. Мещерская, воплощавшая легкое дыхание, умирает; само дыхание оказывается развеянным, и неясно, когда оно воплотится снова. Смерть Оли несправедлива: она поплатилась за наитие,в которой не было злого умысла: только испорченный. Увы, Мещерская не успевает понять, что такое легкое дыхание, что становится очевидно в кульминационном диалоге с Субботиной. Ее смерть – это огромная потеря, и потому тяжелый и гладкий дубовый крест на ее могиле выглядит особенно символично. А сколько осталось в мире людей, полностью подчиненных внешнему миру и начисто лишенных внутренней легкости и искренности? Та же классная дама. Стань Оля Мещерская ее выдумкой при жизни, эта немолодая особа наверняка смогла бы изменить свою жизнь, и быть может даже стать счастливой, взращивая в душе капельку легкого дыхания, подаренного ей Олей.

На таких людях, как Мещерская, держится мир, хотя это и звучит пафосно. Легкое дыхание дает силы не только им, а поддерживает всю жизнь вокруг, заставляя других людей равняться на новый эталон. Однако легкое дыхание беззащитно, и если его наитие себя погубит, от него не останется ничего, кроме могильного креста и трагического порыва холодного ветра.

Данил Рудой – 2005

Вариант 2

В марте 1916 года всем известный Иван Алексеевич Бунин закончил над написанием рассказа «Лёгкое дыхание». Оно повествует нам о трагичной судьбе юной девушки – Оли Мещерской, которой пришлось лишиться жизни всего за один проступок, который она, кстати, совершила не совсем осознанно и даже не понимала, что идёт кривой и неверной дорожкой. Подробнее разберём это.

Оля Мещерская – девушка лет шестнадцати, из дворянской семьи, получает образование в гимназии. Из черт характера можно отметить живость, желание жить ярко и незабываемо, но также ветреность, некую наивность и даже безответственность. Это мы видим в словах «…портрет с радостными, поразительно живыми глазами…». Читателю также известно, что Оля в подростковый период становится неописуемо красивой: «… в пятнадцать она была уже красивой…», «…она из числа хорошеньких…»

4 стр., 1504 слов

Начальный этап работы над постановкой исполнительского дыхания

… дыхательной мускулатуры до тех пор, пока легкие не освободятся от воздуха. 2.2 Работа над развитием техники исполнительского дыхания Второй способ тренировки заключается в игре специальных упражнений на инструменте. Это …

Как и у каждой другой семьи, у семьи Мещерских есть друг, а точнее друг отца – Алексей Михайлович Малютин – статный пожилой офицер, лет пятидесяти. Также он является братом директрисы гимназии, в которой и учится Оля. Можно подумать, как он влияет на весь рассказ и почему он в числе главных героев, но, все сомнения у вас сейчас же рассеются.

В один раз, когда Малютин вновь посещал семью Мещерских, они остались дома наедине с Олей. И там всё доходит до близости пожилого, но притяжательного офицера и юной девушки, которая так мало ещё осознаёт. После этого случая Оля возненавидела Малютина. При этом всём, в те времена дворянке грозила потеря репутации, если она имела связь с мужчиной в столь юном возрасте, да и ещё с мужчиной, который в несколько раз её старше. Тут читатель сразу чувствует отвращение по отношению и к самой Оле, и к Алексею Михайловичу.

Как таковой любви здесь нет. Даже когда Оля выходит замуж за неприметного казачьего офицера она говорит ему о том, что никогда его не любила и о том, что у неё была связь с Малютиным. Тот, в порыве гнева, убивает её на вокзале в толпе людей, когда Мещерская его провожала. Перед гибелью, Оля дала прочитать страницу из её дневника, которая была посвящена тому ужасному дню. Там всё и выясняется. Сначала Малютин и Мещерская мило беседовали, гуляли по саду, но, несчастье, Оле стало нехорошо и она прилегла к себе на кровать. Малютин, как уже можно понять, воспользовался её положением. Сначала он целовал её в руки, а потом перешёл и к губам.

Малютин хоть и хотел сделать Оле предложение руки и сердца, но он не любил её искренне, он любил её лишь за юную плоть.

Я считаю, что в данном рассказе не идёт речь о чистой и настоящей любви. Полагаю, что Иван Алексеевич хотел донести до нас лишь ту мысль, что не важен так возраст влюблённых, как чувства между ними. Многие и в современности считают, что не может быть мужчина намного старше девушки, или наоборот. Никто ведь не знает как закрутится жизнь, главное это найти действительно своего человека, которого вы полюбите душой, а не телом и это вы обязательно почувствуете.

Другие сочинения: ← Критика о рассказе Господин из Сан-Франциско↑ БунинПо рассказу Темные аллеи →

Фабула рассказа

Фабула произведения довольно проста. Счастливая юная гимназистка Оля Мещерская сначала становится добычей друга своего отца, пожилого сластолюбца, после чего — живой мишенью для вышеупомянутого офицера. Ее гибель подвигает на «служение» ее памяти классную даму — одинокую женщину. Однако кажущуюся простоту этого сюжета нарушает яркое противопоставление: тяжелый крест и живые, радостные глаза, невольно заставляющее сжаться сердце читателя. Простота сюжета оказалась обманчивой, поскольку рассказ «Легкое дыхание» (Иван Бунин) не только о судьбе девушки, но и о несчастной доле классной дамы, которая привыкла жить чьей-то чужой жизнью. Интересны и взаимоотношения Оли с офицером.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]