Какая же это красивая картина! В ней столько света, столько нежных цветов… Я очень люблю такое время года, когда весна переходит в лето. Мне кажется, что на картине как раз оно. Зелень ещё совсем свежая. Очень ярко выделяется белая церковь. У неё один купол, она смотрится так строго и торжественно. Очень красиво изображена излучина реки. В воде отражаются облака, зелень – очень красиво. На картине есть и герои. На переднем фоне женщина в бело-розовом. Она с маленьким ребенком. Может быть, это его первый выход на прогулку. То есть осознанный, не когда он спит в коляске и видит мир через занавеску. Вот малыш и играет с цветами и травами. Для него это целый новый огромный мир. Справа ещё группка людей. Мне кажется, что это монахини. Возможно, они тут по делам храма – обмен опытом. Или они просто местные монахини, вот и идут с утренней службы на прогулку. Слева на реке даже лодка. В ней никого нет. Наверное, турист зашел в церковь. Рядом с церковью домики, деревья. Домики яркие и симпатичные. Понятно, что это не монастырь, а церковь – рядом с ней живут люди. Возможно, они связаны с церковью. Они могут продавать сувениры у входа, предлагать экскурсии по реке. Или просто это те люди, которым нравится прекрасный вид. Вдали видна ещё одна часовня белая с характерным куполом. В общем, это такое намыленное место, где много памятников церковных. В смысле, просто древних церквей, которые действуют. Вот сюда и едут паломники со всего света. Даже странно, что тут пока не видно стоянки для автобусов. Хотя это могут быть старые времена. Нравится мне картина. В первую очередь цветами: особенно приятен тут розовый (в облаках и в реке). Нравится ощущение спокойствия и радости, а ещё свежести. Красивая и светлая картина. Надеюсь, что на том месте в реальности так же красиво. И нет туристических автобусов!
Каменных дел мастера: кто построил?
Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.
В XVIII веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Так как сведения о мастерах от Барбароссы фигурируют только у Татищева, а тот приводит данные какой-то несохранившейся летописи, утверждать, что это были именно императорские мастера, нельзя, ничего не знаем мы и о знакомстве самого Боголюбского с Барбароссой. Лично правители вряд ли могли знать друг друга, но не исключено, что общались через послов.
Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.
Лев
Лев — тоже
один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.
Голубь
По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь
— символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.
Грифон, несущий лань
Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань
. В данном случае грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве. Со временем барельефы разрушались, некоторые уже почти невозможно различить, что-то могло быть изменено в ходе различных реставраций, присутствие же некоторых изображений на фасадах храма просто сложно объяснить.
Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов
, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост: за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.
Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов
, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост: за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.
Строительство за год: когда построили?
Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году.
Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.
Сочинение по русскому: Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли: загадки истории.
В живописном месте, где сливаются две реки Нерль и Клязьма, недалеко от села Боголюбово Владимирской области находится небольшая белокаменная церковь. Красивая и изящная она притягивает взгляд своей легкостью и чистотой. Это памятник русского зодчества, внесенный в список объектов Всемирного наследия. Церковь Покрова на Нерли. Построенная князем Андреем Боголюбским в
1165
году, она посвящена празднику, которого на Руси ранее не знали. Князя Андрея Боголюбского называют просветителем, он отличался высокой культурой, безукоризненным вкусом и богоугодными делами. Не случайно князь получил такое имя. За годы его правления было создано около
30
храмов. Особенно почитал князь Андрей Пресвятую Богородицу, заступницу земли русской, и все построенные храмы посвятил ей. Перед кровавыми битвами князь выносил перед войском икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест и читал молитву. По одной из версий, во время одного из походов на волжских булгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и Креста стало исходить необъяснимое сияние. В связи с этим событием было начато строительство храма. По другой версии церковь была построена как дань памяти погибшему от полученных в походе ран старшему сыну князя Андрея Боголюбского – Изяславу. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы чтился только в предместье Константинополя в соборе Влахернского монастыря, а в последствие был утвержден князем Андреем Боголюбским без согласия Киевского митрополита и Константинопольского патриарха, что считалось неслыханной дерзостью. Андрей Боголюбский стремился объединить враждующие княжества в единое сильное государство со столицей во Владимире. Покровительницей и заступницей Руси стал образ Пресвятой Богородицы. Место для строительства церкви было выбрано не далеко от покоев князя Андрея – Боголюбовского замка. Чтобы во время паводка церковь не затапливалась, был воздвигнут искусственный холм из булыжного камня и глины высотой более
5
метров. Вокруг создания церкви существует много загадок и неожиданностей. Плод вдохновенного творчества, церковь Покрова на Нерли, создавалась искусными мастерами по образу и подобию храма Рождества Богородицы в Боголюбово и, возможно, составляла с ним единый ансамбль. Есть предположение, что она возводилась как оборонительное сооружение на въезде в резиденцию князя и во Владимир. Взяв все лучшее из византийского и западного зодчества, храм приобрел изящество линий. Слегка заметный наклон стен внутрь и множество вертикальных прямых передает стремление ввысь, к богу. Удивительные скульптуры на стенах похожи на барельефы на западноевропейских храмах романского стиля. Основные декоративные элементы: Давид-псалмопевец, окруженный львами и голубями. Но строили церковь последователи Владимиро — Суздальской школы или все-таки были приглашены иностранные зодчие? Есть сомнения в точности даты строительства. Источник, в котором указан
1165
год и печальный повод закладки храма, относится к
XVIII
веку. Мог ли автор безошибочно описать факты через шесть веков после событий? Как и другой летописец, относящийся к
XVI
веку, называющий
1158
год временем создания церкви. Интересен и срок строительства храма. В летописях указывается, что церковь была возведена за год. Хотя известно, что на постройку храма требовалось не менее
3
сезонов. В древности внешний облик храма выглядел несколько иначе, чем сейчас. При проведении археологических раскопок возле церкви в
1858
году было найдено множество плит и резных камней; в
1954
–
1955
годах обнаружены белые плиты, которыми было вымощено основание церкви, а также фундаменты, окружающих церковь галерей. Вероятно, что купол был шлемовидной формы. Есть сомнения и в посвящении храма Покрову. Других церквей, построенных в честь праздника, принадлежащих тому времени, на Руси не найдено, а иконы датируются
XIV
–
XV
веками. Росписи, найденные при реставрации в храме, содержат изображения мучеников Маккавеев. Сюжет соответствует другому дню, почитаемому верующими, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Подтверждает эту версию найденный не далеко от церкви большой Крест из белого камня, относящийся к
XII
веку, а также близость церкви к воде. Богослужения в храме начались
1октября1165
года. При церкви Андреем Боголюбским был основан монастырь. За годы существования он переходил в ведение Патриарха, затем Святейшего Синода, был женским, потом мужским. За это время храм пережил ремонты, немного изменившие его облик, и по чистой случайности сохранился до наших дней. Так, в
1784
году настоятель Боголюбского монастыря обращался к епархиальным властям с просьбой разрешить разобрать церковь на камни. Их хотели использовать для монастырских построек. Однако храм не тронули, так как настоятеля не устроила стоимость работ подрядчика. В
1877
году в результате «ремонтных» работ, проведенных властями монастыря, рабочие повредили фрески. В
1921
году монастырь закрыли, богослужения в храме прекратились и были возобновлены только в
1990
году. Если представить, что вещи могут звучать, то церковь Покрова на Нерли – это песнопение. Грустное, но глубоко сердечное, так свойственное русской душе. Храм звучит, и Давид-псалмопевец возглавляет хор.
Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?
Это первый известный
в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.
Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.
Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице.
Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но
храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет.
Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.
Внутреннее оформление храма
Тем, кто посещает церковь Покрова на Нерли, фото делать не разрешается. Однако из описаний тех, кто там побывал, можно отметить, что внутренняя структура храма поддерживает ту же идею, а именно стремление ввысь. Немного суживающиеся к верху сводчатые столбы визуально увеличивают высоту храма. Кажется, что купол просто парит в небесах, особенно когда он освещен светом. Изначально он был украшен изображением Христа Пантократора в окружении архангелов и серафимов. На стенах были яркие фрески, а пол покрыт цветными майоликовыми плитками.
Все это убранство, конечно, пообветшало за столетия, однако полностью его уничтожили в 1877 году, когда храм решили реставрировать. Хочется отметить, что, несмотря на разрушения, церковь сохранила главное, что пытались ему дать строители-зодчие. Это было стремление ввысь, которое видно и сегодня, превосходство духовных ценностей над материальными. Очевидно, именно это и позволило храму не угаснуть среди множества подобных, а наоборот, возвыситься. В 1992 году он был записан в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?
Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.
Секрет зодчих
Церковь Покрова на Нерли по праву считают памятником архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. При всей лаконичности форм она является ярчайшим образцом русского стиля архитектуры и послужила каноническим образцом при проектировании других храмов.
Место для постройки выбрано не случайное – в старину здесь было пересечение оживленных речных и сухопутных торговых путей, но довольно необычное, ведь храм построен на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму.
Уникальное место потребовало и нестандартного подхода к строительству. Чтобы постройка простояла века, зодчие использовали при ее возведении нестандартный прием: сперва был сделан ленточный фундамент (1,5–1,6 м), продолжением которого стали стены высотой почти 4 м. Затем это сооружение было засыпано грунтом, получившийся холм и стал фундаментом для возведения церкви. Благодаря этим хитростям, церковь уже какой век успешно противостоит ежегодному наступлению воды.
Интересен тот факт, что, если верить некоторым картинкам из летописей монастыря, первоначальный образ сооружения значительно отличался от современного. Это подтверждают и раскопки, проведенные в 1858 г. епархиальным зодчим Артлебеном Н. А. и в 1950-х годах Ворониным Н. Н., крупным специалистом в области традиционной древнерусской архитектуры. Согласно их находкам, церковь была окружена сводчатыми галереями, придававших ее убранству сходство с торжественностью и пышностью русских теремов.
К сожалению, имена тех, кто построил шедевр русского зодчества, не дошли до наших времен. Историками установлено только то, что наряду с русскими мастерами и архитекторами, трудились и специалисты из Венгрии и Малопольши – на это указывают характерные романские черты декора, искусно наложенные на традиционную византийскую основу.
Внутреннее убранство поражает своей изысканностью. Первоначальная роспись не сохранилась, большая часть их была утрачена во время «варварского» ремонта в 1877 г., который, не согласовав с епархиальным зодчим, затеяли монастырские власти. Отреставрированные и новые элементы дизайна настолько органично сочетаются между собой, что создают впечатление единого целого.
Есть у храма и свои архитектурные особенности: несмотря на то, что стены возведены строго вертикально, создается впечатление, что они немного наклонены внутрь. Особенно это заметно на фото, сделанных внутри церкви. Подобная иллюзия создается благодаря особым пропорциям и столпам, которые сужаются к верху.
Еще одна нетипичная особенность декора церкви – резные рельефы, изображающие царя Давида. Его фигура является центральной на всех трех фасадах. Помимо Давида, изображенного с псалтирью, на рельефах представлены парные фигуры львов и голубей.
Царь Давид и звери: кто и почему изображен на стенах храма?
Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор.
Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. Главная его составляющая — это барельефы.
Царь Давид
На трех фасадах наверху изображение библейского царя Давида
, который часто использовался в европейской архитектуре как символ мудрого и справедливого правителя. Окружают царя Давида львы.
Паломничество к церкви
По словам многочисленных посетителей церкви, она обладает невысказанным очарованием. Очевидно, именно поэтому церковь Покрова на Нерли (фото это подтверждают) так популярна для паломников и сейчас. Храм действующий, в нем регулярно совершаются богослужения, в остальное время он является музеем. В нем нельзя фотографировать, поэтому, если вы хотите запечатлеть внутреннее устройство храма, то скорей всего это не получится.
Приехав к церкви, вы сможет прослушать историю строительства храма, историю князя Боголюбского. Также там продаются фото и книги, которые вы сможете приобрести, чтобы сохранить на память о храме его изображения и описание. Церковь Покрова на Нерли на всех производит неизгладимое впечатление.
К слову сказать, само посещение храма проходит довольно быстро, поэтому на обратном пути вы сможете посетить Боголюбский монастырь, также можно съездить в Суздаль и Владимир. Это будет довольно увлекательное путешествие, из которого вы привезете массу впечатлений. Также в Боголюбово вы можете приобрести сувениры по своему вкусу, которые изготавливаются местными умельцами.
Разливы: почему именно в этом месте?
Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.
Первая версия
— это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.
Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.
Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.
Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.
Вторая версия
— храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.
Тогда же, по всей видимости, уничтожили галереи вместе со входом на хоры, да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене
. Вот и стоит он на своем месте без малого тысячу лет, встречая и провожая всех, кто приезжает со всего света посмотреть на творение рук человеческих каждый Божий день.
Фото Алексея Пичугина
Предыстория возникновения церкви
Церковь Покрова на Нерли имеет свою историю возникновения, которая довольно туманна, так как это было давно. По некоторым данным, идея постройки церкви появилась у Андрея Боголюбского после того, как были побеждены булгары. К слову сказать, праздник Покрова в то время был довольно молодым на Руси, а победа была приписана покровительству Богородицы. С тех пор воины, когда шли на битву, просили заступничества у Божьей Матери.
Этот храм, по некоторым данным, является первым из посвященных празднику Покрова. Также это память о сыне князя Андрея Изяславе, который погиб от ран в сражении против булгар.