История создания
Эту работу можно охарактеризовать, как интимную лирическую исповедь поэта. Произведение «Как часто пёстрою толпою окружен…» наполнено горечью и разочарованием по отношению к современникам Лермонтова.
Он написал его в 1840 году под впечатлением от минувшего маскарада. Мероприятие проходило в канун Нового года в петербургском Большом театре. В публикации была проставлена дата: «1 января 1840». Поэтому Император был оскорблен написанной работой, поскольку он сам присутствовал на этом костюмированном балу.
Жанр, направление, размер
Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление – романтизм. К романтическому направлению в мире русской литературы относят конфликт лирического героя с обществом, который мы можем наблюдать в работе. Он противопоставляет свои ценности привычным взглядам светского общества, чужого для него. Герой не принимает уклад жизни этих людей, считает их главные увлечение пошлостью и абсолютным развратом. В их жизни осталось место лишь развлечениям, лжи и кокетству.
Имеет место быть и «романтическое двоемирие» в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…». Герой вспоминает беззаботное детство, где он еще не знал о людской подлости и злости, обмане и предательстве. Это и есть идеал лирического «я» Лермонтова, его желанный мир, в который уже, увы, не попасть. И от этого «тоска теснит уж грудь». Неспроста он соотносит воспоминания о детстве с «безвредным» островком в море и с пустыней. Такой экзотический пейзаж еще раз подчеркивает черты романтизма в стихотворении Лермонтова и неспособность оказаться в этих таинственных далеких местах.
Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:
Как ча
/сто п
е
/стро
ю
/ толп
о
/ю
о
/круж
ё
нКогда
/ пер
е
/до мн
о
/й как б
у
/дто б
ы
/ сквозь с
о
н
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.
История создания – это стихотворение написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.
Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.
Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – сочетание четырех- и шестистопного ямба.
Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет”.
Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.
Композиция
Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамлено рамочной композицией. Она образуется благодаря тождественным по эмоциональному окрасу первой и третьей частей, между которыми сосредоточена вторая, описывающая детство героя. Первая и последняя отличаются пафосом разочарования, тоски и муки лирического «я» Лермонтова. Кругом шум и пир, который уже наскучил герою, он больше не хочет находиться в этом хаосе и обществе. Его единственное желание: «Дерзко бросить им в глаза железный стих».
Разделяет эти две части лирическое отступление, посвященное воспоминаниям о беззаботном детстве, когда герой был еще совсем ребенком. Он будто на минуту абстрагируется из шумной залы, вспоминая родные сердцу пейзажи, запахи. Эти памятные картины кажутся единственной отдушиной героя. Но, к сожалению, он вынужден вернуться обратно, к третьей части произведения, которая еще пуще наполнена гневном и ненавистью к окружающим.
Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» (М. Ю. Лермонтов)
Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» (М. Ю. Лермонтов) возвращает нас в далекий 19 век, в век жизни одного из самых замечательных поэтов нашей страны.
Лермонтов не только один из самых удивительных и известных поэтов. Его творчество отличается особенной мрачностью и пронизано одиночеством. Лирический герой его произведений всегда одинок и чужд шумной толпе. Так случилось и с поэтом, которого пригласили на новогодний бал 1 января 1840 года.
Представим себе картину бала, где люди веселятся и радуются, шумят. И вот среди этого веселья особенно остро чувствует себя одиноким Лермонтов. В тот момент его настолько поразила безликость огромной толпы, что практически криком вырвалось стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». Оно сразу же было опубликовано в «Отечественных записках».
На балу присутствовал и Николай I со своей семьей. Естественно, он принял обличительные строки дерзкого писателя и в свой адрес, что очень сильно испортило его отношение к поэту. Но наравне со шквалом критики, стихотворение Лермонтова получило и хвалебные отзывы. Для многих в литературной среде стало понятным, что на писательском небосклоне горит звезда еще одного талантливого поэта.
Красной нитью через все творчество Лермонтова проходит тема одиночества лирического героя в безликой толпе. Второй его темой была безграничная любовь к Отечеству. Казалось бы, это совершенно несвязанные друг с другом темы, но все-таки в данном стихотворении они, так или иначе, созвучны. Поэт любит свою страну, но душа его не принимает фальшивое общество, спрятанное за масками. Обличение маскарада – вот идея этого произведения. Лермонтов тонко чувствовал наигранность и искусственность чувств, и в этом видел главную проблему и трагедию современного светского общества.
Антитеза становится главным художественным приемом в стихотворении. На основе противопоставления лирического героя пестрой толпе основана композиция. Условно его можно разделить на три части.
В первой части передается атмосфера праздника, но она не несет в себе какие-либо положительные мотивы. Поэт резко высказывается о собравшейся толпе, срывает с них маски, показывая их истинное лицо. В каждой строке читается пренебрежение лирического героя к бездушным образам.
В первой строке толпа предстает пестрым разнообразием. Пестрая – значит, разная, смешавшая в себе разные возрасты, статусы и личности. Но она воспринимается лирическим героем, «как будто бы сквозь сон». В этом читается отчуждение его, одиночество.
Неприятна лирическому герою и музыка, и вообще все, что он слышит. Это мы понимаем благодаря эпитету «диком шопоте» и шуму музыки. Слово «шум» негативно окрашено, и музыка именно шумит, а не играет. Создается впечатление, что и она фальшивая.
Эпитеты «образы бездушные людей», «бестрепетные руки» красавиц и метафора «приличьем стянутые маски» создают картину мертвого общества, без души, но с внешне приличной оболочкой. И уже здесь, в первой части, возникает противостояние этому лирического героя. Оно в эпитетах «холодных рук», «наружно погружаясь», «старинную мечту», «святые звуки». Он тоже поддается всеобщему театру неестественности и надевает маску вовлеченности в общее веселье. Но в душе «ласкает мечту». Всего один глагол передает его душевное состояние, но как сильно он противопоставлен неприятным звукам бала. В его мечтах звуки святые. Они не шумят, не раздражают и, возможно, слышны только лирическим героем.
«Святые звуки» уносят автора в далекое прошлое, а читателя во вторую часть стихотворения. Она резко контрастирует по смыслу и даже стихотворному размеру с первой части. Поэт погружает нас в его воспоминания о далеком детстве, где все ему мило, даже «сад с разрушенной теплицей». И все в этом прошлом дышит жизнью. Поэтому так много в этой части олицетворений: «спящий пруд», «встают вдали туманы», «глядит вечерний луч». Замечательны и оксюмороны, в которых нет никакого противоречия. Так, «забыться, — памятью» противопоставляет сегодня и вчера, настоящее и прошлое. Забыть лирический герой хочет все, что происходит сейчас, и память возвращает его в ту, настоящую, жизнь. Ее память хранит. Еще один оксюморон «к недавней старине» использует поэт, чтобы показать не просто временной промежуток, но и придать ему значение. Старина означает пережитые героем счастливые моменты.
Дважды повторяет поэт эпитет «вольной птицей», делая на этом акцент. Прошлое связано у него со свободой, которой он не чувствует в момент размышления.
Невероятно красивыми образами наполнена вторая часть. Перед нами как будто разрастается картина безмятежной деревенской жизни. Красота передана метафорами «зеленой сетью трав подернут спящий пруд», «село дымится».
Воспоминания переполняют душу лирического героя «странной тоской», но тоска эта сладостная и приятная:
Я думаю об ней, я плачу и люблю
Слезы и любовь – вот с чем связано прошлое лирического героя. Но ведь это ли ни главные составляющие жизни? Это ли ни истинные эмоции? Реальность же не несет в себе ничего, кроме горького разочарования:
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Поэт предается мечте, желая остаться в ней навсегда, оторвавшись от горькой реальности.
Третья часть безжалостно выдергивает лирического героя из его воспоминаний, возвращая в неприглядную сегодня. Особенно больно после этого становится принимать этот несовершенный мир, и поэт бросает «им в глаза железный стих».
В третьей части резко меняется настроение стихотворения. Строки звучат вызовом и громким неприкрытым презрением к толпе. Лирический герой не скрывает своих чувств, а кипят в нем горечь и злость. Даже стих свой он «обливает», а не просто наделяет этими эмоциями. Как будто опомнившись, добавляет в конце негодование. Свою же мечту он называет «незванной гостьей». И действительно, ей нет места среди этих бездушных людей.
Очень символичен в стихотворении новогодний маскарад. Это не просто факт биографии Лермонтова. Это своего рода символ всего современного поэту светского общества. И целью его стихотворения стало желание открыть глаза людей на самих себя, внести смятение в их придуманную идиллию и веселость. Но эпиграфом к стихотворению поэт все-таки выбрал лаконичное «1-е января», чем конкретно указал людей, спрятанных за масками двуличия. Трагедия лирического героя в том, что он противопоставляет себя реальности, а в свое прошлое вернуться уже невозможно. Это всего лишь его грезы. И это мучает его, не дает успокоиться страдающей душе.
Образы и символы
Образы и символы стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» придают работе глубокий подтекст. Так, при помощи пестрых масок общество пытается скрыть свои пороки, тайны, всю желчь нравов. Но герой ловко подмечает это и обличает в своем внутреннем монологе.
- Образ птицы нередко в произведениях русской литературы символизирует свободу и независимость. Так и герой хочет вспорхнуть, как «вольная птица» и унестись в мир детства, где его окружали лишь добро и красота.
- Задает динамику стихотворения образ лирического героя. Он предстает перед читателями бунтарем, противником светского общества, в котором ему приходится жить. Он признает свое неприятие к нему и в то же время осознает свое бессилие с ним бороться. Ему лишь остаётся существовать в мире лжи , где «бездушные люди» не могут обходиться без «стянутых масок», закрываясь от настоящей жизни.
Анализ стихотворения 1 января («Как часто, пёстрою толпою окружён»)
31 декабря 1839 года в белоколонном зале Дворянского собрания на Михайловской площади в Петербурге был устроен новогодний бал-маскарад, на котором присутствовал высший свет и Николай 1 с членами своей семьи. На этом балу был и Михаил Лермонтов.
Впоследствии И. С. Тургенев вспоминал: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества» Лермонтов намеренно подчеркнул, что стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружён … » написано в связи с этим балом: вместо эпиграфа поставлена дата — «1 января».
Поэт изобразил в своём произведении высшее общество, которое он презирал, и открыто высказал своё к нему отношение. Главная тема стихотворения — обличение жизненного «маскарада» и холодной бездушности светского общества. у произведения кольцевая композиция. Оно начинается и заканчивается описанием высшего света. В середине же лирический герой переносится в детство — он окунается в естественный мир гармонии. Для произведения характерно сочетание двух контрастных жанров — элегии и сатиры.
В стихотворении три смысловые части. В первой части дана картина великосветского бала. Во второй — поэт уводит читателя в светлый мир своих воспоминаний. В третьей части лирический герой возвращается в чуждый ему мир, что вызывает в нём бурю негодования и душевной боли. Два первых шестистишия представляют собой одно сложноподчинённое предложение с двумя придаточными: Как часто, пёстрою толпою окружён … Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки. Перечитывая два распространённых придаточных, читатель явно ощущает нагромождение образов, мелькание пёстрых фигур и масок. Такие эмоциональные ощущения, созданные сложной синтаксической конструкцией, сближают читателя с лирическим героем. Герою скучно среди «пёстрой толпы », «дикого шёпота затверженных речей», среди «бездушных людей» и «приличьем стянутых масок». Женщины на этом балу, хоть и красивы, но очень похожи на кукол-марионеток. Лирическому герою неприятны их кокетливость, жесты, отрепетированные перед зеркалом, «давно бестрепетные» руки, не знающие ни волнения, ни смущения. Эти городские красавицы знают себе цену и уверены, что никто не устоит перед их чарами. Но герою скучно среди них.
Все присутствующие на балу надели маскарадные маски будто для того, чтобы скрыть своё бездушие и прочие пороки, В этой толпе лирический герой чувствует себя чужим и одиноким. Чтобы отвлечься от неприятного шума и блеска, он мысленно уносится в заветный мир грёз — в своё детство. Вторая часть стихотворения погружает читателя в особую атмосферу: И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей … Родные места — это Тарханы, где прошло детство Лермонтова. Идёт явное противопоставление бездушного мира высшего общества живой природе: В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и жёлтые листы Шумят под робкими шагами. Душа лирического героя тянется к естественности и искренности — к тому, что давно забыто в «высшем свете». Родной дом и детство для Лермонтова — символы «идеального мира » (он показан в произведениях «Родина», «Мцыри», «Воля»). Но «идеальный мир » существует только в воспоминаниях, и герой «памятью к недавней старине » летит «вольной птицей ». Поэт нарисовал романтический пейзаж. Здесь есть все романтические атрибуты: спящий пруд, дымка, туманы, тёмная аллея. Создана поэтическая атмосфера таинственности и Божественного присутствия.
Именно в такой момент лирический герой обращается к теме любви. Он рассказывает то ли о своём сне, то ли о своей мечте. Образ прекрасной девушки для него — воплощение чистоты и нежности: С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Эти глаза и розовая улыбка — полный контраст с масками бездушных людей на балу. Только в этом мире лирический герой счастлив — здесь он ощущает гармонию. Получается, что душа лирического героя принадлежит миру идеальному, а жить он вынужден в мире реальном — среди «пёстрой толпы ». Его трагедия — трагедия всех романтических героев. Она заключается в том, что герой обречён на вечные скитания между этими двумя мирами. Картины детства в сравнении с картинами бала так прекрасны, что когда лирический герой вновь оказывается среди ненавистной ему толпы, он уже не может выносить эту удушающую атмосферу, и у него возникает желание бросить гневный вызов царству масок: О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью. Выразительные средства языка помогают поэту раскрыть идейное содержание стихотворения. Оно целиком построено на антитезе (противопоставлении). Поэт изображает два мира, используя резкие контрасты. В стихотворении контрастно всё — звуки, цвета. Мир суеты нарисован словами пёстрая, мелькают, маски — здесь яркость и блеск смешиваются в одну безликую массу. Рисуя идеальный мир, поэт использует совершенно другую палитру — это лазурь, зелень трав, сиянье, розовая улыбка, жёлтые листья. Звуковой тон в этих мирах тоже различается. Праздник масок сопровождается шумом музыки, пляски, «диким шепотом: — всё это очень дисгармонично. Звуки идеального мира складываются в тихую мелодию — это тишина, шуршание листьев, плач человека.
Изображая художественное пространство мира земного, Лермонтов показывает нам тесный круг безликих фигур — «пёструю толпу», которая монотонно вращается вокруг лирического героя «при шуме музыки и пляски». Здесь властвуют теснота и несвобода — «приличьем стянутые маски». А вот пространство воображаемого мира безгранично. Здесь и бесконечное небо (<�лечу Я вольной, вольной птицей» ), и бесконечные просторы (поле, пруд, туманы), и бесконечная глубь (тёмная аллея, уводящая в таинственную неизвестность). У стихотворения сложный, сбивчивый размер (иногда шести-, иногда четырехстопный ямб). Наблюдается также сочетание парной рифмовки с кольцевой. Всё это вместе, как и сложные синтаксические конструкции, передают мучительное, дисгармоничное состояние лирического героя.
Темы и настроение и проблемы
Тематика стихотворения может быть дополнена Многомудрым Литреконом, если Вы напишите ему в комментариях о необходимости изменений.
- Основная тема произведения «Как часто пёстрою толпою окружен…» – это в первую очередь то, что оно описывает, а именно фальшь светского общества
, погруженного в низменные развлечения и забывшего о реальной жизни. - Тема пота и толпы
лейтмотивом пронизывает стихотворение. Читатель сталкивается с демонстрацией бездушного и холодного светского общества, которым окружен лирический герой. Лермонтов часто поднимает тему потерянного поколения, например, она ярко фигурирует в стихотворении «Дума», где также обличаются пороки его современников.
Строки произведения пронизаны пафосом борьбы лирического «я» с людским бездушием и лицемерием. Настроение стихотворения окрашено нотами разочарования и грусти героя в нынешнем поколении.
Основной проблемой выступает обнищание человеческих ценностей. Этим и раздосадован лирический герой, ему трудно это принять.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» раскрывается в противопоставлении главного героя и толпы, его ценностей и взглядов светского общества. Автор указывает на то, что окружающие только изображают чувства, но души их пусты. Он сожалеет об утраченных идеалах детства, когда его окружали по-настоящему искренние люди, а не маски.
Таким образом, смысл стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамляет одновременно и конфликт, и главную проблему произведения: он враждебен по отношению к светскому обществу, потому что оно противостоит его идеалам (в лучших традициях романтизма). К сожалению, вопрос противостояния ценностей высоконравственного героя и бездушного мировоззрения людей остается открытым до сих пор.
Средства выразительности
Как мы видим, нечасто можно изменить мир, который прогнил, как давно забытое яблоко. А точнее, к сожалению, этого сделать невозможно. Человеку остается лишь принять этот факт и отгородить себя от внешних излучений пошлого общества. Но мы лишь проанализировали поколение Михаила Юрьевича. И, к счастью, у нашей эпохи еще есть шанс обрести благоразумие и честь, стать причиной не горьких слез, а радости и ликований. Напоследок разберем тропы в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…».
- Эпитеты
в произведении помогают читателю лучше прочувствовать образ мертвого общества: «пестрою толпою», «бездушные людей», «бестрепетные руки». Все это создает атмосферу наигранности и лжи. - Оксюморон
«дикий шёпот» обличает скудность и пошлость основных увлечений этого общества, в котором царят сплетни, заговоры и скучные, будто заученные разговоры. - Развёрнутая метафора
«железный стих, облитый горечью и злостью…» превращает стихотворение Лермонтова в эмоциональное признание, исповедь. Произведение предстает перед читателями результатом горьких слез поэта, его борьбой и разочарованием.
Автор: Полина Борискина
Средства художественной выразительности
В этом произведении Лермонтов не поскупился на средства художественной выразительности. В нем присутствуют:
- Эпитеты — холодные (руки), городские (красавицы) старинная (мечта), святые (звуки), вольная (птица), высокий (дом) заброшенная (теплица), темная (аллея), желтые (листы) робкие (шаги), первое сиянье, долгие часы, толпа людская;
- Метафоры — пестрая (толпа). Дикий (шепот) , затверженные (речи), небрежная смелость, погибших (лет), спящий (пруд), вечерний (луч), лазурный (огонь), дивное (царство); розовая (улыбка) молодой (день), свежий (островок), влажная (пустыня);
- Метонимия – бездушные (образы), приличьем стянутые (маски), бестрепетные (руки), ласкаю (мечту), село дымится, встают туманы, цветет (островок), железный (стих), облитый (стих).