Футуризм является разновидностью литературного течения модернистского типа. Оно развивается в начале двадцатого века. Название движение получает от Томмазо – знаменитого поэта из Италии. Он придерживался определенных взглядов на современную литературу того времени. По его мнению, поэзия перестала звучать, нуждалась в переменах.
Главный принцип футуризма заключается в смене принципов старого искусства, внедрении принципиально новых концепций. Цель изменений – спасение всего мира. Так Филиппо написал в одном из своих трудов.
По мнению футуристов, стихотворение должно быть свободным. Оно может иметь трагический, страшный, веселый конец. Рифма не является обязательной, слово должно руководить поэзией. Допускается любая тема: родная страна, любовь, целый мир или судьба конкретного персонажа. Россия прославилась первыми футуристами в лице Маяковского, Бурлюка, Хлебникова, Каменского. Они требовали утверждения инновационных принципов для поэтического жанра в срочном порядке.
Направленность позволяет использовать рифму, ритмику, эпатаж в любой форме. Поэт волен высказываться своими словами, не ограничиваясь рамками.
Главные черты футуризма
- Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
- Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
- Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
- Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
- Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.
Футуристические черты
Отделение от привычной традиционной культуры — главная идея футуристов. Они обычно пренебрегали «классическими» канонами в искусстве. Представители этого направления критиковали старую школу и в своих произведениях.
Футуристы хотели полностью изменить творчество. Также они довольно часто агитировали в стихах к бунтам и политическим переворотам. Именно так должен выглядеть современный мир — всё время изменяться.
Поэты представляли своё творчество как изобретение или итог большого труда. Главное, по их мнению, — технический прогресс. Это противопоставлялось природе, воспеваемой поэтами старой школы.
Представители футуристического направления в творчестве пытались экспериментировать словообразованиями. Они хотели создавать нестандартные размеры, неологизмы и интересные словосочетания. Их произведения очень отличались от всего, что было сделано до них. Отличительные черты творчества Маяковского:
- Владимир Владимирович сильно преувеличивал личность поэта. Он часто хвалил его в своих строках, ставил выше других представителей общества.
- Кроме презрения ко всему старому автор критиковал и настоящее. Он противопоставлял себя государственному строю, а свои мысли направлял в будущее.
Поэт часто в своих стихотворения использовал звукопись и метафоры для создания ярких противопоставлений. Также стоит упомянуть и о знаменитой «лесенке». Её Маяковский применял для выделения важных мест в произведении.
Особенности футуризма Маяковского
- Самое яркое отличие произведений Маяковского от других представителей футуризма заключается в преувеличении личности поэта, ему часто посвящаются хвалебные строки, он ставится выше других.
- Помимо отрицания и презрения ко всему, что было раньше, в работах Владимира Владимировича яро выражен протест к настоящему, он противопоставляет себя обществу и сложившемуся государственному строю. Взгляды и мысли поэта обращены к будущему.
- Красота заключена в городских пейзажах, бурной урбанистической жизни.
- Очень часто в своих произведениях Маяковский использовал метафоры (скрытое сравнение) для своих противопоставлений и звукопись (повторение одинаковых гласных или согласных).
- Ну и, конечно, не стоит забывать про его знаменитую “лесенку”, которая использовалась для выделения самых важных отрезков стихотворения.
Феномен творчества Маяковского
Стихотворения Владимира Маяковского сложны для чтения и понимания. Поэтому активно его творчеством интересуются в основном только профессионалы. Но все же имя поэта на слуху, он не затерялся среди сотен других авторов ХХ века. В чем же его феномен? Существует несколько подходов исследования творчества Маяковского:
- Советский. Многие воспринимают автора как деятеля, не пересекающего «линии партии». Но это не совсем верно, поскольку Владимир в своих работах неоднократно выступал против диктатуры, бюрократизма, мешающих возрождению настоящего социализма.
- Религиозный. Некоторые исследователи считают, что поэт разрывался между религиозностью и сатанизмом. С одной стороны, он выступал против религии, будучи на стороне коммунизма. Но с другой стороны, глубоко в душе понимал, что это неправильно. Личная трагедия нашла отображение в стихотворениях.
- Футуристическая. Считается, что футуристические мечтания поэта не были реализованы. При этом он пытался лавировать между футуризмом и советской действительностью.
Но возможно все намного проще. Маяковский продолжает быть интересным читателю, потому что с помощью его творчества легче понять советскую культуру. Автор очень точно и правдиво показал все противоречия того времени. Чтобы больше узнать об истории начала ХХ века, просто нужно научиться читать между строк.
Выбери ответ
Читать далее >>
Примеры из поэзии Маяковского
Будет луна. Есть уже немножко. А вот и полная повисла в воздухе. Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе. (“Лунная ночь”).
Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.
Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир (“Нате!”)
Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.
Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (“Домой!”)
В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.
Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.” (“Адище города”).
Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.
Поэтика русского футуризма
Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.
Манифест русского футуризма
Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.
Автор: Сергей Воробьёв
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Маяковский и футуризм
Владимир Владимирович Маяковский — одна из самых ярких фигур не только русского футуризма, но и всей русской поэзии. Молодой, революционно настроенный Владимир Маяковский присоединился к футуристам в 1912 году.
Футуризм возник как одно из направлений русской поэзии рубежа веков. Называя себя единственными поэтами будущего (будетлянами), футуристы заявили об окончательном и полном разрыве со всеми традициями, резко противопоставили себя другим течениям (символизму, акмеизму) и провозгласили задачу создания нового искусства XX века, Они возмущали общественное мнение максимализмом своих литературных манифестов. В манифесте с вызывающим названием «Пощечина общественному вкусу» они призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Футуристы шокировали названиями своих сборников («Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др.). Их вечера носили шумный, скандальный характер. Они нещадно высмеивали пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни. Все эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу молодому Маяковскому.
В стихах Маяковского, напечатанных в программных сборниках футуристов, много бравады, декларативного преувеличения личности поэта (трагедия «Владимир Маяковский», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»). В обычае футуристов было отрицать все, созданное до них. В юношеской самонадеянности Маяковский называет косноязычными Данте и Петрарку. Ему скучны Анненский, Тютчев, Фет («Надоело»).
Первое стихотворение Маяковского «Ночь» было опубликовано в сборнике «Пощечина общественному вкусу». В его стихотворениях 1912—1917 годов выразилось общее для футуристов ощущение «изжитости жизни», неизбежности катастроф, «исчерпанности» старой культуры и всех форм искусства.
Вместе с тем уже с первых шагов он отчетливо выделяется в разношерстной и шумной толпе футуристов.
Заявив, что он «хочет будущего сегодня», Маяковский поднял бунт против настоящего, ненавистного ему уклада жизни. «Долой ваш строй!», «Долой вашу войну!», «Долой вашу религию!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу любовь!» — такие лозунги лежали в основе произведений Маяковского 1912—1917 годов. Он противопоставляет себя буржуазному обществу, перед которым ему хочется не кривляться, а скорее плюнуть в лица («Нате!»). Он гневно осуждает империалистическую войну («Мама и убитый немцами вечер», «Вам!», «Я и Наполеон»), Он сатирически обличает буржуазный общественный строй, который уродует и принижает человека («Гимн ученому», «Гимн судье», «Мое к этому отношение»),
М. Горький, поддержавший в эти годы незаурядное молодое дарование, однажды сказал о нем: «Талантливый человек. Что после него будут делать чижики в поэзии — не знаю». Материал с сайта //iEssay.ru
Несмотря на постепенный отход Маяковского от футуристов, они оказали достаточно большое влияние на формирование эстетических взглядов поэта и его дальнейшее творчество. Еще на первых вечерах футуристов он обрел навыки народного трибуна, умеющего держать напряженный интерес аудитории, научился полемизировать и выстраивать выступление как спектакль. Свою поэзию он предназначал миллионам читателей, но никогда не был человеком толпы, напротив, стремился выделиться и внешним видом, и поведением. Его поэтический слог и интонации всегда были наполнены чеканным ритмом, изначально предназначенным для декламации вслух.
Многие футуристы были художниками, сам Маяковский хорошо рисовал (он учился в Училище живописи). Эта любовь к краскам, к живописи остро ощущается в лирике поэта, например, в стихотворении «Ночь»: «Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты…»
Однако многое взяв у футуризма, Маяковский далеко ушел от него и сумел создать свой собственный неповторимый стиль.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- маяковский и футуризм
- . маяковский футурист
- футуризм владимир маяковский
- маяковский и футуризм кратко
- бродский футурист