Замысел пьесы
Для создания своего произведения Александр Пушкин использовал несколько источников. Исследователи его творчества считают, что это могут быть следующие источники:
- Слухи о Сальери.
- «Культ Моцарта».
- Музыкальная жизнь художника Иосифа Берглингера.
- «Драматические сцены» Барри Корнуола.
- Легенда о Микеланджело: гений и злодейство.
Данных о том, как складывался замысел его драматического произведения, к сожалению, нет никаких. Но среди его бумаг были ссылки на «некоторые немецкие журналы».
Известно, что в 1824 году в Вене начал распространяться слух о том, будто Антонио Сальери сознался в убийстве великого композитора. После преступления прошло уже 30 лет, а сам придворный капельмейстер и известный композитор находился длительное время в психиатрической больнице. Это было напечатано во многих немецких газетах и журналах. Некоторые журналы с этим слухом оказались и у Пушкина. Кстати, эта версия уже тогда, в 1834 году, была опровергнута.
Это интересно: биография Максима Горького — кратко.
В России начала XIX века возник «Культ Моцарта». Одним из главных служителей этому культу стал Улыбышев, который был известен как музыкальный критик. Он считал, что больше нет гениев, кроме Моцарта. Поэтому упоминание о гениальном зарубежном композиторе было популярным в литературе.
Когда Александр Пушкин начал свою работу над пьесой, многие были уже знакомы с подробной биографией предполагаемого убийцы гения. Самую подробную и реальную биографию этого известного композитора написал Игнац фон Мозел, который издал её в 1827 году. Сам композитор умер в 1825 году, поэтому статьи о нём, написанные после смерти, попали и в русские печатные издания.
Это интересно: рассказ о Пушкине — краткая биография и его творчество.
В 1826 году в одном из российских журналов был опубликован отрывок из книги, в которой как раз рассказывалось о примечательной и интересной жизни одного из художников. Это так заинтересовало читателей, что вскоре книги была переведена на русский язык и полностью напечатана. Письма самого Иосифа Берглингера стали источником вдохновения для Пушкина. Считается, что первый монолог главного пушкинского героя с ними очень похож. Краткий пересказ «Моцарт и Сальери» представлен в этой статье.
По мнению Дмитрия Благого, для Пушкина значительным толчком стали и «Драматические сцены» английского поэта Берри Корнуола, которые Александр Сергеевич читал в Болдине. Со временем Корнуола стал любимым писателем «опального поэта».
Известно, что Пушкин свой цикл «Маленькие трагедии» задумывал первоначально назвать «Драматическими сценами». Об этом он несколько раз упоминает в письмах к своим друзьям. По конструкции пушкинские драмы очень похожи на те произведениями, которые писал Корнуола. Есть между пьесами английского поэта и Пушкина и текстуальные совпадения.
Пушкин, безусловно, был знаком и с легендой о Микеланджело. О нём он упоминает и в своей «маленькой трагедии», где в последнем монологе Сальери, пытаясь оправдать свой поступок, вспоминает о гении, который совершил преступление во имя искусства.
Это интересно: как написать книгу — пошаговая инструкция для начинающих.
Первый разговор героев
Как никто другой в коротком произведении умел передать всю глубину психологических переживаний Пушкин. «Моцарт и Сальери» (краткое содержание пьесы является лучшим тому доказательством) – это словесный поединок двух персонажей, в котором сталкиваются их интересы и жизненные цели. Впрочем, внешне они общаются очень дружелюбно, однако автор построил их речи так, что каждая фраза доказывает, насколько они разные люди и насколько непримиримы противоречия между ними. Это обнаруживается уже в их первой беседе.
Тема «Моцарт и Сальери», пожалуй, лучше всего раскрывается в появлении первого на сцене, которое сразу демонстрирует его легкий и непринужденный нрав. Он приводит с собой слепого скрипача, который плохо играет его композицию, и ошибки бедного музыканта его забавляют. Сальери же негодует из-за того, что его друг насмехается над собственной гениальной музыкой.
Критика пьесы
Еще при жизни Пушкина на него обрушился шквал критики из-за того, что он в искаженном свете преподнес образы исторических персонажей. Отчасти эта критика была обоснована, так как «маленькая трагедия» русского поэта, разлетевшаяся по миру, способствовала повсеместному распространению мифа об отравлении Моцарта Сальери.
Антонио Сальери, портрет работы Ф. Реберга, 1821 год
Правда многие почитатели таланта Пушкина считали, что русский гений взял имена двух музыкантов лишь как пример и художественный образ извечной борьбы добра и зла, и никогда не настаивал на том, что его трагедия исторически верна.
«Моцарт и Сальери» — краткое содержание
Сцена первая
Первая сцена пьесы открывается рассказом о Сальери. Еще маленьким мальчиком будущий композитор услышал звуки органа, и с тех пор музыка пленила его навсегда. Он старательно «препарировал» ее, пытаясь разобраться, из каких же частей состоит красивая мелодия. Сальери долго и старательно трудился, отбросив в сторону всякую праздность. В итоге он добился высокого положения в обществе и всеобщего уважения. Так он жил мирно и счастливо, наслаждаясь достигнутым успехом, пока однажды не поймал себя на том, что жутко завидует молодому композитору Моцарту. Тот был откровенным разгильдяем, к музыке относился как к легкому приятному занятию и сочинял ее также легко, как птицы поют свои песни. И при этом музыка его была столь прекрасной, что даже сам Сальери делал сравнение не в свою пользу.
Иллюстрация Михаила Врубеля. 1884 год
Однажды Сальери встретил Моцарта в компании слепого скрипача. Музыкант-любитель неумело играл музыку Моцарта, неизбежно коверкая ее, но Моцарта как будто это нисколько не расстраивало, а, наоборот, забавляло. Сальери был сражен таким легкомысленным отношением к музыке! Когда же друг сыграл ему мелодию, которую набросал ночью на скорую руку, Сальери окончательно убедился, что перед ним гений. И он принял решение «остановить» Моцарта, потому что Сальери считает такую жизнь и такое творчество «неправильным». Друзья договариваются вместе отобедать в трактире, и Сальери готовит яд, который некогда оставила ему возлюбленная.
Сцена вторая
Во время ужина Моцарт делится с Сальери новостью о том, что пару недель назад к нему пришел странный гость в черных одеждах и попросил сочинить для него Requiem (траурное музыкальное произведение). И вот композитор уже написал музыку, а гость так и не возвращается. Но Моцарт даже был рад этому, потому как теперь уже мечтал оставить эту мелодию себе.
Сальери пытается утешить друга, рассказывая, что его друг Бомарше в минуты печали советовал выпить бокал игристого вина или перечитывать книгу о похождениях Фигаро. Моцарт уточняет у товарища, правда ли, что Бомарше кого-то отравил, как говорят о том слухи. И сам же резюмирует, что этого не могло быть, ведь Бомарше – гениальный автор, а «гений и злодейство – не могут существовать вместе!».
Сальери незаметно подсыпает яд в бокал Моцарта. Тот выпивает его, и по просьбе «друга» играет ему свое новое творение-реквием. Сальери понимает, что это гениальная музыка!
К концу трапезы Моцарту становится нехорошо и о отправляется домой. А Сальери остается один, размышляя над словами товарища. «Неужели он прав, и я не гений, раз я смог убить талант?».
Идея
Произведение «Моцарт и Сальери» — это наиболее философское произведение в цикле маленьких трагедий, так как в нем полнее всего выражена проблема противостояния добра и зла, воплощенных в великом композиторе и его завистнике. Пушкин идеально подобрал героев для воплощения своей задумки: ведь именно настоящее, истинное творчество становится ареной борьбы этих двух противоположных начал. Поэтому данная драма имеет экзистенциальное значение. И если другие произведения рассматриваемого цикла имеют достаточно динамичный сюжет, который двигает основную идею, то в этой пьесе все наоборот: на первый план автор выдвинул философскую мысль о том, что настоящее творчество составляет смысл жизни, а сюжет играет вспомогательную роль, оттеняя задумку писателя.
Тема пьесы «Моцарт и Сальери»
Основной темой своей трагедии Пушкин вывел сравнение двух противоположных начал: рационалистического, стремящегося все упорядочить, разложить «по полочкам», выверить с математической точностью и творческого, которое существует исключительно в режиме вдохновения и не терпит никакого насилия над собой! Пушкинский выдуманный Сальери не просто завидовал Моцарту, но всерьез боялся, что из-за таких гениев, которые творят по божественному проведению, нисколько не напрягаясь, такие трудяги, как он, будут миру не нужны.
Возможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене. Художник Иоганн Георг Эдлингер