4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 537.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 537.
Началось строительство новой гидроэлектростанции на Ангаре, и многие деревни, стоящие на её пути, должны были исчезнуть с лица земли. Таково решение правительства. О том, как относятся к этому старожилы, живущие в этих деревнях, и написал своё произведение Валентин Распутин. Как ведёт себя человек в таких ситуациях, какие нравственные ценности в нем преобладают, покажет анализ произведения. Этот материал может использоваться на уроках литературы в 11 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1976 г.
История создания – Валентин Распутин как писатель, пишущий о деревне, сам родившийся и выросший в сибирском селе, испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение древних традиций. Когда началось строительство ГЭС на Ангаре и стали уничтожать маленькие деревни, писатель не мог остаться в стороне и написал «Прощание с Матёрой».
Тема – Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.
Композиция – Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома и перевозят жителей.
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»
Деревенская проза. У одних это словосочетание вызовет скуку, ощущение чего-то простецкого, грубоватого и обыденного. У других при этих словах защемит сердце, повеет свежескошенной травой и появится желание позвонить родителям…
Может я старею, потому что уже лет пять, а может и дольше, я стал относить себя ко второй категории. А может мне просто везёт с книгами. Теми самыми, которые я в своей памяти отвожу место, где они соседствуют с моими любимыми Учителями.
«Прощание с Матёрой» это не просто повесть, это маленькая жизнь, прожитая за три дня для меня и за пару месяцев для героев этой истории.
В далёких 60-х годах, на реке Ангара строят ГЭС. А значит, маленькую деревушку на острове Матёра скоро затопит. Кучка стариков должны в самый короткий срок покинуть свою очень маленькую Родину. Вот и всё, весь сюжет. Но сколько за ним драмы, чувств, надежд: оправданных и нет, сколько взглядов назад и в завтрашний день, сколько в нём судеб, и разных, и таких одинаковых.
У повести очень удачное название «Прощание…». Это и вправду прощание. Когда вы расстаётесь навсегда с чем-то и кем-то близким, вы вспоминаете, что было хорошего, что плохого, и рассуждаете, что вскоре вас ждёт. Вот и здесь, у Дарьи Пинигиной, пожалуй, главной героини повести, пробегает вся жизнь перед глазами. Нет, не за пять секунд, как перед смертью, а за пару месяцев… «Долгое прощание — лишние слёзы» — так вроде говорят в народе. Слёз будет много. Украдкой, навзрыд, сухие, ручьём, от любви, от злости, от бессилия… Выбирайте. И плакать будут не герои книги, а мы с вами, читатели. Жители Матёры сильнее нас, у них-то нет выбора, а нам его ещё предстоит сделать и не раз! Книга, коли вы возьмётесь за неё, не сможет вас оставит равнодушной. Будет жалить по самым незащищённым местам. По самому близкому, что есть у человека. А что у него может быть дороже, чем семья и родной дом? Уж, какая бы не была непутёвая семья, и какой бы не был ветхий дом, он твой, он твоя душа. И вот эту душу, Валентин Распутин, выворачивает нам наизнанку.
Добрались и до Автора. Сказать, что книга написана хорошим языком, это значит просто отчитаться, по пункту в отзыве. Нет, она написана великолепными, дурманящими и настолько живыми словами, что хочется произносить их вслух. Мне хотелось в этой части отзыва привести какую-нибудь красивую цитату. Но это невозможно, взгляд цепляется за весь текст, настолько он концентрирован авторской и народной мудростью.
Персонажи беспардонно въедаются в память и кажутся давно знакомыми. Но это не удивительно, ведь они, все до единого, настоящие, яркие, цельные.
Если быть дилетантом в большой литературе как я, то читая «Прощание с Матёрой», можно подумать, что Распутину было лет 120, когда он писал эту повесть. Но если посмотреть на библиографию Автора, то мы увидим, что написал он её в 30 лет (!)
Как?! Скажите мне как?! Человек, проживший на свете всего 30 лет, может писать так, будто он прожил как минимум две жизни по сотне?!
Деревенская проза в Большой Литературе, «Прощание с Матёрой». Не пропустите и прочитайте. Ваш мир или измениться, или, мне этого очень хочется, встанет на ноги ещё крепче.
В конце отзыва, всё же, не удержусь и прикреплю цитату:
»…про людей я разглядела, что маленькие оне. Как бы оне не приставлялись, а маленькие. Жалко их. Тебе покуль себя не жалко, дак это по молодости. В тебе сила играет, ты думаешь, что ты сильный, все можешь. Нет, парень. Я не знаю ишо такого человека, чтоб его не жалко было. Будь он хошь на семь пядей во лбу. Издали вроде покажется: ну, это ниче не боится, самого дьявола поборет… гонор такой держит… А поближе поглядишь: такой же, как все, ничем не лутше…»
История создания
Анализ произведения «Прощание с Матёрой» начинается с истории создания.
В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревень должны были переселяться в другие места, а сами деревни подлежали затоплению.
Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжёлым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.
Маленькие населённые пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.
Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых компанейских —
Главные герои «Прощание с Матерой»
Прощание с Матерой: история создания произведения
Произведение, написанное Валентином Григорьевичем Распутиным переносит читателей в середину прошлого столетия. «Прощание с Матерой» описывает судьбу и переживания жителей деревни Матера, расположенной на острове реки Ангары. По причине предстоящей глобальной стройки гидроэлектростанции, местные власти приняли решение затопить небольшую деревушку, а людей перевезти в близлежащий город.
Живут в Матере преимущественно пожилые люди и расставание с малой родиной очень тяжело им дается. Старики считают, что сменив место жительства, они предадут своих предков, похороненных на этой земле. Автор описывает, как одна из главных героинь – Дарья Пинигина, белит свою избу, прекрасно осознавая, что жилище через несколько дней будет уничтожено.
Другие действующие лица – пожилая семейная пара Егор и Настасья все-таки переезжают в город. Через несколько дней мужчина умирает, не выдержав разлуки с родными местами. Его жена снова переезжает в Матеру, чтобы провести остатки дней на родной земле.
Немногочисленная местная молодежь, напротив, поддерживает идею переселения. Они считают, что это подарит им новые возможности и поможет выбиться в люди. Молодые люди не чувствуют привязанности к земле и не понимают своих бабушек и дедушек.
С первых строк произведения поражает то, как реалистично описывает автор эмоции и переживания героев. Помимо этого, он детально отображает культуру, традиции и быт деревенских жителей. Неудивительно, ведь повесть «Прощание с Матерой» во многом автобиографична. История ее создания связана с похожей ситуацией, пережитой Распутиным в детстве. Писатель сам вместе с родителями был вынужден покинуть деревню, в которой родился и жил. Это также было обусловлено строительством Братской ГЭС по территории Атамановки – родины Валентина Григорьевича.
Период создания произведения (1976 год) приходится на пик индустриализации Советского Союза. Именно тогда власти задались целью технического прогресса государства. В связи с этим массово уничтожались деревни и небольшие поселки, жители переселялись в городские условия, независимо от их желания. Прежде, чем создать свое произведение, Распутин посетил регион, который подобным образом был расчищен под Усть-Ислимское водохранилище. Сопровождал его в поездке советский журналист Борис Ротенфельд. По итогам путешествия Ротенфельд создал небольшой очерк, напечатал его в одной местной газете. Ему удалось выяснить, сколько средств было выделено создание водохранилища, а также какие условия предоставили власти жителям затопленных земель. В своем труде журналист приходит к неутешительному заключению, что новыми домами люди недовольны, так как жилища построены на глинистой местности. К тому же деревенские жители скучают по родной земле, на которой родились и прожили много лет.
Именно этот очерк Бориса Ротенфельда лег в основу «Прощания с Матерой». Распутин отсеял ненужную, по его мнению, информацию, делая упор на человеческих переживаниях. Возможно, что у главных героев произведения существовали реальные прототипы, так как Распутин во время поездки с журналистом, сам активно участвовал в беседах с местными жителями, проявлял неподдельный интерес и сочувствие к их переживаниям.
Помимо внутренних человеческих терзаний, автор произведения упоминает и о исторических событиях, происходивших в той местности: гражданская война, междоусобицы казаков. Вероятно, что эти эпизоды также произвели сильное впечатление на Распутина и подтолкнули его к созданию произведения.
История создания «Прощание с Матерой» тесно связана с автобиографией автора. Распутин описывает события, участником которых также некогда являлся. Он наделяет действующих лиц собственными переживаниями и эмоциями, которые испытывал в момент расставания с малой родиной. К тому же добавляет характеристики реальных людей, с которыми беседовал в ходе поездки по затапливаемым местностям. Таким образом Валентин Григорьевич обращает внимание общественности на беды простых людей, которые оказались жертвами технического прогресса и индустриализации.
Тема
Тема повести Распутина «Прощание с Матёрой» – вырождение деревень, включающая в себя нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остаётся человеком, а кто превращается в «петруху».
Автор затрагивает
проблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.
Матёра – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но пока ещё всё идёт по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится и всё пойдёт по-прежнему и они останутся жить на своей земле.
Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.
Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь без сожаления жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.
Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь всё своё, родное. На кладбище покоятся останки близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они бросаются на его защиту.
Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был её защитой, в нём она прожила всю свою долгую жизнь.
Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым и не выдержал, умер в первые недели после переезда.
Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.
Анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина В.Г.
«Прощание с Матерой»
В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень.
Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Но одновременно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоплении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух».
В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бегущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казачось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила деревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, завшшвшшсь и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже поселки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна.
От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин-дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).
Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей
— ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» — жалуется Настасья Дарье. Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г. Распутин подробно и убедительно показывает, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном месте, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.
Сцена разорения кладбища — одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгробия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здоровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако выяснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Выполнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей.
Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их наказы: «…Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо — живи, на то тебе жить выпало».
Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики замечают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу — нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого понятия, как совесть. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной героини Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как старость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен. «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по радио», — сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что старость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и мучений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не’поняла». Единственное, что успела сделать Дарья в своей жизни, — это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила — ив землю…».
При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской оставляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В.Г. Распутин.
Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кошку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.
Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.
Символично, что из оставляемой Матеры жители переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин поднимает здесь характерную для деревенской прозы в целом тему противостояния города и деревни. Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы.
Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания солнечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет сиять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару — время не остановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера — все так же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо».
Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь.
Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: старухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Симпатии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.
Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи актуализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.
Композиция
С первых строк повести начинается знакомство с деревней Матёрой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.
Происходит завязка повести. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В её речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал своё прошлое, у того нет и жизни.
Печальна и развязка повести, где Павел, сын Дарьи, осознаёт неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.
Жанр
Жанр произведения «Прощание с Матёрой» – повесть. Повесть “Прощание с Матёрой” относится к такому пласту литературы, как «деревенская проза». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления. Деревенская проза включала в себя описание жизни и быта простых сельских жителей. В ней описывались насущные проблемы человека, их незатейливые запросы. Вместе с этим писатели поднимали огромные проблемы по сохранению старых традиций, касающиеся памяти прошлого, связь поколений.