- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Распутина Последний срок
Повесть Распутина «Последний срок» эмоциональна и правдива. Здесь очень тонко изображены нравственные проблемы поколений, отношение к семейным ценностям, темы совести и чести, милосердия и долга. Эта повесть о жизни и смерти.
События в произведении длятся всего три дня. Эти дни отведены умирающей старухе Анне, чтобы проститься с детьми, переосмыслить свою жизнь.
Анна, главная героиня повести, простая русская женщина, которая очень любит своих детей, честно прожившая свои 80 лет. Ей не страшно умирать, но чувствуя свой недалекий уход, она хочет проститься с детьми, повидав их напоследок.
Во внутренних монологах Анны, ее размышлениях о прожитом времени кроется чистая, величественная душа мудрой русской женщины. Анна все прощает детям, даже их уезд перед ее смертью.
Большая часть повести посвящена описанию образов детей Анны. Все они заняты своей жизнью, редко вспоминая о матери. Сын Михаил, в которого и доживала мать, собрал их проститься с ней перед смертью. Дети Анны приехали все, кроме ее любимой дочери Татьяны, которая так и не явилась по своей занятости проститься с родным человеком. Дети были уверены в том, что похоронят мать и сразу уедут, но получилось так, что Анна еще прожила три дня. Ей стало лучше физически, когда увидела своих детей.
А дети просто ожидали, когда же умрет мать, чтобы отправиться назад в свои дома и семьи. В эти три дня они ругались между собой, делили наследство, сыновья распивали купленную на поминки водку. И никто даже не додумался отдать это время маме, поговорить с ней, пожалеть ее, поблагодарить за все, что она для них сделала. Мать их уже не волновала, они тупо ожидали ее смерти, и не потому, что не любили мать, а просто из-за своей занятости, черствости души.
Дети Анны стали современными, их поколение утратило всю связь с деревней, а вместе с этой утратой они потеряли все положительные нравственные качества. Они эгоистичны и озлоблены, не находят времени для родных им людей. Так и не дождавшись смерти матери, они уезжают.
Анна умирает. В этом ее продолжительном уходе из жизни, в описании характеров детей автор показал нравственные проблемы современников, проблемы эгоизма, озлобленности на всех, зависти, вечной занятости, что не дает возможности быть внимательнее к родным людям. Трагедия детей еще и в том, что они сами не понимают всего этого.
Название повести «Последний срок» можно трактовать по-разному. Кому отведен этот последний срок: матери, которая умирает, или детям, чтобы они поняли все свои недостатки и достойно проводили мать в последнюю путь. Но дети так и не использовали этого «последнего срока».
Анализ 2
В этом произведении автор, рассказывая незатейливую историю о старухе, собравшейся умирать и желающей попрощаться со своими пятерыми детьми, размышляет по поводу смерти русской деревни и нравственном развитии современного общества.
Восьмидесятилетняя Анна, собравшаяся попрощаться перед смертью со своими детьми, является яркой представительницей старой российской глубинки, носительницей патриархальных нравов. В ходе повествования Распутин показывает, что все ее дети отошли от подобного мировосприятия, хотя и двигались в разных направлениях.
Дочь Люся олицетворяет прагматичное отношение к жизни. Она, конечно, приехала попрощаться с матерью, но интересуется только деталями предстоящих похорон. В частности, не теряя времени, она шьет тут же себе платье для этой церемонии.
При этом, на примере Люси, переехавшей в райцентр, писатель показывает тягу к корням, к оставленной деревенской жизни, которая не до конца выветрилась у новых горожан. Вид родной деревни пробуждает у Люси теплые воспоминания о старом коне. Однако все это только ностальгия, система ценностей и отношение к жизни у нее изменились.
Другая дочь – Варвара представлена более сентиментальной. Она выражает глубокую скорбь, но, будучи человеком небольшого ума, начинает оплакивать мать, пока та еще жива. Варвара не перебралась в город, но ее внутренний мир также подвергся изменениям под влиянием веяний времени. Корень писатель видел не столько в перемене людьми места жительства, сколько во внутренних изменениях.
Третья дочь Анны – Татьяна, которую мать именуют как в детстве Танчура, вообще, не приезжает из Киева. Это символизирует полный разрыв старого и нового жизненного уклада. В произведении подчеркивается, что Татьяна была самой любящей и именно ее приезда мать хочет дождаться. Однако влияние нового общества сильнее родственных чувств.
Сыновья умирающей Анны Илья и Михаил символизируют новое отношение к жизни, показанное через сцену их совместной попойки. Несмотря на то, что Илья живет в городе, он постоянно ищет лучшего и хочет устроиться в жизни, а Михаил более безалаберный и ему достаточно родной деревни, их взгляды во многом схожи. Братья не труженики, они не увлечены каким-то делом, поэтому работают лишь по необходимости, спустя рукава. Разумеется, что при такой жизни каждый из них постоянно накапливает много негативных эмоций, которые они снимают одним способом – через выпивку, дающую им хотя бы на время психологический комфорт.
Смерть старой Анны символизирует, что мир неуклонно меняется, а пример ее детей, по мысли Распутина, должен показать, что в духовном отношении изменения не ведут к лучшему.
Анализ повести «Последний срок» Распутина В.Г.
В повести — катастрофа ухода из жизни, вернее, ее ожидание, смягчена: старуха Анна действительно многое пережила, вырастила детей, она умирает в родном доме, она видит круг близких ей людей (кроме загадочно не явившейся любимой дочери Таньчоры). Да и сама смерть ее случилась как бы за кулисами: дети не дождались ее и разъехались до смерти матери. Повесть в целом порой вовсе не выглядит трагичной.
Сыновья Анны Михаил и Илья, запасшись водкой для поминок, не выдержали «простоя», затянувшегося ожидания и крепко выпили. Дочери — эгоистка Люся и простодушная Варвара — едва не поссорились из-за своей доли у постели матери: Варваре кажется, что Люся совсем не заботилась о матери, а все заботы возложила на нее и брата Михаила. Это чисто бытовые неполадки, раздоры среди своих.
Кстати, мотив ссоры даже у гроба сближает повесть
В. Распутина с рассказом А. Платонова «Третий сын» (1938). У Платонова собрались на похороны матери шестеро сыновей («громадные мужчины — в возрасте от двадцати до сорока лет») и после встречи, воспоминаний о детстве начали веселую возню, передразнивая друг друга, их охватила радость свидания. Платонов — тоже христианская душа, даже более строгая, аскетичная — сурово «окрикнул» расшалившихся детей: один из них, «третий сын», вернулся во тьму комнаты, где стоял гроб, и упал безмолвно («голова его ударилась, как чужая, о доски пола»), а другие среди ночи оделись, разбрелись по двору и заплакали, «точно мать стояла над каждым»…
У Распутина такого нажима на души нет, его печаль светла и снисходительна к слабостям детей. Старуха Анна не умеет осуждать детей, нависать над их душами, она, может быть, даже не видит их грехов. Ее заветы предельно просты, и к встрече с обителью вечной жизни она готовится, как хозяйка к празднику: она простилась с подругой, такой же старой, Миронихой, научила дочь Варвару, как следует ей оплакать мать по обычаю, «обвыть». Единственная загадка для нее: почему не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна (Таньчора). Что случилось? Почему душевный зов словно не дошел до нее?
Еще трагичнее, двойственнее состояние души сына Михаила (в его доме мать и жила и умирает). С одной стороны, он смутно догадывается о глубине чувств, прозрений матери, о ее великой роли и в его жизни: «Скажем, от нашей матери давно уже никакого проку, а считалось, первая ее очередь, потом наша. Вроде загораживала нас, можно было не бояться… Вроде как на голое место вышел и тебя видать…» С другой стороны, ему уже и страшно за нынешнее поколение, за своих детей: кого он защитит, загородит, если он и работу уже не чувствует (не работа пошла, а «лишь бы день оттрубить»), и безнадежно сдается в плен водке. Как и целые семьи других, «унесенных водкой», живущих не в жизни, а в деградации псевдожизни: «Жизнь теперь совсем другая, все, посчитай, переменилось, а они, эти изменения, у человека добавки потребовали… Организм отдыха потребовал. Это не я пью, это он пьет…»
Валентин Распутин объективно запечатлел ситуацию, весьма драматичную для русского человека конца XX в.: он утратил опору в незыблемой, как казалось до этого, официозной идеологии, предписанной морали, на него надвинулись новые, непонятные ему силы — власть денег, тупого волюнтаризма всяких перестроек, ломок, «затоплений», «пожаров», осветивших облик «нелюдей»… Как устоять, где взять силы, веру, сберечь себя? Или вымаливать помощи у Бога, или вносить «добавку» — в виде водки — в организм, как Михаил, т. е. медленно убивать себя?
Илья и Михаил напиваются
Илья и Михаил, притащив лодку, не могут решить теперь, что делать. По сравнению с предстоящим событием, все остальное казалось пустяком, и они маялись, пропуская через себя каждую минуту. Сыновья почти без закуски напиваются, забившись в амбар, перекусывают лишь продуктами, которые для них таскает Нинка, маленькая дочка Михаила. Это обстоятельство провоцирует законный гнев женщин, но стопки водки дарят ощущение праздника двум братьям. Мать, в конце концов, жива. Они уже не понимают, не обращая внимания на собирающую недопитые и пустые бутылки девочку, какую мысль хотят заглушить на этот раз. Возможно, страх от сознания того, что родительница их скоро умрет. Он не похож на другие страхи, всего ужаснее, так как идет от самой смерти, которая, казалось, заметила в лицо всех их и уже не забудет.
Продолжается произведение «Последний срок». Краткое содержание дальнейших событий следующее. Чувствуя себя скверно на следующий день после попойки, братья опохмеляются снова. Илья и Михаил не умеют работать. Они не знали никогда иной радости, кроме как от попойки. Общая работа случалась в деревне, где когда-то жили все вместе, — заядлая, дружная, звонкая, с разноголосицей топоров и пил. Она была весной, в сезон заготовки дров. Но сейчас люди уезжают в город, в селе разваливается колхоз, некому выращивать и кормить скот.
Нравственная проблематика в повести В. Распутина «Последний срок»
В основе многих произведений современных русских писателей лежат нравственно-этические проблемы. Ведь несмотря на социальные, политические, экономические перемены, духовные ценности как инрода в целом, так и отдельно взятой личности, должны оставаться вечными. Одним из писателей современности, поднимающим эти темы в своих произведениях, является В. Распутин. Его перу принадлежат такие известные произведения, как «Деньги для Марии», «Пожар», «Прощание с Матерой». Но самой главной из своих книг писатель называет повесть « Последний срок ».
В основе этого произведения лежит бесхитростная ситуация — у постели умирающей матери встречаются братья и сестры, давно покинувшие ее в поисках лучшей доли. Настроившись на подобающий моменту скорбно-торжественный лад, предстают они перед лицом старухи-матери, доживающей последние дни в доме одного из сыновей — Михаила. Только ведь час смерти не запланируешь, и старуха Анна, вопреки всем прогнозам, не спешит умирать. «Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать». Находясь на грани, она то слабеет, то вновь возвращается к жизни. Взрослые дети, предусмотрительно приготовившие и траурную одежду, и ящик водки на поминки, обескуражены. Однако они не спешат воспользоваться выпавшими на их долю часами отсрочки смерти и пообщаться с матерью. Сковавшее всех в первые минуты пребывания рядом с больной Анной напряжение, постепенно спадает. Нарушается торжественность момента, разговоры становятся вольными — о заработках, о грибах, о водке. Возрождается обыкновенная жизнь, выявляющая и сложность в отношениях, и разность взглядов. В повести переплетаются трагические и комические моменты, возвышенное, торжественное и заурядно-бытовое. Автор намеренно воздерживается от комментария к происходящему, передавая лишь течение событий. Да и вряд ли к этой ситуации могут потребоваться пояснения. А что же Анна, доживающая последние дни? Дни подведения итогов, наполненные размышлениями о пережитом. Перед глазами умирающей проходит вся жизнь с ее радостями и страданиями. Хотя много ли у нее было радостей? Разве, что это, запомнившееся с молодых лет: теплая парная после дождя река, потемневший песок. «И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту, смотреть своими глазами на его красоту,… что у нее кружится голова и сладко, взволнованна ноет в груди». Вспоминаются и грехи, как на исповеди. А самый тяжкий грех — это то, что в голодное время доила она потихоньку бывшую свою корову, по привычке забредающую на старый двор. Сдаивала то, что оставалось после колхозной дойки. Да разве же для себя? Ребят спасала. Так и жила: работала, терпела несправедливые обиды от мужа, рожала, оплакивала сыновей, погибших на фронте, выживших и выросших детей провожала в дальние края. Одним словом, жила так, как жили миллионы женщин того времени — делала то, что было необходимо. Она не боится смерти, потому что выполнила свое предназначение, не зря прожила на свете.
Невольно удивляешься мастерству писателя, сумевшего так тонко отразить переживания старой женщины.
Повесть «Последний срок» — произведение неоднозначное по своей тематике. Смерть матери становится моральным испытанием для ее взрослых детей. Испытанием, которое они не прошли. Черствые и равнодушные, они не только не испытывают радость при неожиданной надежде на выздоровление матери, но и досадуют, словно она их обманула, нарушила планы, использовала время. Как результат этой досады, возникают ссоры. Сестры обвиняют Михаила в недостаточно хорошем обращении с матерью, срыная на нем нервное напряжение, демонстрируя снос прспосходство над необразованным братом. И Михаил устраивает сестрам и брату беспощадный экзамен: «А что,— кричит он,— может кто-нибудь из вас заберет ее? Кто из вас больше всех любит мать?». И никто не принял этого вызова. И предательство это имеет свои корни — черствость, равнодушие, эгоизм. Ради собственных интересов люди, для которых мать принесла в жертву свою жизнь, отказались от того, что делает человека человеком — добра, гуманности, сострадания, любви. На примере одной семьи писатель раскрыл черты, присущие всему обществу, напомнил нам о том, что, предавая своих близких, отказываясь от идеалов добра, завещанных нам предками, мы, в первую очередь, предаем себя, своих детей, воспитывающихся на примере нравственного вырождения.