- Сочинения
- По литературе
- Тютчев
- Тема родины в творчестве Ф. И. Тютчева
Несмотря на преданность родному краю, безграничную любовь к Родине, великий русский поэт Федор Иванович Тютчев провел в родных краях меньше времени, чем на чужбине. Так сложились обстоятельства. Однако по словам «у ней особенная стать…», отнесенным к родине, автор определял свое отношение к ней. Время, связанное с родными пейзажами в России, навсегда осталось в душе поэта.
Писатель был уверен, что то, что для него бесценно («бедные селения»), для представителей западного мира – остается загадкой. Многие события в истории прошли перед глазами поэта. Но он всегда был на стороне простого русского человека, подчеркивая стойкость народа и его силу духа («край родной долготерпенья…»).
Тема Родины просматривается в его творчестве постоянно. Она проявляется и благодаря образу женщины, которая выполняет непосильный труд и поэтому заслуживает особое внимание со стороны Тютчева: «И жизнь твоя пройдет незримо». Судьба представителей слабого пола небезразлична писателю. Кроме того, он считал, что разделять участь своей родины нужно в настоящем, а не прошлом, от которого остались лишь воспоминания («Их жизнь, как океан безбрежный, вся в настоящем разлита»). Нередко проявляется в творчестве суровая правда, которую автор не скрывает. Однако, по его мнению, это и есть одно из проявлений его родины.
Одним из наиболее ярких проявлений любви и нежности к родине связано у поэта с обращением к природе родного края. Так, необыкновенная реалистичность строк о весенней грозе делает читателя участником событий («Люблю розу в начале мая…»). А способность, например, чувствовать, как «лазурь небесная смеется», открывала ему огромные возможности в творческой деятельности.
Строки Федора Ивановича»: «Я вспомнил время золотое» говорят о том, что «пребывание в родной стране – это самый лучший период в его судьбе. В мыслях великого поэта не было ни одного помысла, связанного с выбором в пользу запада. Все переживания Тютчева, его состояние были связаны с верой и любовью к родине.
Таким образом, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, можно сделать вывод о том, что образ родины у него складывается благодаря обращению к простому русскому человеку, к женщине, природе, а также религии. В каждом из этих элементов поэт видел душу. Поэтому он относился с уважением и состраданием к России. В целом, невозможно обойти неподдельную искренность, восхищение поэта родиной.
Сочинение Образ родины в лирике Тютчева
Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. О его творчестве можно сказать словами Тургенева: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”. С детских лет нас сопровождают стихи Федора Ивановича Тютчева Многие из нас еще не умели читать, но уже наизусть знали его стихи. После первого знакомства с его произведениями для многих он становился потом самым понятным и любимым поэтом. Многие его строки вспоминаем мы, когда хотим выразить самые сокровенные свои чувства. Даже сейчас, когда я вновь и вновь перечитываю его стихи, понимаю и поражаюсь неиссякаемому богатству русского языка. Его стихи служат лучшим доказательствам могущества слова. Во многих стихах Тютчева отражена глубокая любовь к природе, которая неразрывно связана с любовью к родине. Свою беззаветную веру в родину поэт старался прививать людям, окружавшим его в тот момент, а также и будущему поколению. Мне вспоминается небольшой, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма Тютчева к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской. Через обращение к природе Тютчев раскрывает всю красоту и неповторимость нашей родины, воспевает любовь к ней, восхищается и описывает с такой точностью, какую не встретишь больше ни у одного поэта. Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее емкие и поэтически точные картины родной природы. Так, в своем стихотворении “Весенняя гроза” он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Да, многие стихотворения Тютчева посвящены природе, любви. Это, разумеется, дает основание относить его к жрецам “чистой поэзии”, но Тютчев был также человеком своего времени. И много стихов посвятил своей родине. Из них мы узнаем, что не все в России так радует поэта, как красота родных просторов. Происходящие на родине события не были созвучны его мировоззрению. Суждения Тютчева точно характеризуют всю мерзость создавшейся в стране политической обстановки: “В России канцелярия и казарма… все движется около кнута и чина”. Судя по лирике поэта, он был противником чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права: Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой. Тютчев всегда стремился сохранить полную свободу мысли и чувства, не покорялся условной светской “морали”, не раболепствовал перед светскими приличиями. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, “ковчегом спасения” для Европы. Однако такой она представлялась поэту лишь внешне. В глубине же своей она была “краем долготерпения”. Всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И именно в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма: Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые, и злые, — Все было ложь в тебе, все признаки пустые: Ты был не царь, а лицедей. Это стихотворение вызывает неоднозначное чувство. Неоднозначен и был в своем поведении Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках и был знаком с некоторыми декабристами. Однако его глубоко возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте декабристов, поэт придерживался нейтралитета. Потом он резко выступил с критикой декабристского движения: Вас развратило самовластье, И меч его вис поразил, — И в неподкупном беспристрастье Сей приговор закон скрепил. Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле, сохранена. Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений. И как человек широкого кругозора и острого ума, Тютчев пытался осмыслить историческое значение происходящих в стране событий, с болью и тревогой следя за ними. Его поэзия — это своеобразная исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху крушения социальных устоев. Тютчев всегда стремился жить не в прошлой, а в настоящей России, и эти строки очень хорошо отражают его мысли: Не о былом вздыхают розы И соловей в ночи поет: Благоухающие слезы Не о былом Аврора льет, — 14 страх кончины неизбежной Не свеет с древа ни листа. Их жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита. Неоднозначное отношение Тютчева к образу своей родины проходит через все его творчество. Он одновременно воспевает красоту России через природу и обличает все пороки страны тех времен. Но все же поэт с большой искренностью и любовью относится к России, восхищается ее красотами. Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за границей, поэт начал судить о своей родине как бы издали, и иногда происходящие в России события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи: умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.