«КОНАРМИЯ» И.Бабеля Работу выполнил ученик 11В класса Дорофеев Никита. — презентация


Конармия

О том, как менялось отношение Бабеля к конармейцам, можно судить по его дневнику. Поначалу он пытался найти в них черты нового, духовно возродившегося народа, но постепенно разочаровался, назвал бойцов «зверьём с принципами» и наградил их целым облаком нелестных ассоциаций: «барахольство, удальство, звериная жестокость, бархатные фуражки, изнасилования, чубы, бои, революция и сифилис». Казаки, присоединившиеся к Будённому, отличались особой жестокостью, а кроме того, должны были сами добывать себе лошадей, оружие и пропитание. Попадая в мирные поселения, они грабили, жгли дома и убивали любого, кто пытался оказать им сопротивление. При этом конармейцы у Бабеля — одновременно разбойники и герои, не лишённые своеобразных представлений о чести, которые отчасти компенсируют беспричинную жестокость. Михаил Вайскопф даже утверждает, что «под давлением цензуры и самоцензуры он неимоверно облагородил конармейцев»

6 Вайскопф М. Между огненных стен. Книга об Исааке Бабеле. М.: Книжники, 2021. C. 427. ⁠ .

Лучшей иллюстрацией к тому, кто такой бабелевский персонаж, служит рассказ «Соль», написанный в форме письма конармейца в газету («Дорогой товарищ редактор. Хочу описать вам за несознательность женщин, которые нам вредные»). Он рассказывает о том, как бойцы пускают в поезд женщину с грудным ребёнком и относятся к ней с непривычным уважением, как к собирательной фигуре матери, которая есть у каждого большевика. Однако выясняется, что женщина везёт не ребёнка, а контрабанду — мешок соли. Раскрыв обман, бойцы сбрасывают женщину с поезда и убивают из винтовки. Главный принцип конармейцев — революционная справедливость, понимаемая, конечно, по-своему. Всё, что несёт пользу революции, заслуживает жизни, но за пределами этой полезности человеческая личность и жизнь, в том числе и их собственная, ничего не стоит. Другая яркая иллюстрация представлений конармейцев о ценности человеческой жизни — «Письмо», в котором мальчик вперемешку с бытовыми подробностями и беспокойством о чесотке у коня рассказывает об убийстве своего отца-белогвардейца («…и Семён Тимофеич услали меня со двора, так что я не могу, любезная мама Евдокия Фёдоровна, описать вам за то, как кончали папашу, потому я был усланный со двора. <…> Остаюсь ваш любезный сын Василий Тимофеич Курдюков. Мамка, доглядайте до Стёпки, и бог вас не оставит»). Ещё один важный рассказ — «Смерть Долгушова», в котором Лютов не решается добить смертельно раненого бойца, хотя это необходимо, чтобы не оставить его на растерзание полякам: «Афонька… выстрелил Долгушову в рот. — Афоня, — сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к казаку, — а я вот не смог. — Уйди, — ответил он, бледнея, — убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…» Здесь Бабель явно противопоставляет гуманизм своего альтер эго конармейцам так, что становится ясно: разрушение системы ценностей, которое несёт революция, требует более глубокого анализа; ценности больше не универсальны — принципы оказываются важнее. «Экономическая справедливость» конармейцев отражена в рассказах о том, как они добывают себе коней: «На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей. Взамен приставших кляч кавалеристы забирают рабочую скотину. Бранить тут некого. Без лошади нет армии» («Начальник конзапаса»). В рассказе «История одной лошади» заодно можно увидеть и то, как бойцы понимают коммунизм: «Коммунистическая партия… основана, полагаю для радости и твёрдой правды без предела». Их представления о чести по-своему отражены в рассказе «Прищепа», в котором бежавший от белых боец вырезает всю деревню за то, что разграбили имущество в его доме, а потом сжигает и дом.

«КОНАРМИЯ» И.Бабеля Работу выполнил ученик 11В класса Дорофеев Никита. — презентация


«КОНАРМИЯ» И.Бабеля Работу выполнил ученик 11В класса Дорофеев Никита

Конармия И. Э. Бабеля это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. Конармия написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова. На основании этого можно сделать вывод, что главный герой выражает мировоззрение самого Бабеля.

При внимательном рассмотрении дневник и рассказы оказываются непохожими. Но это можно понять. Форма отстранения автора дневника от реальности, продиктованная в ситуации гражданской войны необходимостью самосохранения, вКонармии превращается в эстетический прием, дающий возможность, с одной стороны, — обнажить грубость и варварство казаков, а с другой — позволяющий акцентировать отчуждение еврейского интеллигента, пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно жестокой жизни

Откровенность «Конармия» одна из самых беспощадных и откровенных книг. Перед читателем предстаёт жизнь на войне, в которой переплетены воедино правдоискательство и духовная слепота, смешное и трагическое, героизм и жестокость. Боец убивает женщину, которая ездила за солью (соль была тогда «разменной монетой», на которую можно было что-то купить, и ценилась очень высоко), потому что она «обманула» казаков: для того чтобы вернуться домой и довезти добычу, она выдала мешок с солью за ребёнка: «…а вы, гнусная гражданка, есть более контрреволюционерка, чем тот белый генерал, который с вострой шашкой грозится нам на своём тысячном коне… Его видать, того генерала, со всех дорог, и трудящийся имеет свою думку-мечту его порезать, а вас, несчётная гражданка… вас не видать, как блоху, и вы точите, точите, точите…

Критика «Конармия» сразу же встретила жесткую, озлобленную критику в свой адрес. На протяжении многих лет имя Бабеля было заклеймено, даже критика 70-х гг. не решалась признавать его произведения. В вину ему неизменно ставилась «нарочитая приземленность, изображение серой повседневности быта революции», нежелание изображать героизм Первой конной. Слишком много «натуры», заслонившей правду о революции и о гражданской войне — таков был приговор советской критики. И все же рассказы Бабеля — яркая летопись тех лет, отражающая настоящую действительность, а не лакированную под романтику боев жизнь в легендарной армии Буденного.

В первых изданиях «Конармии» тридцать четыре новеллы, в конце жизни Бабель добавил еще две. Рассказчик — корреспондент Лютов Кирилл Васильевич, по фамилии русский, но, как выясняется в новелле «Рабби», — еврей. Он очень образованный человек, окончил юридический факультет Петербургского университета, в совершенстве владеет французским языком, хорошо понимает латынь. Обращаясь к биографии Бабеля, можно найти сходство с главным героем, интересно, что сам он служил корреспондентом в Первой конной под фамилией Лютова. «Конармия» отчасти представляет собой обработку дневниковых записей автора, но в основном писатель руководствовался воспоминаниями. Хотя образ Лютова достаточно автобиографичен, автор все же не тождествен ему, он находится на определенной дистанции и от героя, и от изображаемых событий.

Герой гражданской войны Образ Лютова не соответствовал образу героя гражданской войны. Литературе 20-х годов нужен был герой, твердо уверенный в своей позиции, не обремененный сомнениями и лишними мыслями о гуманизме, в идеологии которого важное значение имело представление о светлом «завтра», а не реалии страшного и бесчеловечного «сегодня». Для критики же опасным было то, что читатель глазами Лютова мог увидеть оборотную сторону революции и гражданской войны.

Лютов так и остается чужим в армейской среде — его интеллигентность мешала пониманию необходимости жестокости на гражданской войне. Он оказался в среде, в которой не работали никакие нравственные человеческие нормы. Лютов обращает внимание на факты, которые другой боец никогда не принял бы так близко к сердцу. В главе «Мой первый гусь» Лютов убивает гуся, чтобы хоть как-то подняться в глазах казаков, но даже это приносит ему переживания: «Я видел сны и женщин во сне, и только сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло». В новелле «Путь в броды» Лютов говорит: «Я скорблю о пчелах. Они истерзаны враждующими армиями. На Волыни нет больше пчел. Мы осквернили ульи. Мы морили их серой и взрывали порохом. Чадившее трятье издавало зловонье в священных республиках пчел. Умирая, они летали медленно и жужжали чуть слышно. Лишенные хлеба, мы саблями добывали мед. На Волыни нет больше пчел» Эти строки нельзя читать без стыда за грубое невежество и бессмысленную жестокость людей. Но о людях ли идет здесь речь? О пчелах мог так написать только человек с чутким сердцем и тонкой душой. Сколько же страданий приносит этому чуткому сердцу вид смерти людей, ни в чем не повинных обывателей, подвергавшихся пыткам и истязаниям, о которых повествуется почти в каждой главе.

Жестокость в «Конармии» всегда находит оправдание. Она направлена на революцию, на достижение победы, но она не может найти оправдание в душе Лютова. Он всегда пытается подчиниться ей, но испытывает при этом невольное сопротивление: «Смутными поэтическими мозгами переваривал я борьбу классов…» Он не может застрелить умирающего Долгушова («Смерть Долгушова»), ему больно, когда он видит разрушения в храме («У святого Валента»). Лютов не верил в Бога, он относился к религии как к части культуры, и страдал, наблюдая глумление над ее святынями.

Некоторые главы целиком написаны в манере сказа, т. е повествование ведется от лица людей, не владеющих литературным языком. Эти новеллы («Соль», «Письмо») нельзя читать не испытывая ужаса от написанного. В новелле «Письмо» рассказывается о жизни отца и трех его сыновей, которых революция сделала врагами. Сын пишет матери о том, как их отец сначала убил сына-красноармейца Федора, а затем другой сын Семен убил отца. Простой деревенский парень по-своему, на доступном ему языке, наряду с бытовыми просьбами (о кабанчике, о мыле для коня Степки) пишет о страшнейшем из убийств.

Анализ произведения «Конармия» Бабеля И.Э.

Талант Бабеля – «жестокий» талант: писателя привлекает страшный и кровавый, иногда даже патологический материал, автор не щадит чувств читателя: отрубленные головы, вспоротые животы, запахи крови, пота и грязи создают определенный специфический колорит его произведений, но не болезненное пристрастие к острым жестоким сценам руководит им, а неприятие насилия в любых его формах – революционной и антиреволюционной.

Трагическая реальность гражданской войны – основная тема сборника рассказов Бабеля «Конармия» . Книга писалась долго: опубликовав ее впервые в 1926 году, писатель все время подчеркивал, что она еще не завершена и в окончательном варианте должна содержать до 50 новелл. Последнее прижизненное издание «Конармии» вышло в 1936 году.

Бабель назвал свое произведение «Конармия», но, в отличие от писателей-современников Фурманова, Серафимовича и других, – не пытался запечатлеть облик героической Первой Конной или проследить ее легендарный путь. Весьма редко появляются на страницах произведения руководители Первой Конной – Ворошилов и Буденный. В своей книге Бабель создает отдельные, на первый взгляд, совершенно не связанные друг с другом эпизоды, фрагменты гражданской войны, вводит калейдоскоп независимых друг от друга лиц, показывает разнообразие типов, но в контексте всего произведения все это составляет единую и цельную картину одной из самых трагических эпох в жизни нашего народа. Разорванность, фрагментарность композиции позволяет автору показать своих героев в разных ситуациях, обычных и экстремальных, и дать разные «срезы» войны: героический и трагический.

Все новеллы объединяет образ повествователя, от имени которого написана большая часть текста. Лютов играет в произведении очень важную роль: он оказывается в роли наблюдателя, свидетеля и судьи страшных событий гражданской войны. Этот герой, безусловно, близкий автору, – интеллигентный, образованный человек, окончивший юридический факультет, прекрасно владеющий иностранными языками. Лютов оказывается в Первой Конной не только по воле судьбы, но и вполне сознательно: он хочет увидеть все происходящее изнутри, своими глазами и составить свое собственное представление об эпохальных событиях.

Отношение Лютова ко всему происходящему крайне противоречиво. Его поражает страшная жестокость конармейцев. Эскадронный командир Трунов самочинно и несправедливо расправляется с военнопленными: «с двадцати шагов Пашка разнес юноше череп, а мозги посыпались» на руки Лютову. И тот же Трунов остается за пулеметом, чтобы отвлечь вражеские самолеты от укрывшегося в лесу эскадрона. («Эскадронный Трунов»).

Прищепа, герой одноименного рассказа, мстит жителям станицы за убийство родителей и расхищенное добро: «Прищепа ходил от одного соседа к другому, кровавая печать его подошв тянулась за ним следом. В тех хатах, где казак находил вещи матери или чубук отца, он оставлял подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные пометом». Но, собрав все расхищенное, Прищепа убивает выстрелом из пистолета корову, сжигает свой дом и уходит – он «сгинул», ибо искал не мести, а правды.

Никита Балмашев из рассказа «Соль» впустил в вагон с едущими на фронт красногвардейцами женщину с ребенком, оберегал ее, но, когда выяснилось, что вместо ребенка спекулянтка везет соль, выбросил ее из вагона и застрелил, тем самым смыв «этот позор с лица трудовой земли и республики».

Сенька Курдюков, герой рассказа «Письмо», хладнокровно «кончает» своего белогвардейца – «папашу», который, в свою очередь, «кончил» родного сына Федю.

Бабель знает, что жестокость иногда необходима, что она может быть оправдана – и социально и исторически, но и сам писатель, и его герой Лютов не могут принять этого. Нельзя оправдать революцию, основанную на крови, бессмысленное убийство людей. Старый Гедали (рассказ «Гедали») размышляет вслух: «Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». И Лютов знает, что ему на это ответить.

«Летопись будничных злодеяний», из которых складывается история революции и гражданской войны, отражается в рассказе «Переход через Збруч». В рассказе нет описания боев, повествователь видит все происходящее в особом фантастическом и символическом свете: поля пурпурного мака ассоциируются с морями крови, оранжевое солнце катится по небу, «как отрубленная голова», в вечернюю прохладу каплет «запах вчерашней крови и убитых лошадей», все «убито тишиной». Ночлег в бедной еврейской семье, сон, приснившийся герою: начдив всаживает две пули в глаза комбригу и «оба глаза его падают наземь», – все фантасмогорично, ирреально. И, разбуженный беременной женщиной, вдруг обнаруживает, что спит рядом с мертвым стариком, «глотка его вырвана, лицо разрублено пополам, синяя кровь лежит на его бороде, как кусок свинца». Вот так Бабель, эстет и интеллигент, показывает «крушение гуманизма», сопровождающее процесс великих революционных преобразований в России.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]