Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».
«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума». В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».
Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем».
Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?
В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».
Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»
То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к . Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.
Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».
Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.
Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
А. Молчалин и проблемы фамусовской Москвы в «Горе от ума»
Образ Молчалина очень интересен для рассмотрения его через призму проблематики воспитания и семьи.
16 стр., 7960 слов
В чем конфликт пьесы горе от ума. Конфликт отцов и детей в комедии «горе от ума»
… воспитания в семье и образования. Отцы должны показывать правильный путь своим детям, ведь они – их первый и важный пример. Фамусов … о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей … морали, вернувшись в дом своего отца. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Отец, отправляя Петра …
Человек он «тишайший», следующий наказам собственного отца, которые заключаются, главным образом, в угождении всем людям.
Он соблюдает это правило, умерен и аккуратен. Именно поэтому был замечен Фамусовым. Барин даже забрал его в Москву и сделал секретарём; «пригрел», обеспечил карьерой.
«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.
Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.
На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.
«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.
Сочинение: Конфликт поколений в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
На первый взгляд, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» выделяются два явных конфликта – любовный и конфликт героя с обществом. Но если подробнее углубляться в суть второго, то можно заметить еще одно важное противоречие – столкновение взглядов различных поколений. Подобная тема не раз поднималась в произведениях, ведь она никогда не теряет своей актуальности.
Конфликт «отцов и детей» всегда заключается в разнице взглядов поколений на одну и ту же вещь, происшествие или явление. Время не стоит на месте, меняются взгляды, и молодое поколение стремится ко всему новому, непохожему, прогрессивному, а более взрослые люди зачастую противятся переменам и ищут правду в более привычных для них вещах. Они консервативны, ведь привязаны к тому, что нажили, и ограничены узкими рамками личного опыта. Именно такое разделение героев мы видим в пьесе «Горе от ума». Чацкий выступает против основных проявлений и ценностей фамусовского общества, отвергая крепостное право, блат и кумовство в распределении должностей, жизнь ради чинов и роскоши, подражание иностранной моде. Александр выступает за кардинальные перемены. А вот его главными оппонентами являются люди, годящиеся ему в отцы. Павел Фамусов — умудренный опытом вельможа, которому уже поздно менять свои взгляды. Он не может уронить свой авторитет, прислушиваясь к «мальчишке» и «якобинцу». Он, как и законодатели московского дворянства вроде Хлестовой, не хочет ничего менять, потому что его все устраивает: богатство и почет есть, а какой ценой — это уже детали, на которые можно и не глядеть из своего роскошно отделанного окна. Фамусов и его гости не замечают, что Россия не развивается, а народ страдает. Они отгородились от мира в башне из слоновой кости, откуда едва слышен крик Чацкого и ему подобных. Александра легко признали сумасшедшим и выставили посмешищем. Интересно, что судьба Чацкого всего спустя несколько лет после выхода пьесы постигла П.Я. Чаадаева, автора скандального произведения «Философические письма». Это подтверждает остроту и жизненность поставленного Грибоедовым конфликта.
Интересно заметить, что конфликт различных взглядов поколений в комедии «Горе от ума» выходит за рамки привычной темы отцов и детей. Так, например, герой Молчалин по возрасту относится к молодому поколению, но придерживается взглядов минувшего века, что проявляется в его поступках и в зависимости от мнения окружающих, чинопочитании и чрезмерном внимании к своему статусу. Даже в любви он предпочитает Софью (ради продвижения по службе), хотя сам увлечен служанкой Лизой. Молчалин – молодой герой, живущий по правилам минувшего поколения, и, как отмечал сам автор, такие люди «блаженствуют на свете». Это говорит о «перевесе» на стороне поколения отцов, ведь Молчалины всегда примыкают к сильной стороне. Посколько в России вся власть принадлежит ретроградам и консерваторам, конформистам и лицемерам, молодому поколению сложно пробиться и что-то изменить.
Нельзя оставить без внимания и семейные конфликты в комедии. Все мы знаем, что многие принципы и установки родителей не всегда находят отклик в сердцах детей, которые стремятся познать новое и стать лучшей версией себя. И влияние родителей не всегда идет во благо. Говоря о Фамусове и его дочери Софье, можно на примере героев увидеть, что отношение к жизни родителя не соответствует взглядам ребенка. Фамусов говорит: «Кто беден — тот тебе не пара!». А дочь в ответ рассказывает сон, с помощью которого иносказательно намекает отцу о своем выборе. Она полюбила Молчалина, несмотря на его бедность. Это означает, что даже сквозь влияние и давление «отцов» пробивается чистый и новый росток — мнение детей, не обремененное предрассудками. Понятие «Фамусовское общество» приобретает нарицательный характер и обозначает людей, готовых на все ради богатств и власти. В то же время герой Чацкий олицетворяет собой «нынешний век», он начитан и образован, имеет богатый внутренний мир. Такие взгляды чужды «фамусовскому обществу», поэтому они только и делают, что осмеивают непонятные им принципы и самого героя. Симпатии автора явно на стороне молодого поколения.
Таким образом, конфликт поколений раскрыт с разных сторон. Его причина – это непонимание между детьми и родителями, консерваторами и сторонниками прогресса, противоборство между старыми и новыми взглядами в обществе.
Предыдущая
СочиненияИтоговое сочинение: Что значит быть «счастливым человеком»?
Следующая
СочиненияСочинение: Проблематика произведения «Дядя Ваня» (А.П. Чехов)