Описание степи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»


Основной смысл произведения

Постоянная атмосфера опасности, измены и подвига позволяет держать читателя в напряжении. Произведение «Тарас Бульба» максимально приближено к историческому эпосу и героическому роману. Детально описывается быт Сечи, представляется картина украинской степи. Подробно повествуется о городе, который осажден казаками. Он изображен глазами Андрия, восхищенным красотой музыки, девушки, природы. Гоголевские гиперболы позволяют воссоздать богатырский и былинный образ. Правильность поступка и внешняя красота зачастую противопоставлены в поэме.

Поэт описывает взросление и формирование героев. Тарас специально отправляет сыновей на войну, чтобы закалить их, проверить, увидеть, на что они способны. Андрий, полюбив полячку, переходит на вражескую сторону и погибает, поскольку в выборе между любовью к Родине и любовью к девушке на первом месте находится девушка.

Все основные персонажи умирают — Андрий погибает от руки отца, который не простил предательства, Тараса и Остапа берут в плен, где они также умирают — один от мучительных истязаний, второй на костре. В поэме отсутствуют известные исторические личности, основными героями являются обычные люди, но именно такая «обыкновенность» и сделала их необычными для читателя, а саму эпоху превратила в героическую.

Художественные образы

Повесть является любимым жанром Гоголя. Изображение главного героя в произведении создано на основе выдающихся лидеров национального движения:

  1. Тарас Трясыло.
  2. Наливайко.
  3. Остраница.
  4. Гуня.
  5. Лобода.

В произведении автор описал судьбу свободолюбивых людей. Образ Тараса воспроизведен на фоне противостояния казаков против татарских и турецких завоевателей. Речь идет сразу о нескольких стихиях повествования — простых явлений и торжественного лирического пафоса народного поэтического эпоса. Смысл последнего состоит в описании мощи Русской земли.

Создавая произведение, поэт изучал фольклорные, исторические и документальные хроники. Автор являлся большим знатоком народного творчества. В песнях Николай Васильевич находил отображение жизни простого народа.

Автор черпает образы из героических народного творчества. Он применяет былинные и песенные приемы. Вот один из ярких фрагментов поэмы.

Как плавающий по ясному и светлому небу ястреб, сделавший множество кругов мощными крыльями, неожиданно останавливается на одном месте, как распластанный среди воздуха и оттуда силой наносит удар по гуляющему около пшеничного поля перепелу, — так сын Тараса, Остап, налетел на хорунжего и тут же набросил ему на шею петлю.

Художественные особенности в «Тарасе Бульбе» заключаются в распространенном приеме троекратного повторения. Так, Тарас в разгаре сражения трижды перекликается со своими воинами: «А что, пацаны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабла казацкая сила?». И трижды слышит: «Есть батьку, не ослабла казацкая сила, не гнутся казаки!». Сочинение Гоголя наполнено мыслями о ценности родной земли, о желании погибнуть за независимость и свободу. На свете нет большего позора и преступления, чем измена Родине.

Вариант 2

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» — это произведение, рассказывающее о храбрых воинах, борющихся за свободу своей Родины. Повесть сочетает черты прозы и лирики. Образы главных героев, трех казаков, их душевное состояние раскрываются при помощи пейзажного описания степи, которая является не только фоном происходящих событий, но и становится отельным самостоятельным персонажем произведения.

Творческое формирование Гоголя как писателя происходило под влиянием романтических идей в литературе первой половины 19 века. Лирическое описание пейзажа было средством для выражения духовных исканий и переживаний героев. Состояние природы тесно переплеталось с внутренним миром человека.

Описание степи в повести появляется в первый раз во второй главе произведения. Три казака отправляются на Сечь. Каждый герой погружен в свои мысли. Тарас Бульба думает о прошлом, о молодости, которая покинула его. Он вспоминает товарищей, с которыми не раз бокобок приходилось ему сражаться в бою. Кого встретит он на Сечи, а кого уже нет в живых? Эти вопросы занимают ум старого казака.

Старший сын Бульбы, был добрым и прямодушным человеком. При прощании его глубоко тронули слезы матери, они стали причиной душевных волнений героя. Мысли Андрия, молодого спешащего жить юноши, наполнены воспоминаниями о красавице-полячке, которую он увидел в Киеве. Думы героев рассеиваются, когда в предрассветный час перед ними предстает вся красота бескрайних просторов степи. Писатель сравнивает ее с зелено-золотым океаном, по которому рассыплись миллионы полевых цветов. И чем дальше едут путники, тем прекрасней становится природа.

Образ Степи становится символичным. Он отражает свободолюбивый нрав запорожцев, их силу характера, могущество и веру. Кажется, что не Сечь, а сама степь принимает новых казаков в свои зеленые объятия. Родина в повести Николая Васильевича – это красота природы, первозданной, не тронутой человеком. Поэтому при описании края не встречаются дома и постройки, лишь курении, которые легко убрать, чтобы перекочевать на другое место.

Степь завораживает своей красотой, бескрайним простором и свободой, которой она дышит.

Описание природы

Восторженность, изумление, восхищение, любовь и любование — именно эти чувства переполняют душу Гоголя. Описание природы в «Тарасе Бульбе» в высшей степени эмоционально, оно патетически взволнованно и лирически окрашено.

Прочитав описание степи днем, можно увидеть «картинку художника-живописца» — у поэта все как бы нарисовано. Использованы ярчайшие краски. Их пестрота и многообразие просто ослепляют взор. Основной фон степи «зелено-золотой», при этом на него «брызнуло множество различных цветов».

Отрывки о степи из «Тараса Бульбы»: через степную траву заметны наливающиеся колосья пшеницы, «лиловые, синие и голубые волошки», «белая кашка», «желтый дрок» с пирамидальной макушкой, белая чайка, которая «роскошно» купается «в синих небесных волнах», мелькая в выси черной точкой. И все это наполняется выглянувшими солнечными лучами. Такого множества разных оттенков природа не знает, поэтому абсолютно ясно, что поэт пытается передать в первую очередь не разнообразие цветов, а впечатления.

Картинка, которая отображает степь днем, условно делится на две части:

  1. Степь и безбрежное, бездонное небо над ней.
  2. Зеленовато-золотая поверхность земли.

На фоне зеленовато-золотистого бесконечного моря, которое уходит куда-то вдаль, на переднем плане пестрят разные цвета. Тут же бегают и куропатки, шныряющие между колосьями пшеницы. Птиц огромное количество. «Тысячами различных птичьих свистов смогла наполниться степь», но непосредственно птицы описаны у автора необычно рельефно. К примеру, можно обратить внимание на неподвижно находящихся в небе ястребов с распластанными крылами и устремленным в землю взором. Можно даже проследить направление их взгляда, соответственно, читатель смотрит на них с довольно близкого расстояния.

«Туча диких гусей» темным пятнышком летит «в стороне», очень далеко. Нужно о гусей» означает не количество, а впечатлением — очень много! Чайка вылетает из-под ног путешественников. На картинке можно выделить несколько моментов — полет птицы и превращение ее в точку в небесной дали.

Языковые приемы

Анализ отрывка «степь» из «Тараса Бульбы» очень ярко и колоритно показывает настроение писателя, его отношение к родной природе. Для передачи радостного восхищения, что вызывает у Николая Васильевича степь, он использует следующие приемы :

  • метафора: чайка роскошно купалась в воздухе, красные платки летали по небу, глядели ночные звезды;
  • сравнение: крик лебедя как серебро, по небу как будто кистью наляпаны облака;
  • использование множества глаголов для подчеркивания «живости» степи: ветерок дотрагивался, степь курилась, пар отделялся;
  • изменение прямого порядка слов: брызнули цветы, синели верхушки;
  • гипербола: неизмеримые волны диких растений; миллионы цветов; поверхность — зелено-золотой океан; каждый цветок испускает амбру;
  • эпитеты: прозрачные облака, светящиеся черви, пестрое пространство, вольная степь.

Сравнение с главными героями

Гоголь изображает едущих по степи Тараса с сынами так: «Уже и черных шапок не видно, одна лишь молния сжимаемой травы указывает на их бег». При этом «молния сжимаемой травы» является зрительным образом. Кажется, что издали скачущие казаки по траве перемещаются зигзагообразными движениями, которые по форме напоминают молнию. Помимо этого, трава, раздвинутая скачущими лошадьми, сжимается молниеносно быстро. Гоголь вводит в поэму яркие словесные образы. А самое важное — стремится описать свое настроение и чувства. Это можно проследить в одном из монологов:

Черт вас побери, степи, как вы прекрасны, как давно хотелось по вам погулять!

Прослеживая, как преображается степь ночью, можно заметить, что в описаниях основное место уделено музыке, которая звучит в эту пору, запахам цветов. То есть днем нельзя услышать стрекота кузнечиков и свиста сусликов. В описании все сказочно таинственно, великолепно и прекрасно. На первый план выходит не сама картинка, а впечатления от нее — степь ночью фантастична и необыкновенна.

«Тарас Бульба» — это уникальное сочетание романтической и реалистической поэтики. Из романтического описания автора чувствуется высокая эмоциональность повествования, тем более блестяще проявляющаяся в картинах природы с их повышенной мощью, патетикой, яркостью метафор, неожиданностью сюжетных линий.

Примеры текста

В описании степи ярко прослеживается связь природы с настроением главных персонажей, а также их внутренним миром. Вначале «все три наездника скакали молчаливо». Тарас задумался «о былом», вспоминая погибших друзей, «слеза тихонько круглилась на его веке, и седая голова уныло опустилась». Остап «душевно был растроган слезами матери, и лишь это его смущало, заставляя в раздумьях свесить голову». Андрий «потупив взгляд в гриву своей лошади, грустил о расставании с панночкой».

Однако степное пространство, его удивительный простор были дороги и близки сердцу главных героев. Степь являлась их Родиной-матерью, и она, как родная мать, принимая несколько печальных сыновей «в зеленые объятия», утешая и подбодряя их, вливала жизненную энергию и силу. Наконец, Тарас, откинув грустные мысли, весело окликнул сынов. Они посмотрели на степь, которая была облита живительными солнечными лучами, и все, что «смутно находилось на душе, вмиг сошло, сердца их взлетели, словно птицы».

Фразы, которыми описывает Гоголь природу:

  1. «ветер, обольстительный, как волны океана»;
  2. «далее, степь полностью курилась благовонием»;
  3. «красные платки пролетали по нахмуренному небу» (описана вереница лебедей);
  4. «лебединый крик отдавался в воздухе, словно серебро».

Чувствуется неожиданность и красота таких образов, с особым эмоциональным подтекстом. Сложность может вызывать только сравнение лебединого крика и серебра. Предлагается следующая трактовка: лебедь — гордая и красивая птица, серебро — благородный и красивый металл. Такая метафора объединяет благородство и красоту крика.

Композиционные методы

Для реализации художественного замысла в описании степи Гоголь использует различные способы. Раскрытие связки исторического, культурного, нравственного тезисов происходит через приемы:

  • усиление,
  • противопоставление,
  • монтаж.

Прием усиления прослеживается в описании растительного покрова степи днем: «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». Автор усиливает эффект цветущего океана: здесь и там сквозят сине-голубые волошки, белеет кашка, желтеет дрок и наливается пшеница. Создан образ ночной степи, где каждая последующая деталь усиливает и дополняет предыдущую, создавая единый ансамбль. Дневная музыка затихала и сменялась другой — суслики свистели, кузнечики трещали, насекомые стрекотали.

Противопоставление можно проследить в описании девственной природы и отряда казаков. Красивый фрагмент из неспокойной жизни типичных представителей украинского казачества, островок природного спокойствия на фоне бесконечных междоусобиц. Природа противопоставляет свою размеренность, умиротворенность бессмысленной человеческой суете под названием «война».

Позади оставленный родимый дом, семьи. Впереди — неизвестность, возможно, смерть, кровь, хаос. Но сейчас — только степь с ее законами. Путешественники невольно подчинялись ее настроениям: «Выглянуло солнце, облило живительным, теплотворным светом степь и все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело». Души их очищались, слушая музыку степи.

Природа была настолько первозданной, что совершенно не нуждалась в людях. Это они растворялись в золотом океане с вкраплениями желтого, голубого, зеленого, видели отблески крыльев чайки, слушали крик двигавшихся туч диких гусей и вдыхали ароматы зеленого покрывала, замирали сердцем, прикасаясь к первозданной музыке степи. Она настраивала их душевные струны на неповторимый природный лад, забирала сомнения, лечила печаль и исцеляла смуту, питала корни и давала силу. Они едины в этот момент — первозданная сила земли и люди.

Здесь очень четко прослеживается монтаж. Слияние двух смыслов — природного и человеческого, рождает логичный третий — любовь к своей Отчизне.

Образ степи в повести «Тарас Бульба» несет именно эту смысловую нагрузку: верность Родине, патриотизм, радость от общения с природой, «чувство локтя» от родной земли. Нет ничего лучше и прекраснее своего края!!! В восторге то ли Бульба, то ли сам Гоголь восклицает:»Черт вас возьми, степи, как вы хороши!….»

Любовь к родной земле

В литературной истории Гоголь является первым поэтом, который открывает красоты украинской степи. В описании природы выражается в первую очередь горячая любовь поэта к Родине, уверенность в ее могуществе и силе, восхищение бескрайними просторами и красотой:

  1. «Никогда еще борона не проходила по бесчисленным волнам дикорастущих растений, по которым брызнуло бесчисленное количество различных цветов».
  2. «Степь, чем дальше, тем была прекрасней, и ничего в природе не может быть лучше нее».
  3. «Из густой травы поднималась мерными взмахами крыльев чайка, роскошно купаясь в голубом небе, вот она перевернулась и блеснула в солнечных лучах».
  4. «На заре вся степь полностью изменялась. Все пестрое пространство было охвачено последними отблесками солнечных лучей и постепенно смеркалось, даже видно, как тень проскользнула по нему, и оно становилось темно-зеленым. По синему небу исполинской кистью были наляпаны большие полоски из розового золота…».
  5. «…издалека белели клоками прозрачные и пушистые облака, и освежающий, обольстительный, как морской бриз, ветерок чуть колыхал верхушки травы…».

Сочинение: Описание степи в повести «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь)

Николай Васильевич Гоголь изобразил степь в повести «Тарас Бульба» настолько ярко и живо, что картины, описываемые автором, отчётливо вырисовываются перед читателем. Во второй главе Гоголь подробно описывает природу. Автор показывает просторы украинской степи в разное время суток: днём, в вечернее время и ночью. Для того чтобы во всей полноте изобразить природу, писатель использовал в тексте художественные средства выразительности. В степи чувствуется дыхание природы, ощущается её вечная молодость. Степные широты взаимодействуют с воздухом, птицами, небом. Всё предстаёт как нечто единое, нерушимое, живое.

Описывая степь, Гоголь передал настроение природы, которое слилось и с настроением персонажей, едущих через степь верхом на конях в Запорожскую Сечь. Главные герои были переполнены своими переживаниями. Тарас Бульба думал о временах, когда он был молод, размышлял о приятелях, которых ожидал встретить в Сечи. Остап был тронут и смущён сильным проявлением материнской любви перед отъездом из дома. Андрий вспоминал о том, как однажды во время обучения в Киеве встретил прекрасную юную полячку. Видя красоту степи, герои постепенно забывают обо всех своих внутренних переживаниях и предаются созерцанию. Степь являет собой образ свободы и силы, и этому образу соответствуют персонажи повести. Она подпитывает героев своим могуществом. Степь — это и образ Родины, живописной, цветущей, вольной земли.

Н.В. Гоголь представляет нам степь в дневное время как поверхность земли, кажущуюся со стороны «зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». Пленительная красота пейзажа органично сочетается со звуками, доносящимися из разных уголков этого необъятного пространства: ястребы, дикие гуси, чайки — всё говорило на своём языке, всё вторило друг другу, тем самым объединяя эту бесконечную ширь. Над степью парило ярко-синее небо, а воздух лился «волнами».

Вечером степь менялась. Вся пестрота, сверкнув в последних лучах солнца, начинала темнеть, и степной «океан» становился тёмно-зелёным. Цветы источали благостный аромат. В «изголуба-тёмном» небе разгорался «розовым золотом» закат, будто небрежно нарисованный громадной кистью. Ветер был слабый — он слегка касался травы и щёк путников. Дневная музыка сменялась ночной: суслики наполняли степь своим свистом; трещали кузнечики; иногда в округе раздавался с озера крик лебедя.

Ночью появлялись звёзды — они смотрели на путешественников, которые, поужинав, ложились спать под открытым небом и слышали «весь бесчисленный мир насекомых». Под такую «музыку» приятно было засыпать. Когда кто-то из путников вставал, то видел, что степь была усеяна «блестящими искрами светящихся червей». Изредка небо в некоторых местах освещалось далёким заревом, потому что у реки поджигали сухой тростник. Лебеди, летевшие по небу в сторону севера, были покрыты «серебряно-розовым» отсветом, отчего были похожи на плывущие «красные платки» в тёмном небе.

Деревьев путники нигде не видели. Только виднелись иногда вдали верхушки леса, который тянулся вдоль берегов Днепра. Будто ничто не смело затмить раскинувшийся простор. Возможно, автор имел ввиду, что ничто не сможет отнять свободу и погубить природные силы ни в героях, ни в окружающем пейзаже.

Н.В. Гоголь, словно художник, изобразил в своей повести, как на холсте, чарующую картину украинской степи. Благодаря созданному пейзажу, мы можем заметить величайшее мастерство писателя и глубоко проникнуть в переданную атмосферу. Описание степи наполнило произведение красочностью, ещё большей реалистичностью, что сближает читателей с героями. Природа становится не просто местом действия, но и участником, ведь она вся в движении — полна жизни, широка и свободна.

Предыдущая

СочиненияСочинение: Характеристика героев повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)

Следующая

СочиненияСочинение: Любовь отцов и любовь детей в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]