Характеристика Андрия из повести «Тарас Бульба» Гоголя

В повести «Тарас Бульба», созданной Николаем Васильевичем Гоголем, мы знакомимся с тремя главными героями: Тарасом Бульбой, Остапом и Андрием.

Именно последний — наиболее неоднозначный, сложный, противоречивый. Каков его внутренний мир? Что это за личность? Как складываются его взаимоотношения с другими действующими лицами данного произведения? Попробуем ответить на эти вопросы, проследив недолгий жизненный путь этого персонажа, а также найти взаимосвязь его поступков, характера с реалиями времени. Характеристика Андрия из повести «Тарас Бульба» предлагается вашему вниманию.

Внешность Андрия

Сначала рассмотрим внешность этого персонажа. Описание ее встречается несколько раз в тексте произведения. Автор отмечает, что он был «хорош собою», имел «большие глаза», у этого героя «мужественное лицо», в котором отражалась сила и очарование.

Характеристика Андрия из повести «Тарас Бульба» раскрывается в его внешности. Гоголь так описывает своего героя: это молодой человек со здоровым, крепким лицом, уже покрытым пухом волос, с черными усами, оттеняющими его белизну. А после участия в боях отмечает, что из лица исчезла юношеская мягкость, оно теперь стало сильным и грозным. Такова внешность Андрия из «Тараса Бульбы».

Николай Васильевич передает портрет этого героя через мнения о нем других персонажей произведения: так, по мнению полячки, которую он встретил в осажденном городе, это был сильный и красивый юноша, мужественный, который обличал «развязную вольность» своих движений даже в неподвижности, его взор был тверд и ясен, «бархатная бровь» выгнулась «смелою дугою», а «загорелые щеки» блестели огнем, лоснился, «как шелк», его черный ус. Так дополняется внешность Андрия из «Тараса Бульбы» восприятием его женщиной.

Заглавный герой, глядя на мертвого сына, отмечает, что он был чернобровый, «станом высокий», с лицом, «как у дворянина», а рука его крепка была в бою.

Популярные сочинения

  • Сочинение Хлестова в комедии Горе от ума (характеристика и образ)
    Произведение «Горе от ума» написал А. С. Грибоедов. Прототипов его Анфисы Ниловны Хлестовой, была московской барыни Наталья Дмитриевна Офросимова, её же брал прототипом и Л.Н. Толстой в свой роман «Война и мир».
  • Главный смысл романа Отцы и дети
    Часто бывает так, что смысл, заложенный в произведение, отражен в его названии. Ярким примером такого авторского хода стал роман Отцы и дети Ивана Тургенева. Всего два слова, но какой смысл и какая проблематика!
  • Сочинение на тему Соня В дурном обществе Короленко
    Соня в произведении являлась главной героиней, которая находится в центре событий. Соне было четыре года, она была маленькой девочкой. Так же она росла в семье с достатком

Детство героя

Этот младший сын закаленного в боях Тараса Бульбы, казачьего полковника, православного христианина, которого почитали казаки, провел детство в скромном доме среди лугов и деревьев, где был вместе со своим старшим братом окружен любовью и безграничной заботой матери. Отца мальчики видели редко, но очень его уважали и боялись. Остап и Андрий («Тарас Бульба») с 12 лет учились в бурсе (киевской академии), престижном учебном заведении по тем временам, но отличавшимся суровыми обычаями и нравами (полуголодная жизнь, побои и пр.).

Внешность. Воспитание. Учёба

Андрий является младшим сыном главного героя повести, казацкого полковника Тараса Бульбы. Этому юноше немного больше 20 лет, он статный, высокого роста, чернобровый. Черты его лица более нежные и красивые, чем у его брата Остапа. За месяц первого боевого похода черты лица его, в которых «была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны». В 6 главе Гоголь описывает внешний облик Андрия, отмечая, что на его свежем прекрасном лице, кипящим здоровьем и юностью, ясною твёрдостью сверкали глаза, дугами выгнулись бархатные брови.

Воспитывался мальчик до 12 лет дома, на воле, затем отец направил его на учёбу в Киевскую академию, где он учился вместе со старшим братом Остапом. Учился Андрий без напряжения, охотно. У него был изобретательный ум, поэтому он часто был предводителем бурсаков в их проделках и почти всегда увёртывался от наказания.

Учеба в бурсе

Именно в бурсе происходит формирование и становление характера героя. Характеристика Андрия из повести «Тарас Бульба» во время обучения следующая. Мальчик без напряжения и охотно усваивает знания, имеет лидерские задатки, часто является предводителем «опасного предприятия», обладает изобретательным умом, изворотлив и хитер (умеет увернуться от наказания). Как и все молодые люди того времени, он жаждал подвигов и, кроме того, любви, потребность в которой живо вспыхнула в нем, когда юноше исполнилось восемнадцать лет.

Потребность в любви

Именно эта черта, потребность в женской дружбе, является отличительной для этого персонажа. Образ Андрия из «Тараса Бульбы» раскрывается именно в любви. К женщине его отношение сильно отличается от общепринятого в среде казаков того времени. Он подходит к представительницам противоположного пола как к богиням, они являются объектом его преклонения и восхищения. Замечание Гоголя, писавшего о том, что лишь «обожатели женщин» не могли ничего найти в Запорожской сечи, предопределяет жизненный путь этого человека.

Само время, его реалии, вынуждают юношу быть скрытным, поскольку в тот век бесчестно и стыдно было для казака думать о любви и женщине, прежде не отведав битвы. Лишь став героем и воином, можно добиться расположения и внимания прекрасной дамы. Для Андрия подвиг — не итог, это всего лишь средство для достижения главной цели, которой является любовь.

Образ Андрия в повести «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь)

Образ Андрия в повести «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь) весьма сложный и противоречивый. На первый взгляд, может показаться, что Андрий – легкомысленный, безответственный сын, который легко решился на предательство ради женщины. Но на самом деле Гоголь не пытался сделать из него подлеца и предателя. Андрий, в первую очередь, мыслящий и анализирующий и одновременно пылкий и страстный, умеющий ценить прекрасное.

Андрий храбрый, мужественный, смелый казак. Он воевал достойно, так что старый отец мог только гордиться своим сыном. Младший сын главного героя отличался живым умом и смекалкой. Ему легко и с удовольствием дается учеба в семинарии, и здесь Гоголь подчеркивает легкость характера Андрия, ведь человек с тяжелым характером не смог бы без напряжения взяться за учебу.

Гоголь дает подробную характеристику его внешности: «Это дитя было двадцати с лишком лет и равно в сажень ростом», «…смелою дугой выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус». Понятно, что перед читателем предстает очень красивый статный молодой человек. Но не только красоту лица подчеркивает автор этими словами. Кроме того, что Андрий – бравый и смелый казак, его сердце тонко чувствует жизнь, его чувства богаче и сложнее, чем у его брата Остапа. Андрий любил длительные неспешные прогулки «где-нибудь в уединенном закоулке Киева», созерцая красоту цветущих деревьев. Умел герой восхищаться и музыкой, она завораживала его, заставляла слушать с приоткрытым ртом. И конечно, только по-настоящему добрая и чистая душа способна на сострадание. Андрий, бесстрашный и жесткий в бою, без малейшего колебания отдает кусок хлеба умирающему человеку. И именно умение сострадать заставляет его сомневаться в справедливости законов Запорожской сечи, когда он видит казнь убийцы. И если для Остапа, как и для большинства казаков, такого вопроса не возникает, так как для них законы Родины неоспоримы, то Андрий не согласен с этим. Он пытается ответить для себя, как бы поступили люди в другой стране? Будучи патриотом, он не может принять жестокость нравов своих земляков.

И Остап, и Андрий смело воюют с поляками, однако и в бою проявляется страстная натура младшего брата. В бой он окунается с головой. Без холодных расчетов наслаждается Андрий боем, бросается в самое пекло, забывает обо всем на свете так же самозабвенно, как и любит, а звон оружия и блеск сабель звучат для него музыкой.

Андрий не похож на отца, для которого женщины являются необходимостью в быту. Андрий уважает их, он не стесняется любить и быть с ласковым и нежным: «Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы». Это прекрасное чувство любви, на которое был способен Андрий, его и погубило. Еще перед отъездом из Киева полюбил Андрий полячку. И настолько сильным было это чувство, что затмило собой все. Ради любви герой отрекается и от Отчизны, и от брата с отцом, и от товарищей: «А что мне отец, товарищи и отчизна!» «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!» «И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Своим поступком Андрий подписал себе смертный приговор от руки отца. Он прекрасно понимал, чем ему грозит его поступок и все-таки поставил на чашу весов все. Но даже в последнюю минуту жизни Андрий вспоминает любимую, умирая с ее именем на губах. Он выбрал между Родиной и любовью чувство и был верен до конца своему выбору.

Конечно, Андрий совершил преступление и против чести, и против семьи, и против Отчизны. Но Гоголь описывает всю глубину чувств Андрия именно для того, чтобы читатель понимал: перед ним не отрицательный герой, ведь не ради какой-то своей выгоды он перешел на сторону врага. Его чувства так же благородны, как и любовь казаков к Родине, поэтому его нельзя не уважать, но Андрий жил в то время, когда патриотизм и верность своему народу ценились превыше всяких других чувств. Поэтому на фоне безоговорочного патриотизма своего народа Андрий будто бы откалывается от идеи произведения, пытаясь воевать с народными убеждениями. И в этом тоже есть определенная смелость, ведь, как мы знаем, Андрий не был просто влюбчивым и ветреным казаком. Но он умел глубоко и сильно чувствовать, отдаваясь чувству целиком.

Мечтательность

Этот герой произведения был полон мечтательности, созерцательности и романтических идей. Характеристика Андрия из повести «Тарас Бульба» дополняется следующей деталью. Он любил бродить один в уединенных уголках Киева. Романтический и лирический образ этого персонажа раскрывается Гоголем с помощью описания природы (звездное небо, вишневые сады и пр.). При этом, однако, Андрий — человек, прежде всего, действия, и поэтому неудержимо рвался на свободу его внутренний мир, требуя воплощения в действительности.

Желанная встреча

Произошедшая случайно встреча в девушкой, дочерью ковенского воеводы, дала старт к воплощению в жизнь подвига во имя дамы (точнее, дерзкого проникновения через каминную трубу в ее спальню). Смелый, безумный, но, увы, необдуманный поступок, поскольку герой не знал, что делать дальше. Он не смел «пошевелить рукой» от робости и стоял, потупив глаза. Этот эпизод ярко характеризует личность данного персонажа: он застенчивый и скромный, но одновременно решительный и дерзкий, вдохновенный и порывистый, но никогда не задумывающийся о последствиях и не предвидящий их.

Жизнь среди казаков

Попав в Сечь по велению отца, Андрий («Тарас Бульба») погрузился в разгульную жизнь всей своей пламенной натурой (метко и бойко стрелял, стал у казаков на хорошем счету, переплывал против течения Днепр). Возможность участвовать в боевых действиях вызвала у этого героя восторг, он погрузился в музыку мечей и пуль. Гоголь пишет, что герой этот не знал, что значит рассчитывать, обманывать или заранее измерять чужие и свои собственные силы. Лишь «упоение» и «бешеную негу» он видел в битве. Образ Андрия из «Тараса Бульбы» дополняется, таким образом, новыми чертами. Даже сам Тарас удивлялся своему сыну, который натиском производил чудеса, которыми восхищались даже закаленные в боях воины.

Образ Андрия

Андрий – младший сын Тараса Бульбы, показательный пример настоящего запорожского казака, но также самый легкомысленный член семьи, что, в конце концов, и погубило его. К Андрию можно испытывать как сочувствие и сострадание, так и ненависть. Но каждому решать самому.

Андрий – красивый и элегантный запорожец, привлекающий женщин своим внешним видом и обаянием. Сам Гоголь восхищался его внешностью. У казака были тёмные, как ночь кудри, такого же оттенка брови. Бледная и благородная кожа подчёркивали высокородие. Был он высоким, телосложением крепкий, как и присуще запорожскому казаку. И чем он становился взрослее, тем сильнее начинает привлекать персон противоположного пола.

Причины гибели Андрия

Что же привело в итоге этого блистательного юношу к предательству, преждевременной и бесславной кончине?

Среди главных причин можно выделить следующие: страстная и впечатлительная натура героя, его неокрепшая личность, характер, который еще не сформировался, некоторые пробелы в воспитании, не осознаваемое им самим желание выйти из-под власти деспотичного родителя, юношеский максимализм и эгоизм, всепоглощающая страсть, а также роковое стечение обстоятельств (страдающая от голода девушка, находящаяся в осажденном городе, органная величественная музыка, горожане, умирающие от истощения, встреча с возлюбленной, объяснение полячки в любви). Такова основная характеристика Андрия (повесть «Тарас Бульба») и причин его трагической смерти.

Осознав то, что страсть к девушке является взаимной, что его желанная, потаенная мечта достигнута наконец, герой обо всем забывает и отрекается от родины, от товарищей, от отца, нисколько не задумываясь. Он говорит девушке: «Отчизна моя — ты!». «И пропал козак!» — пишет Николай Васильевич.

Переход этого героя на сторону врага, спонтанный и необдуманный поступок, все же понятен и объясним. Ведь любовь и убийство — две несовместимые вещи, как «гений и злодейство». А Андрий («Тарас Бульба») убивал своих товарищей, нисколько не сожалея.

Образ его соткан из противоречий, как и в любом человеке одновременно присутствует дьявол и бог, и от того, какой выбор будет сделан, зависит судьба каждого из нас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]