Анализ произведения «Красавица» (И.А. Бунин)


Жанр, направление

Сочинения Бунина занимает почётное место среди лучшей русской прозы. Будучи поклонником реализма, автор максимально точно отображает реальную жизнь и реальных людей в своих рассказах, персонажах. Он поразительно точно и внимательно описывает части жизни, помогающие как можно лучше донести мысль писателя к читателям. «Красавица» — маленький рассказ, его события описывают совместную жизнь трёх героев. Рассказ имеет три сюжетные линии.

  1. Первая линия изображает отношения мужа с новой женой. Брак этого непримечательного человека с «красавицей» вызвал искреннее удивление окружающих их людей. Также представлен уклад семьи. Оказалось, что глава семьи испытывает страх перед женой, отдает бразды правления хозяйством в руки супруги, «забывает» о родном сыне, чтобы угодить женщине, которой нет дела до пасынка.
  2. Вторая линия знакомит читателей с женой, порядках, которые были установлены ею в доме. Она сильно заботиться о мебели, а также вещах предыдущей хозяйки, в то время как к живым людям – мужу и пасынку она относится равнодушно и без интереса.
  3. Третья линия рассказывает о жизни сына главного героя от первого брака, который, лишившись матери, окончательно потерял внимание и тёплое отношение со стороны близких. Ему приходится спать на полу, так как мачеха вынудила его переселиться с дивана, многократно читать единственную книжку и жить тихой, монотонной жизнью.

Сочинение для 11 класса по рассказу Красавица

Иван Алексеевич Бунин написал рассказ на 70 году жизни. В этом возрасте переосмысливаешь прожитую жизнь, видишь людей насквозь. Чтобы понять человека можно просто посмотреть его отношение к другим. Автор затрагивает не простые взаимоотношения в семье. В произведении описаны три сюжетные линии: отношение отца со второй женой, хозяйки в доме и семилетнего мальчика. В рассказе нет имен, писатель обобщает категорию определенного круга людей.

Рассказ начинается с описания пожилого мужчины, который овдовел и женился во второй раз. Старик был чиновником, очень плохо выглядел, но женился на молоденькой, уверенной в себе женщине. Это резкое противопоставление уже по внешности персонажей дает понять о не похожести людей.

С появлением новой хозяйки в доме жизнь стала безрадостной и тихой. Женщина воцарилась, а значит ей никто не мог возражать. Она спокойно возненавидела мальчика. Что означает этот оксюморон? Проявление равнодушия, отстранение от семьи, жизнь без любви и ласки. Все это воспитывает в ребенке нелюдимость, зажатость, неискренность. Он просто боится жить.

Мальчик стал словно несуществующим в доме. Это усиливает понимание что сынок для отца не значит ничего. Он живет в доме, но место отведенное ему подчёркнуто с уменьшительными суффиксами: добришко , диванчик, постелька. Сам за всем следит несмотря на свой юный возраст.

А что чувствует отверженный ребенок? Оставшись в полном одиночестве что мальчик будет знать о мире? Будет ли он жестоким или все же будет знать цену своим словам и поступкам? Станет ли мальчик доверять миру когда вырастит? Сюжет не имеет развязки. Остается только додумывать что станет с ним.

Равнодушие к ребенку проявляет в доме не только новая супруга, но и родной отец мальчика в угоду молодой жене. Чиновник был на столько неинтересным человеком что даже не мог высказать свою точку зрения. В добавок он носил очки с цветом йода что отражает его не желание видеть действительность. К сожалению, отец в интересах личного счастью забывает о сыне.

Небольшой рассказ Бунина представляет собой трагедию жизни ребенка, отсутствие опеки родителей. Иван Алексеевич тонко обрисовал суровую жизнь мальчика. Поведение родителей ребенка заставляет судить людей не только по внешности и положению в обществе, но и по нравственным устоям.

Можно ли считать красивым человека только по его внешности? Безусловное нет! Автор это доказал. Внешняя красота — холодная, не живая. Только внутренняя гармония делает человека полноценным, заслуживающим уважения и подающая пример для подражания. Только положительные поступки сделают человека красивым и приятным.

11 класс

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Бунина Цифры↑ БунинАнализ рассказа Бунина Господин из Сан-Франциско →

Характеристика персонажей

Чиновник. Мужчина преклонного возраста, работающий в государственном учреждении, является обычным человеком. Описание не внушает симпатию к персонажу. Отношения с женой, а именно страх перед ней представлено в одной фразе, из которой становится очевидно, что подобное было и с покойной женой. Это объясняет причины, по которым женщины вступили в брак – они имели неограниченную гегемонию в доме. Красавица. Жена чиновника. Став полноценной хозяйкой, она начала распоряжаться как захочет со всеми вещами в доме, а в довесок – жизнью пасынка. В ее разговорах часто проскакивают прямые приказы, она привыкла управлять людьми, думать о своей пользе. Сын чиновника. Потеряв мать, жизнь мальчика резко изменилась, причём в худшую сторону. Он стал пустым местом в доме. Вся его жизнь – маленькое пространство в прихожей, немного личных вещей, и бесконечное одиночество в течении одинаковых дней, идущих друг за другом.

Тема

Рассказ затрагивает проблему счастья в семье, взаимоотношений между её членами. В «Красавице» взгляд на семью совсем противоположный, в отличие от реальной жизни, где родные являются опорой и поддержат человека во всех бедах. Любви, которая и есть прочной основой семьи, между главными героями попросту нет. Нездоровые взаимоотношения вредят всем членам семьи. Выходом из сложившейся ситуации является суметь почувствовать друг друга близкими людьми, одним целым. Автор противопоставляет красивую внешность, которая может быть обманчивой, внутренней испорченности. Этим приёмом писатель пытается объяснить читателям, что внешность часто бывает обманчивой.

Анализ произведения


Вообще, писатель прибегает к довольно интересному, по-своему интригующему приему: он описывает три сюжетных линии в рассказе. Первая – отношения отца-чиновника с обеими своими женами. Вторая – отношение той самой красавицы к своей обители, семье и родственникам. Третья – отношение мальчика, который и является главным действующим лицом в этом рассказе. Отдельно следует обратить внимание на саму красавицу, ее отношение к жизни, дому и ребёнку. Писатель сам говорит о ней, что она «воцарилась», «взгляд имела зоркий», «отец, от страха перед ней притворился».
Все это непосредственно указывает читателю на властность человека, на его мысли, суждения, относительно всех других людей. Она буквально ставит себя выше всего окружения, она глава в семье, по крайней мере, сама так считает. Тем не менее на протяжении всего произведения из ее уст выходит лишь одна-единственная фраза, которая усилена словами «я велела». Как можно догадаться, она действительно считает себя главной. И этому есть доказательства. Эта женщина меняет жизнь в доме по своему усмотрению, как она считает лучше, для нее же самой. Все изменения в доме являются своеобразным стержнем произведения. Подсказкой для самого читателя, что не всякая внешняя красота, которую можно увидеть своими собственными глазами, является внутренней. Зачастую внешность и сущность разнятся и между ними нет никакой связи.

Мальчик, в свою очередь, буквально обречен на никчемное существование. Он попросту начинает бояться жить, у него появляется страх ко всему, хотя сам он «от природы ласковый, живой». Ко всему прочему, сам писатель подчеркивает его пустое существование, наделяя эпитетом «несуществующий». В рассказе для жены отца, он не имеет никакого значения, она его попросту не замечает, да и сам отец уподобившись своей супруге, отдавая всего себя только лишь ей, отдаляется от ребёнка. Несмотря на мнение всех своих близких, их отношение, он все равно есть, живет, проживает свою жизнь рядом с ними, но его существование остается никчемным.

Автор старается подчеркнуть малозначимость ребёнка употреблением слов в совокупности с уменьшительно-ласкательными суффиксами, вроде: «диванчик», «книжечка», «уголок» и других. Писатель не описывает дальнейшие события, но дает читателю ясно понять, что мальчик по жизни так и останется заброшенным, забытым и просто никому не нужным.

«Красавица» — небольшое произведение, наполненной трагедией и огромным смыслом. Это небольшой шедевр, обладающий глубокой, но одновременно такой простой и понятной мыслью, суть которой может уловить абсолютно каждый читатель. История семилетнего мальчика, которого возненавидела красавица-мачеха способна по-настоящему тронуть душу. В результате такого отношения, ребенку просто приходиться прятаться в угол, стать невидимкой для всех.

Бунину удалось вложить мысль, что не всякая красота может быть хорошей, всего лишь в пять небольших абзацев, с тремя главными действующими лицами и глубокой трагедией внутри. Понять все сказанное здесь довольно просто, но принять это все уже не так легко, как и могло бы показаться. Тем не менее писатель раскрывая суть своего произведения, раскрывает сущность многих людей.

Проблемы

Проблематика рассказа предопределена темой отношений в семье.

  1. Одиночество. Является самой острой поднятой проблемой. Это показано на жизни мальчике, живущим «самостоятельной, обособленной от всего дома» жизнью, оставленный один на один с собой и мачехой и отцом.
  2. Равнодушие. Безразличие взрослых к ребёнку вызывает чувство одиночества у последнего. Такое отношение не вызвано злостью взрослых, поведением мальчика. Забыв о ребёнке, они принесли в его жизнь тяжелые испытания и переживания. Такое отношение к близким, особенно к детям, может легко поломать их дальнейшую судьбу.
  3. Страх. Слабость и трусость главного героя в отношениях главного героя непростительны, так как он заставил испытывать маленького сына серьёзные испытания. Не будучи заложником обстоятельств, он мог дать возможность сыну прожить более счастливое детство.

Основная идея

Рассуждая о сущности человека, Бунин приходит к главной мысли рассказа – несоответствии внешности и внутреннего содержания. Со слов автора выходит, что для счастья в браке, семейной жизни нужна не только внешняя красота, но и любовь, приязнь к близким людям. Не имея всего этого у ребёнка с большой вероятностью будет тяжёлая жизнь. Он или станет замкнутым в себе, запуганным человеком, или станет похожим на отца. На примере главного героя автор показал, что люди делают те же ошибки, не извлекая опыт с предыдущих случаев. Выбрав жену глазами, а не сердцем, мужчина подменил настоящие ценности ошибочными, тем самым обрекая новую семью на отсутствие доброты, искренности, любви в отношениях

О красоте внутренней и внешней (по тексту И. Бунина “Красавица”)

Всегда ли внешне красивый человек является образцом добродетели? Этот вопрос волнует И.Бунина, и на него он пытается найти ответ в рассказе “Красавица”.

Герои повествования – пожилой чиновник казённой палаты и его молодая жена. Сам чиновник был “молчалив и скромен”, а вот девушка “знала себе цену”. Она была “невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна”. Автор называет героиню красавицей, акцентируя внимание на несоответствии внешней привлекательности её поведению. Маленького сына чиновника от первого брака она “спокойно возненавидела” и приказала стелить ему постель на полу. Мальчик зажил “совершенно самостоятельной” жизнью. Из этих слов понятно: какой бы внешней красотой ни обладала жена чиновника, это не значит, что она хороша душой.

Позиция автора предельно ясна: симпатичный, на первый взгляд, человек может оказаться на самом деле жестоким и чёрствым.

Я согласна с позицией автора. Действительно, внешняя привлекательность подразумевает наличие и внутренних достоинств. Но так бывает далеко не всегда. Вспомним Элен Курагину из романа Л.Толстого “Война и мир”. Всё в ней совершенно: и лицо, и фигура, и манеры. Но её внутреннее содержание далеко от идеала.

Таким образом, можно сделать вывод: тот, кто ликом хорош, не всегда является образцом внутренней красоты. И как жаль, что в наше время больше ценится внешняя обёртка человека: костюм, машина, должность, а не его достоинства: честность, благородство, доброта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]