Анализ произведения «Капитанская дочка» Пушкина, образы героев


Образ Петра Гринева

Центральным образом романа «Капитанская дочка» является образ Петра Андреевича Гринёва, хотя до недавнего времени старательно утверждалась точка зрения, будто бы таковым является образ Пугачева. С подобным утверждением можно было бы согласиться, если бы при этом было добавление: Пугачёв является центральным историческим образом произведения. Об этом мы будем говорить далее, а сейчас нужно рассмотреть образ Петра Гринёва.

Начать нужно с того, что Петр Андреевич представляет собой достаточно типичный образец молодого человека своего времени: «недоросль», который живёт, не особенно задумываясь о том, ради чего он живёт, не получивший серьёзного образования, но нимало не страдающий от этого; он «записан» в полк, куда отец его и отправляет после очередной шалости… В начале кажется, что «Петруша» (как зовёт его мать) не отличается ни сильным характером, ни особыми нравственными качествами — чего стоит только эпизод, когда он «к службе привыкал»… Но уже здесь проявляются очень хорошие человеческие качества героя: он способен испытывать угрызения совести от того, что грубит Савельичу, он вознаграждает «вожатого», который помог найти пристанище в буран, и даже его неловкая попытка обмануть своего начальника и старого товарища его отца выглядит невинной шалостью. Поэтому нельзя сказать, что любовь к Марье Ивановне перерождает героя, но она заставляет его повзрослеть и проявить лучшие черты своего характера.

Чувство к Маше Мироновой для Гринева оказывается очень серьёзным испытанием, ведь ему приходится не только защищать честь любимой девушки в поединке со Швабриным, но и выступить наперекор обстоятельствам тогда, когда они складываются неблагоприятно по отношению к нему и человеку, которого он любит. Сначала это — протест против воли отца, не желающего слышать о такой «дури», затем, когда благодаря милости Пугачёва, ему удаётся спастись, он подвергает свою жизнь, без преувеличения можно сказать, смертельной опасности, бросаясь на помощь Марье Ивановне, а в конце произведения, находясь под следствием по обвинению в измене, мужественно молчит на допросах о том, что причиной его «сношений» с Пугачёвым было горячее желание спасти любимого человека. Во всех этих обстоятельствах совсем ещё молодой человек проявляет удивительную цельность характера, мужество и, наверное, даже героизм.

Ключевым моментом для понимания образа Гринева можно считать взятие Белогорской крепости, когда он отказывается «присягать» «новому государю» и целовать ему руку в благодарность за спасение от смерти. Его отношение к Пугачеву основано на чувстве собственного достоинства, и это вызывает уважение к нему и со стороны последнего, и со стороны автора, для которого чувство собственного достоинства в характеристике человека значит очень и очень много. В конце романа мы узнаём, что Гринёв по-человечески привязался к «разбойнику», о пленении которого он сожалеет: «Емеля, Емеля! — думал я с досадою, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать». И то, что, после всех испытаний, «он присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою», тоже говорит о его привязанности к Пугачеву и благодарности ему за то добро, которое тот совершил по отношению к нему самому и Марье Ивановне.

Образ Гринёва можно назвать подлинной творческой удачей Пушкина: ему удалось создать образ положительного героя, который соединяет в себе многие привлекательные черты, он не «идеальный» герой, которому неведомы сомнения и колебания, но умение горячо и преданно любить, жить ради любимого человека, умение сохранять верность долгу и «хранить честь» в самых тяжёлых обстоятельствах, глубокая человечность и подлинный демократизм определяют притягательность этого образа, его нравственную силу и делают его одним из самых значительных образов в русской литературе.

Система персонажей в повести „Капитанская дочка»

Ещё с 20-х годов 19 века А.С.Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны («Борис Годунов», «Полтава» и др.). Этот интерес усилился в 30-е годы, когда в России возросло количество крестьянских волнений. По мнению современников, весь дух народа был «направлен к одной цели — освобождению». В это время Пушкин приступил к собиранию архивных материалов о восстании Е. Пугачева, результатом чего стал труд «История Пугачевского бунта». Поэт также посетил места, охваченные мятежом, записал устно-поэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов XVIII века. В итоге работы появилась повесть «Капитанская дочка», в которой великолепно объединён труд историка и поэта.

В художественных образах и картинах повести Пушкин показал неизбежность и истинно народный характер Пугачёвского восстания. Но в «Капитанской дочке» рассказывается не только о народном бунте. В.Г. Белинский называл эту повесть «Онегин в прозе», считая ее своеобразной «энциклопедией русской жизни» XVIII века. Здесь Пушкин поднимает темы человеческого счастья, любви, подлинного благородства.

Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачёва. Именно предводитель крестьянского мятежа является главным героем, хотя внешне им выступает Гринёв, от лица которого ведётся повествование. Но именно Пугачёв вершит судьбы действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии.

В произведении Гринев – дворянин и офицер — рассказывает историю своих встреч с Пугачевым, в его отношении к предводителю сквозит авторская позиция. Если дворянские публицисты описывали Пугачева как «изверга, вне законов природы рожденного», то в «Капитанской дочке» он стал воплощением широты, цельности и удали натуры, талантливости – тех черт народа, которыми так восхищался Пушкин. Уже первое знакомство с героем вызывает чувство симпатии. Он появляется тогда, когда Гринев заблудился в степи, вокруг «все было мрак и вихорь». «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», — признается рассказчик. В снежной мгле появляется человек, который не чувствует себя потерянным, ощущает хозяином. Автор устами Гринева называет его «вожатым», и в дальнейшем Пугачев действительно станет вожатым, и не только для Гринева. Портретные характеристики позволяют судить о Пугачеве как о страстном, горячем, смелом человеке: «два сверкающие глаза», «живые большие глаза так и бегали», «с удивительным выражением плутовства и насмешливости», «…мрачно нахмурился и мазнул белым платком».

Пугачёв справедлив, благороден, сердечен. Он щедро отплатил за стакан вина и заячий тулупчик: ему обязаны Гринёв и Маша своим счастьем.

Образ Пугачева раскрывается в его взаимоотношении с Петром Андреевичем Гриневым – главным героем семейно-бытовой части повести. Это сын помещика, получивший домашнее воспитание и говорящий о себе: «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Отправляя его на военную службу, отец, властный, но честный человек, завещал: «Служи верно, кому присягнешь…береги платье снову, а честь смолоду». Петр стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведёт себя как храбрый офицер, честно исполняющий свой долг: «Голова моя в твоей власти — отпустишь меня—спасибо; казнишь — бог тебе судья». Прямодушие и открытость располагают к нему Пугачева, привлекают читателя. Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Из обрисованных в повести представителей дворянства он — единственное положительное лицо, хотя и остаётся по своим суждениям и принципам сыном своего времени и своего класса.

Образу Петра противопоставлен образ Швабрина – аристократ, служивший в гвардии, сосланный в крепость за дуэль. Он – воплощение бесчестия и беспринципности. Гриневу он несимпатичен: «с лицом отменно некрасивым», «…беседа его становилась для меня менее приятною». Швабрин клевещет на Марию Миронову, доносит на Гринева, предает офицерскую честь, переходя на сторону Пугачева. При этом главный мотив – личная месть. Авторская оценка этого персонажа резко негативная, в повести он называется по фамилии, либо указываются лишь инициалы: А.И.

Семья коменданта крепости Ивана Кузьмича Миронова – «старинные люди», близкие к народу. В нравственном отношении Мироновы резко противостоят аристократическому дворянству. Чувство долга, офицерской чести живёт в душе коменданта. «Изнемогая от раны, собрав последние силы», он не признает в Пугачеве государя и гибнет, не запятнав своей чести. Василиса Егоровна испытала на себе влияние крепостнической действительности, она управляет крепостью, «как своим домком». Полно раскрывается в повести образ Маши, «капитанской дочки». В главах, посвященных ей, эпиграфами взяты строки из народных песен: «… если лучше меня найдешь, воспомянешь», «снарядить-то её некому». Этим подчеркивается как цельность натуры героини, так и её близость народу. Простоватая внешность героини, в то же время, подкупает и вызывает симпатию: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Гринев видит в ней «благоразумную и чувствительную» девушку и признается что «Марья Ивановна нравилась мне более обыкновенного». В повести раскрывается скрытая сила её характера: «Маша-трусиха» решительно борется за спасение Гринева, она «с трепетом пошла по лестнице» ради того, чтобы встретится с императрицей. Машин образ – воплощение чистоты и бескорыстия.

Итак, на станицах повести сопоставлены два враждующих лагеря: народный, возглавляемый Е. Пугачевым, и дворянский, во главе которого стоит императрица Екатерина II. По воле автора все истинно человеческое отдано миру народному. Гринев и Маша по ходу сюжета сталкиваются с тем и другим лагерем, но остаются верны дворянскому миру. Однако они остаются положительными персонажами, ведь они обладают такими важными качествами, как искренность и честность. Эти герои следуют принципу «береги честь смолоду».

Похожие статьи:

Пушкин А.С. → Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Пушкин А.С. → Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка»

Пушкин А.С. → Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Пушкин А.С. → Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» как историческое сочинение

Пушкин А.С. → Мое любимое произведение А.С. Пушкина (повесть «Капитанская дочка»)

Образ Швабрина

Для показа того, насколько нравственен Гринев, Пушкин создаёт контрастный ему образ, образ-антипод — это Алексей Иванович Швабрин. Их объединяет то, что они оба офицеры, оба влюблены, оба давали присягу на верность императрице. Однако любовь Швабрина заставляет его пойти на подлость и силой добиваться благосклонности Марьи Ивановны, что не может, наверное, быть признано настоящим, самоотверженным чувством, достаточно вспомнить условия, в который содержал якобы «любимую» им девушку «комендант» Бслогорской крепости, получивший свою должность ценой предательства… Наверное, определяющей чертой характера Швабрина можно назвать подлость, ведь даже в момент дуэли с Гриневым он воспользовался ситуацией и едва не убил своего по-рыцарски ведущего себя противника. А вершиной подлости Швабрина является его почти что успешная попытка оклеветать Гринева и там самым отомстить ему за все. Представляется, что образ Швабрина в романе «Капитанская дочка» далек от образа «романтического злодея», это образ, поведение и поступки которого психологически очень точно мотивированы, что делает его в высшей степени реалистическим. Благодаря образу Швабрина человеческие достоинства Гринева окрашиваются новым светом, читателю становится понятным, насколько трудно было главному герою вести себя так, как он себя вел.

Образ Марьи Ивановны Мироновой

Образ Марьи Ивановны продолжает галерею лучших женских образов Пушкина. В нём, как и в других его «любимых героинях», воплощены лучшие черты народной нравственности, он подкупает своей цельностью и чистотой. Полюбив Петра Андреевича, героиня думает в первую очередь о его счастье, она мужественно встречает известие об отказе отца Гринева благословить их брак: «Видно, мне не судьба… Делать нечего, Пётр Андреич; будьте хоть вы счастливы…». Потеряв родителей, оставшись одна на свете, она столь же мужественно отклоняет гнусные домогательства Швабрина, потому что любит другого человека и не может принудить себя стать женой Швабрина: «А мне легче умереть, нежели сделаться женою такого человека, как Алексеи Иванович»… Наконец, узнав о смертельной опасности, которая нависла над спасшим ее Гриневым, она, не колеблясь, отравляется — одна! — в Петербург, чтобы спасти любимого человека уже не от смерти, а от того, что для него страшнее смерти, — от позора. «Марья Ивановна отвечала, что вся её будущая судьба зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей…» — и это тогда, когда даже отец Петра Андреевича «был неутешен», поверив известию и виновности сына… Самоотверженность в любви, верность слову и чувству, готовность страдать, но не изменить себе, мягкость характера и непреклонная твёрдость тогда, когда это необходимо, обаятельная женственность и доброта, — вот основные черты характера Марьи Ивановны Мироновой, делающие его цельным, глубоким и искренним воплощением русского народного женского характера.

Сочинение Система персонажей в повести „Капитанская дочка»

Ещё с 20-х годов 19 века А.С.Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны («Борис Годунов», «Полтава» и др.). Этот интерес усилился в 30-е годы, когда в России возросло количество крестьянских волнений. По мнению современников, весь дух народа был «направлен к одной цели — освобождению». В это время Пушкин приступил к собиранию архивных материалов о восстании Е. Пугачева, результатом чего стал труд «История Пугачевского бунта». Поэт также посетил места, охваченные мятежом, записал устно-поэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов XVIII века. В итоге работы появилась повесть «Капитанская дочка», в которой великолепно объединён труд историка и поэта. В художественных образах и картинах повести Пушкин показал неизбежность и истинно народный характер Пугачёвского восстания. Но в «Капитанской дочке» рассказывается не только о народном бунте. В.Г. Белинский называл эту повесть «Онегин в прозе», считая ее своеобразной «энциклопедией русской жизни» XVIII века. Здесь Пушкин поднимает темы человеческого счастья, любви, подлинного благородства. Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачёва. Именно предводитель крестьянского мятежа является главным героем, хотя внешне им выступает Гринёв, от лица которого ведётся повествование. Но именно Пугачёв вершит судьбы действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии. В произведении Гринев – дворянин и офицер — рассказывает историю своих встреч с Пугачевым, в его отношении к предводителю сквозит авторская позиция. Если дворянские публицисты описывали Пугачева как «изверга, вне законов природы рожденного», то в «Капитанской дочке» он стал воплощением широты, цельности и удали натуры, талантливости – тех черт народа, которыми так восхищался Пушкин. Уже первое знакомство с героем вызывает чувство симпатии. Он появляется тогда, когда Гринев заблудился в степи, вокруг «все было мрак и вихорь». «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», — признается рассказчик. В снежной мгле появляется человек, который не чувствует себя потерянным, ощущает хозяином. Автор устами Гринева называет его «вожатым», и в дальнейшем Пугачев действительно станет вожатым, и не только для Гринева. Портретные характеристики позволяют судить о Пугачеве как о страстном, горячем, смелом человеке: «два сверкающие глаза», «живые большие глаза так и бегали», «с удивительным выражением плутовства и насмешливости», «…мрачно нахмурился и мазнул белым платком». Пугачёв справедлив, благороден, сердечен. Он щедро отплатил за стакан вина и заячий тулупчик: ему обязаны Гринёв и Маша своим счастьем. Образ Пугачева раскрывается в его взаимоотношении с Петром Андреевичем Гриневым – главным героем семейно-бытовой части повести. Это сын помещика, получивший домашнее воспитание и говорящий о себе: «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Отправляя его на военную службу, отец, властный, но честный человек, завещал: «Служи верно, кому присягнешь…береги платье снову, а честь смолоду». Петр стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведёт себя как храбрый офицер, честно исполняющий свой долг: «Голова моя в твоей власти — отпустишь меня—спасибо; казнишь — бог тебе судья». Прямодушие и открытость располагают к нему Пугачева, привлекают читателя. Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Из обрисованных в повести представителей дворянства он — единственное положительное лицо, хотя и остаётся по своим суждениям и принципам сыном своего времени и своего класса. Образу Петра противопоставлен образ Швабрина – аристократ, служивший в гвардии, сосланный в крепость за дуэль. Он – воплощение бесчестия и беспринципности. Гриневу он несимпатичен: «с лицом отменно некрасивым», «…беседа его становилась для меня менее приятною». Швабрин клевещет на Марию Миронову, доносит на Гринева, предает офицерскую честь, переходя на сторону Пугачева. При этом главный мотив – личная месть. Авторская оценка этого персонажа резко негативная, в повести он называется по фамилии, либо указываются лишь инициалы: А.И. Семья коменданта крепости Ивана Кузьмича Миронова – «старинные люди», близкие к народу. В нравственном отношении Мироновы резко противостоят аристократическому дворянству. Чувство долга, офицерской чести живёт в душе коменданта. «Изнемогая от раны, собрав последние силы», он не признает в Пугачеве государя и гибнет, не запятнав своей чести. Василиса Егоровна испытала на себе влияние крепостнической действительности, она управляет крепостью, «как своим домком». Полно раскрывается в повести образ Маши, «капитанской дочки». В главах, посвященных ей, эпиграфами взяты строки из народных песен: «… если лучше меня найдешь, воспомянешь», «снарядить-то её некому». Этим подчеркивается как цельность натуры героини, так и её близость народу. Простоватая внешность героини, в то же время, подкупает и вызывает симпатию: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Гринев видит в ней «благоразумную и чувствительную» девушку и признается что «Марья Ивановна нравилась мне более обыкновенного». В повести раскрывается скрытая сила её характера: «Маша-трусиха» решительно борется за спасение Гринева, она «с трепетом пошла по лестнице» ради того, чтобы встретится с императрицей. Машин образ – воплощение чистоты и бескорыстия. Итак, на станицах повести сопоставлены два враждующих лагеря: народный, возглавляемый Е. Пугачевым, и дворянский, во главе которого стоит императрица Екатерина II. По воле автора все истинно человеческое отдано миру народному. Гринев и Маша по ходу сюжета сталкиваются с тем и другим лагерем, но остаются верны дворянскому миру. Однако они остаются положительными персонажами, ведь они обладают такими важными качествами, как искренность и честность. Эти герои следуют принципу «береги честь смолоду».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]