- Сочинения
- По картинам
- Шишкин
/
/
Картина, написанная одним из великих художников России, поражает своей естественностью, даже слегка пугающей реальностью. Да, и само название, этого произведения искусства, «На севере диком», выдаёт весь смысл, заложенный в нём.
Написана эта картина была выдающимся художником-пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным, в 1890 году. Писалась она не с натуры, а создавалась именно самим художником, его фантазией, его талантом. Причиной написания послужил заказ, от петербургского издателя П.П. Кончаловского. Издатель попросил известных художников того времени: Шишкина, Врубеля, Поленова, Васнецова, Серова проиллюстрировать собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, которое выходило к 50-летию со дня гибели поэта. Шишкин выбрал стихотворение «На севере диком».
Возможно, выбор художника пал на это произведение, благодаря знакомой его сердцу и душе – теме одиночества. Судьба тяжело поступила с ним. Его обе жены скоропостижно скончались, 3 детей умерли в младенчестве, его единственная, уже взрослая дочь, жила далеко, в другой стране. Он был совершенно один.
Такой на картине и представлена «главное действующее лицо» — сосна. Она одна-единственная стоит в этом снежном плену, подвластная только стихии и непогоде – всем испытаниям, которые могут выпасть на её нелёгкую долю.
Картина, написана до того реалистично, что создаётся впечатление, будто это – фотография. Здесь настолько естественно прописаны все детали. Каждый штрих имеет свой смысл.
Бедная, одинокая сосна стоит на высоком холме, освещённая светом луны. Её широкие ветви-лапы проседают, от навалившегося и обволакивающего их, тяжёлого липкого снега. У неё уже нет сил, избавиться от его оков, которые сковали её, и не дают пошевелиться. Она покорно терпит и несёт своё бремя.
Луна, как бы пытается помочь, извлекая из себя, большое количество света, хочет согреть дерево. Но свет луны далёк и холоден, какое бы количество его не было. Он не может дать тепла, а только подчёркивает безысходность.
По небу проплывают редкие пушистые облака, словно лёгкий дымок. Им нет дела, до сосны, они идут мимо, не обращая на неё внимание. Вдали, бескрайнее снежное «море», на котором не видно ни одного силуэта кого-то живого, не слышно ни звука. Сосна вынуждена «жить» в этом диком крае, только в полном одиночестве.
Цвета, оттенки, которыми выполнена эта работа – только холодные, от белоснежного до лилово-чёрного, как нельзя лучше передают холод, мороз и обречённость.
Эта картина, поистине, выдающееся произведение искусства. Только человек, наделённый величайшим талантом, смог создать такое творение живописи. Этим великим и был, Иван Иванович Шишкин, который подарил нам возможность наслаждаться его произведениями, и получать колоссальное удовольствие.
Отзыв о картине
Эта картина мне кажется загадочной и, конечно, очень красивой. Как я узнал, вдохновился автор стихотворением Лермонтова. Шишкин практически нарисовал иллюстрацию к его небольшому стихотворении, в котором на диком севере вот такое дерево одиноко стоит на утёсе… Оно представляет, как будто, что на таком же утёсе, но под жарким солнцем стоит пальма – её вторая половинка. Второй картины (с пальмой) Шишкин, правда, не нарисовал.
И всё-таки, эта сосна отражает строки поэта. Действительно, дерево одиноко. Оно похоже на человека, который грустно стоит на утёсе, смотря вдаль. Плечи опущены, одежда очень тяжелая – на ветках так много снега. Это показывает нам и погоду – холодную, снежную… Давно тут не было потепления. Всё снег идёт… Кстати, сосна похожа на силуэт женщины в пышном платье. Да, для женщин нормально ждать и грустить, в принципе.
Интересно, что тут в облаках и утёсах горизонтальные линии, только сосна создаёт свою вертикаль.
Очень красивые тут подобраны цвета. Понятно, что они холодные: белый, голубой, синий… Но художнику удаётся создать такие тонкие и натуральные оттенки, что от картины даже становится прохладно.
За светлым холмом темная даль – практически черная. Небо более светлое, на нём есть белые облака. От сосны падает темная тень. Хотя луна тут и не нарисована, но мы её практически видим. По этой тени, по освещению холодному, которое идет от правого угла картины. Думаю, что это правильный приём. Зачем было рисовать луну, если и так понятно, что она там есть? И ещё она бы забрала на себя внимание, отвлекла от главной «героини».
Возможно, что этот утёс самый высокий, ведь остальные, которые мы видим, точно ниже. Звёзд на небе почему-то тоже нет.
У меня создаётся, естественно, ощущение грусти, но романтической. В стихотворении говорится, как я понимаю, о любви, об одиночестве. Это чувство стремления к неизвестному, к новому ощущается.
Очень красивый пейзаж, красивая «история». Настоящий художник через простое изображение природы (и тут ведь просто снег кругом) смог передать целую историю, чувства, мечты. Замечательная картина! Я бы с удовольствием посмотрел на неё в оригинале…
Другие темы: ← Зима в лесу. Иней↑ ШишкинСосны освещенные солнцем →
`
Описание картины Шишкина «На севере диком»
В безграничной северной тьме среди снега и льда на скованном морозом утёсе возвышается заснеженная сосна. Она производит впечатление мощного дерева, мудро пережидающего суровый холод и уверенного в будущем тепле и ласке от природы. Пышные ветви дерева укутаны снегом и покорно опущены вниз. Но эта податливость не умаляет величия исполина – ствол его упрям, корни цепки, отчего дерево кажется вечным.
А вокруг сине-голубое безмолвие и ледяная бездна. Чернота бесконечности и неизвестности вдали в нижней части картины, та же необъятность в загадочных небесах, заснеженный утёс с пугающим заиндевевшим обрывом в ущелье.
Над снежными просторами угадывается яркая луна, бледный и бесстрастный свет которой добавляет таинственности и благоговения. Она ярко освещает одинокое дерево, высвечивая его мягкие контуры, обозначая густую тень и подчёркивая царственность могучего великана. Ночное лунное сияние падает и на редкие рваные облака, тихо проплывающие в вышине и похожие на снежные лапы с ветвей застывшего дерева.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Чацкий и Фамусовское общество (9 класс)
Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы - Сочинения по картинам Попкова
Описание картин Попкова - Сочинение по картине Первый снег Попова от первого лица 7 класс
Сегодня обычное зимнее утро, как и всегда я встал очень рано и подошел к окну, чтобы узнать, не выпал ли долгожданный снег. Обычно я видел в окно серый и унылый двор
Сочинение по картине И. Шишкина «На севере диком…» – для старшеклассников
Исходное стихотворение Генриха Гейне входит в юношеский цикл произведений «Лирическое интермеццо» в составе сборника его трудов, созданных на протяжении 20 лет, «Книга песен». Лейтмотивом цикла звучит тема любви. К томлениям поэта по возлюбленной становится причастна сама природа и весь мир.
Стихотворение Лермонтова имеет более широкий смысл. Основная его мысль – одиночество и беззащитность человека перед трагедиями, бренность бытия, а не только страдания, причиной которых стала неразделённая любовь.
Картина Шишкина объединяет чувства обоих поэтов, но только по-своему – посредством гениальной живописи мастера. Старшеклассники, почти взрослые люди, способны прочувствовать и проникнуться как строками великого поэта, так и богатейшим колоритом, а также глубочайшим философским содержанием картины Шишкина.
«На Севере Диком»
Замечательный художник – Иван Шишкин. «На Севере Диком» – картина, написанная для иллюстрации одноименного стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, которое, в свою очередь, является вольным переводом стихотворения «Сосна» немецкого поэта Генриха Гейне.
Объединяя в себе мотивы личного одиночества Гейне и более обобщенной темы разъединения человеческих душ в варианте Лермонтова, картина «На Севере Диком» создает ощущение вечности в одиночестве, безвременное, но не безысходное состояние грусти, которое идеально подходит как для иллюстрации оригинального стихотворения, так и его перевода.
Практически любое описание картин Шишкина упоминает невероятный реализм и чувственность его пейзажей, абсолютную уверенность в том, что это место где-то существует, и если попасть туда, будет выглядеть именно так, как его перенес на холст Шишкин. «На Севере Диком» – картина, не являющаяся исключением из этого правила.
Сочинение по картине Шишкина «На севере диком…»
Вариант 1
Картина великого русского пейзажиста Ивана Шишкина, одноимённая с известным стихотворением Михаила Лермонтова «На севере диком…», написана по его мотивам.
Художник приступил к осуществлению замысла в 1890 году, когда группа предпринимателей и художников работала над изданием юбилейного сборника произведений Лермонтова. Выход книги приурочивался к 50-летней годовщине гибели великого русского поэта.
Шишкин выбрал это короткое лермонтовское стихотворение, вольный перевод Гейне, по велению чувств. Тема одиночества была близка художнику и понятна. В его жизни было много трагедий. И теперь, в пожилом возрасте, он снова был один.
Уловив в строках Лермонтова искреннюю боль одиночества, художник почувствовал в главной героине, сосне, родственную душу. Собственное видение позволило живописцу создать поистине великое произведение, засмотревшись на которое, начинаешь ощущать и покалывание морозного воздуха, и таинственную тишину, и невиданный размах бескрайнего севера.
Одинокая сосна на краю ущелья ярко освещена лунным светом. Он в какой-то мере выступает помощником художника – благодаря ему так рельефно и контрастно вырисовываются тени, скалы, ветви дерева, облака. Только иссиня-чёрная даль остаётся неизведанной.
Сиротство сосны созвучно с одиночеством, которое случается и в жизни людей. Но дерево не просто стоит, оно живёт здесь, в суровом краю. При этом оно высокое, пушистое, красивое. Значит, можно переждать холода и невзгоды, дождаться своей весны. Надо просто призвать всё своё мужество и постараться не терять интерес и волю к жизни. Обязательно будет тепло и радость.
Эта картина настоящий шедевр гениального художника Ивана Ивановича Шишкина. Глубокое, колоритное, реалистичное и завораживающее произведение, заставляющее не просто любоваться бесспорными красотами, но и размышлять, философствовать.
Сочинение на тему на севере диком по картине
Иван Иванович Шишкин — замечательный русский живописец, крупнейший мастер реалистической пейзажной живописи. Создавая прекрасные образы родной природы, Шишкин сыграл важную роль в укреплении народного характера русской культуры. Все произведения Ивана Ивановича достойны внимания, поскольку они воспевают красоту родной природы. Одним из таких полотен является проникновенная картина “На севере диком”. Картина была написана Шишкиным в 1891 году и хранится она сейчас в Киевском музее русского искусства. Картина “На севере диком” написана по мотивам стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова “Сосна” (1841 г.): На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. Это проникновенное стихотворение было выбрано художником для иллюстрации сборника сочинений поэта. Сборник был посвящён круглой дате — 50-летию со дня трагической гибели Михаила Юрьевича. Заказывал это собрание сочинений петербургский издатель Пётр Петрович Кончаловский, один из владельцев книжного издательства И. Н. Кушнерёва. В изданном собрании сочинений было множество красочных иллюстраций известных художников: В. А. Серова, М. А. Врубеля, В. Д. Поленова, а также И. И. Шишкина. Следует отметить, что лирическое творение Михаила Юрьевича Лермонтова “Сосна” — это вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов буквально в мгновение ока перевёл это стихотворение по просьбе князя Вяземского. Гейне написал своё стихотворение “Сосна” в 1822 году. Это произведение является заключительным в юношеском цикле стихотворений “Лирическое интермеццо”. Цикл стихотворений входил в состав “Книги песен”, которая создавалась Генрихом Гейне в течение двадцати лет. Ведущим мотивом написанного цикла стихотворений являлась романтическая тема. Когда влюблённый герой томится от любви, кажется, что к его любви причастна даже сама природа. Поэтому в лирическом произведении Гейне неразделённая любовь героя сравнивается с тоской-томлением сосны, мечтающей о прекрасной пальме. Отличие стихотворения Лермонтова от произведения Гейне состоит в том, что наша русская “Сосна” более образная и проникновенная. Стихотворение Лермонтова затрагивает не только романтические струны. Михаил Юрьевич сумел показать тему тоскливого одиночества, тему бренного существования человека, трагедию непонимания между людьми. Иваном Ивановичем было создано два рисунка к стихотворениям Лермонтова — “Сосна” и “Родина”. Работая над рисунком “Сосна”, Шишкин задумался над тем, чтобы создать зимнюю картину маслом “На севере диком”. Для того чтобы реалистично и правдоподобно передать все особенности и краски зимы, Шишкин стал выезжать в Мери-Хови, на мызу к своей дочери, и наблюдать снег и зимние пейзажи. Именно там Шишкиным были написаны чудесные, трескуче-зимние полотна: “Морозный день”, “На севере диком”, “К вечеру”. Картина Шишкина “На севере диком”, так же как и стихотворение Лермонтова “Сосна” прямо-таки сочится щемящим сердце чувством одиночества и покинутости. На голой скале растёт сосна-одиночка. Она сиротливо склонила свои ветви под тяжестью снега и льда, её окружают беспросветная тьма и равнодушный холод. Однако ни трескучий мороз, ни пронизывающий ветер, ни тяжёлый снег, ничто не может сломить могучее дерево. Это дерево-богатырь, которое не прогнётся, не дрогнет. В своём стихотворении Лермонтов сравнивает снежное покрывало, укрывшее сосну, с ризой священника. Шишкин реалистично воплощает это сравнение на своём полотне. Действительно, сверкающий и переливающийся снег на картине напоминает тканное серебром облачение священнослужителей. Очень скрупулёзно написано на полотне освещение. Луна освещает скалистое ущелье, озаряя своим светом могучую сосну. За счёт такого освещения левая сторона сосны тонет во тьме, зато правая ярко освещена, чётко вырисовывается её контур. Не бывает снега чисто белого цвета, и на своём полотне Шишкин с высочайшим мастерством использует самые разные оттенки белого: мрачно-сероватый, холодно-голубоватый, пронзительно-белый. Любопытно отметить, что на макушке сосны снег очень напоминает сгустки облаков, что плывут по небу. Это создаёт иллюзию разговора между снегом и облаками. Вокруг царит безмолвие, сосна дремлет и ей снится другой светлый, прекрасный мир. Стоит отметить, что по стилю своему картина Шишкина напоминает романтичные полотна другого художника-пейзажиста — Архипа Ивановича Куинджи. Художники отлично ладили и дружили между собой. Цветовая гамма, использованная в картине, весьма контрастна: тяжёлые мрачные оттенки темно-синего в пропасти и пронзительно-яркие оттенки голубого снега на свету. Когда работа над картиной была завершена, и её увидел белорусский живописец Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, он сказал следующее: “Помните М. Ю. Лермонтова “На севере диком” — лунная ночь, сосна как ризой одета. Я убеждён, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив”.
Описание по картине На севере диком для 9 класс
Одиночество… Что может быть более зловещим и пугающим? Осознавать, что ты совершенно один, без защиты и поддержки. Это невыносимо мучительно для всего живого.
Нередко тему одиночества в своих произведениях затрагивают поэты, композиторы, художники. Хотелось бы отметить небезызвестную работу великого пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком.» Глядя на шедевр, невольно испытываешь чувство грусти. В глухой и пустынной местности, на самом краю высокой горы стоит, обречённая на одиночество, могучая сосна. Вокруг неё только необъятные заснеженные дали и леденящее душу безмолвие. Время остановилось здесь. Будто всё живое забыло сюда дорогу: ни птица не пролетит, ни животное не пройдет.
За что ей суждено было здесь родиться в окружении северной суровой зимы? Ведь в мечтаниях своих она далеко-далеко отсюда, в полной радости и покоя жизни. Под покровом глубокой ночи стоит сосна, печально устремивши свой взор к небу, к проплывающим мимо облакам, к так ясно светящей луне. А она озаряет сказочным сиянием, наполняет невероятной красотой и богатством всё вокруг.
Но сосна стоит. Несмотря на безжалостные морозы, качаясь от жестокого и холодного ветра, она продолжает жить. Ветви её склоняются под тяжестью снега, а она всё равно растёт. Гордое и выносливое дерево будет дальше на зло судьбе преодолевать все препятствия, показывая своё безмерное желание жить. Ничто не сможет сломить сосну, не покорится она трудностям и невзгодам!
Без сомнений передать нам главную мысль и настроение картины автору удалось. Сражаться несмотря ни на что, отстаивать своё право на существование в этом огромном мире даже в одиночку. Да, это сложно, порой невыносимо. Но пусть будет примером для всех борьба за жизнь всеми забытого живого создания, сосны, несломленной и непобеждённой.
Интересные сочинения по картинам
- Сочинение по картине Вести с фронта Ватолиной 8 класс
Нина Николаевна Ватолина стала очень известной благодаря своему труду, терпению в 1943 году.Именно в этом году была написана картина Вести с фронта. В своей картине она передавала шквал эмоций - Сочинение по картине Герасимова После дождя (мокрая терраса) 6 класс описание
Мы видим изображение террасы после дождя. Само это явление природы можно трактовать двояко - Сочинение по картине Питер Брейгель-младший Зимний пейзаж
Питер Брейгель-младший начал свое творчество в ранние годы. В детстве он частенько копировал готовые произведения своего отца. Позднее, набив руку, он выработал свой неповторимый творческий почерк - Сочинение по картине Голубая весна Бакшеева 2, 3 класс
Красивая картина с красивым названием. Почему весна голубая, а не зеленая? Это ведь цвет зелени. Обычно весна всегда ассоциируется с молодой зеленью. Думаю, что просто зелень-то ведь появляется не сразу. А вот небо такое голубое-голубое только весной. - Сочинение по картине Богданова-Бельского Виртуоз (описание)
Передо мной потрясающая картина Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз». На этой картине изображено пятеро детей, четыре маленьких мальчика и одна девочка.