«Дубровский» — краткое содержание и пересказ по главам романа (повести) А. С. Пушкина


Главные герои романа (повести)

  • Троекуров Кирила Петрович — богатый помещик, отставной генерал-аншеф, своенравный и жестокий.
  • Дубровский Андрей Гаврилович — небогатый дворянин, отставной гвардии поручик, человек, имеющий независимый характер.
  • Владимир Дубровский — 23-летний гвардейский офицер в отставке, сын Андрея Гавриловича.
  • Маша (Марья Кириловна) — 17-летняя дочь Троекурова, мечтательница, любившая читать романы.

Автор: Дементьева Светлана

Пушкин А.С. повесть «Дубровский»: Краткое содержание.

Глава 1.

Жил был в своем имении богатый помещик Кирила Петрович Троекуров. Он был довольно богат. Перед ним заискивают и всячески ему угождают. Поскольку Кирила Петрович был самодуром, то его многие боялись. По соседству с Троекуровым жил барин Андрей Гаврилович Дубровский. Когда-то они вместе служили. Два барина меж собою были друзьями, и богатый Троекуров более всего любил и уважал именно Дубровского. После смерти жен у каждого остались дети. У Троекурова дочь Маша, а у Дубровского сын Владимир. Однажды Кирила Петрович собрал гостей. Дубровский тоже был приглашен. После сытного обеда Троекуров решает показать всем свою псарню. Во время осмотра Андрей Гаврилович произносит вслух замечание относительно того, что собакам Троекурова живется лучше, чем слугам. Один из псарей на это обижается и позволяет себе высказывание: «иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру у Троекурова». Дубровского, разумеется, подобные слова оскорбляют и он уезжает. Приехав домой, он пишет возмущенное письмо Троекурову с требованиями наказания невежливого слуги и принесением извинений в свой адрес. Однако Троекуров нашел тон полученного письма излишне дерзким. В этот момент Дубровский узнает о том, что троекуровские мужики воруют лес, что растет на территории поместья Дубровских. И без того раздраженный, Андрей Гаврилович приказывает высечь воров, а лошадь отнять. Когда Троекуров узнает об этом, то приходит в ярость. Все его мысли сосредоточены на мести. Он решается отобрать имение Дубровских под названием Кистеневка. Для этого он входит в сговор с заседателем Шабашкиным и заявляет о якобы своих правах на земли Кистеневки.

Глава 2.

Начинается судебное разбирательство, на котором Дубровский не смог отстоять свои права, т.к. документы о праве собственности на Кистеневку у него сгорели. Некий господин Антон Пафнутьевич Спицын под присягой показал, что Дубровские незаконно владеют якобы своим имением. По решению суда Троекуров подписывает документ, подтверждающий его право на имение Дубровского. Этот же документ предлагают подписать Андрею Гавриловичу. Но тот впадает в сумасшествие и его отвозят домой.

Глава 3.

Поскольку после всего случившегося Андрей Гаврилович стал совсем плох, то нянька Егоровна отправляет письмо сыну Владимиру, корнету и бывшему выпускнику Кадетского корпуса. Владимир тут же выезжает к отцу. Встречать молодого барина отправился кучер Антон. Он убедил Владимира, что мужики желают верно служить Дубровским, а не новому хозяину Троекурову. Войдя в комнату отца, Владимр видит насколько тяжело болен Андрей Гаврилович.

Глава 4.

Болезнь старого барина не позволила ему рассказать связно обстоятельства дела. Поэтому срок подачи аппелляции истекает и Кистеневка окончательно переходит в руки Троекурова. Но Кирила Петрович уже не рад произошедшему. Его мучает совесть. Он понимает, что поступил с другом несправедливо. Самолюбие самодура удовлетворено, но и близкий друг потерян. Мучаясь такими мыслями, Троекуров решается на примирение. Желая все исправить и вернуть Дубровскому его имение, он отправляется в Кистеневку. Увидев подъезжающего Троекурова в окно, Андрей Гаврилович, не зная об истинных намерениях Троекурова, испытывает сильное потрясение и его парализует. Владимир выгоняет Троекурова вон. Врач, за которым тут же было послано, ничем не смог помочь и старый барин умирает.

Глава 5.

Сразу же после похорон старого Дубровского в имение Кистеневка направляются чиновники во главе заседателя Шабашкина. Им необходимо подготовить все для передачи дома и земель Троекурову. Однако крестьяне стали чинить активные препятствия и категорически отказывались подчиняться новому хозяину. Тогда Владимир Дубровский находит слова для бунтующих и позволяет чиновникам остаться в доме на ночь.

Глава 6.

Ночью, по распоряжению Владимира Дубровского, кузнец Архип поджигает дом. Владимир не хотел чтобы дом, с которым так много связано его детских воспоминаний, достался убийце отца. Но Владимир полагал, что двери и окна дома Архип оставит открытыми во избежании смертей. Однако Архип сознательно закрыл все наглухо и умолчал об этом. Поэтому чиновники сгорели. Пушкин акцентировал внимание на том, что тот же кузнец Архип спас из огня кошку.

Глава 7.

Начинается расследование случившегося пожара, в котором Троекуров принимает личное и активное участие. Удается выяснить, что именно кузнец Архип поджег бывший дом Дубровских. Мало того, на Владимира Дубровского тоже пало подозрение. Однако прямых улик не нашлось. В это же время в окрестностях появляется шайка разбойников, грабящая и поджигающая имения помещиков. Все дружно решают, что бандитами являются крестьяне Дубровских под предводительством Владимира. Однако имение Троекурова шайка разбойников обходит стороной.

Глава 8.

В этой главе Пушкин рассказывает про Машеньку Троекурову. О ее детстве среди одиночества и романов. Маша росла и воспитывалась в доме отца с братом Сашей. Он был сыном Кирилы Петровича и гувернантки. Чтобы Саше дать образование, Троекуров нанимает учителя Дефоржа, который покоряет сердце Маши. Он преподает Маше музыку. Сам же Троекуров вполне доволен учителем и уважает его за смелость духа. Пушкин описывает такой момент: Кирила Петрович решил посмеяться и придумал как напугать француза Дефоржа. С этой целью он заталкивает, ничего не подозревающего француза, в комнату с медведем. Однако француз оказался не из робкого десятка и, достав пистолет, убивает животное.

Глава 9.

Описывается храмовый праздник, который проводит Троекуров в своей усадьбе. Приезжает много гостей. Среди них опоздавший, тот самый лжесвидетель на суде Антон Пафнутьевич Спицын. Он вовсеуслышанье заявил, что боялся разбойников Дубровского, так как у него с собой припрятана большая сумма денег. Начинается обсуждение темы про шайку Владимира Дубровского. Помещица Анна Савишна утверждает, что Дубровский справедлив и грабит не всех. Например, у нее он не стал отбирать деньги, когда узнал, что она отправляет их своему сыну в гвардию. Исправник заметил, что он обязательно поймает разбойников и у него имеются сведения о приметах главаря Владимира Дубровского. На что Троекуров заметил, что под этими приметами можно распознавать любого. Далее Троекуров самоуверенно заявил, что он не боится разбойников. Если на него будет нападение, то он сможет справиться с шайкой самостоятельно. И тут же рассказывает историю про медведя и о смелости Дефоржа.

Глава 10.

Уверенность Троекурова в безопасности не успокаивает Спицына. Все еще беспокоясь за свои деньги, он просит смелого француза Дефоржа ночевать у него в комнате. Учитель соглашается. Однако ночью выясняется, что француз Дефорж и предводитель шайки разбойников Владимир Дубровский это одно лицо. Дубровский отнимает деньги Спицына и угрожает ему на тот случай, если Спицын решит его выдать Троекурову.

Глава 11.

В этой главе Пушкин рассказывает о знакомстве Дубровского с настоящим французом-учителем для Саши. Это случилось на станции. Дубровский предложил французу 10 тысяч за его рекомендательное письмо и документы. Дефорж с удовольствием согласился. Тогда Дубровский отправился в усадьбу Троекурова в качестве учителя под именем Дефорж. Его сразу полюбили все домашние. Троекуров за храбрость, Маша за внимание, Саша за снисходительность и понимание, остальные за доброту и приветливость.

Глава 12.

Дубровский передает Маше записку с просьбой о свидании в беседке. Маша приходит. Владимир сообщает девушке, что он полюбил ее, открывает свое настоящее имя и уверяет в том, что отныне ее отец ему не враг. Тут же Владимир сообщает, что ему необходимо скрыться. Но она всегда в его сердце и может рассчитывать на его помощь. Вечером того же дня к Троекурову пожаловал исправник с требованием выдать ему учителя-француза. Он так же поведал, что Спицын утверждает что Дефорж и Владимир Дубровский одно лицо. Троекуров тут же дает согласие на арест учителя. Но учителя найти нигде не удается.

Глава 13.

Рядом с имением Троекурова располагалось имение пятидесятилетнего князя Верейского. Последний приезжает в деревню в начале лета и сходится с Троекуровым. Тут же он замечает Машеньку Троекурову и находит ее весьма очаровательной. Он начинает ухаживать за девушкой.

Глава 14.

Через определенное время князь Верейский делает Маше предложение. Троекуров принимает это предложение и приказывает несчастной дочери готовиться к свадьбе со стариком. В это же время Маша получает письмо от Дубровского, в котором он просит девушку о свидании.

Глава 15.

Маша соглашается прийти на свидание и рассказывает любимому о своем горе. Дубровский и без того знавший о случившемся, тут же предлагает ей помощь. Но Маша просит его подождать, надеясь, что сможет переубедить своего отца. Владимир надевает Маше на палец кольцо и просит ее положить это кольцо в дупло дуба в случае опасности. Именно через это дупло они вели переписку друг с другом.

Глава 16.

Маша решается написать письмо Верейскому с просьбой отказаться от нее. Однако князь показывает это письмо Троекурову. Тогда принимается решение ускорить свадьбу, а Машу запереть.

Глава 17.

В полном отчаянии Маша просит Сашу положить кольцо в дупло дуба. Саша соглашается, но отходя от дуба, замечает рыжего мальчишку. Решив, что тот желает украсть кольцо сестры, поднимает шум. Переписка влюбленных обнаруживается. Поскольку мальчик в ее причастности не сознался, то его просто отпускают.

Глава 18.

Машу облачают в свадебный наряд и привозят в церковь. Там ее уже ждет Верейский. Их венчают. По возращении из церкви карету с молодоженами останавливают разбойники. Верейский стреляет и ранит Владимира Дубровского. И тем не менее он предлагает Маше ее освобождение. Но она отказывается от помощи, т.к. ее уже успели обвенчать.

Глава 19.

Пушкин описывает обиталище разбойников. На них объявлена облава и к ним направлены войска. Начинается сражение. Но Дубровский понимает, что разбойники обречены. Поэтому он распускает свою шайку и сам уходит в лес. Больше никто и никогда его не видел.

На этом повесть А.С.Пушкина «Дубровский» заканчивается. Соответственно и краткое содержание по главам закончено.

Следует заметить, что по объему это произведение относится к повести. Но по содержанию многие относят его к роману.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Барин Троекуров был богат, своенравен. Его побаивались соседи-помещики и губернские чиновники. Дружил он с соседом по имению, небогатым дворянином Дубровским.

После ссоры между Троекуровым и Дубровским началась настоящая вражда. Троекуров подкупил судей и отсудил у Дубровского имение Кистенёвку. В зале суда Дубровский сошёл с ума.

Его сын Владимир оставил военную службу и вернулся домой. Отец скоро умер, и Владимир, решив мстить Троекурову, поджёг Кистенёвку.

Дубровский стал разбойником и наводил ужас на помещиков. Но он не трогал имение Троекурова, так как под видом учителя-француза стал гувернёром в семье этого помещика. Дочь Троекурова Маша и Дубровский полюбили друг друга.

Троекуров выдал свою 17-летнюю дочь против её воли за 50-летнего князя Верейского. Дубровский хотел её спасти, но опоздал. Он со своими людьми остановил карету князя и сказал Маше, что она свободна. Но девушка отказалась покидать мужа, так как дала при венчании клятву быть ему верной.

Дубровский с разбойниками возвратился в лес. Там произошло сражение с солдатами. Разбойники одержали победу, но правительство послало на их поимку роту солдат. Тогда Дубровский распустил свою шайку и уехал за границу.

Дубровский Глава VI

Глава: 6
Примечания Из ранних редакций

Назад Вперед
ГЛАВА VI

«Итак, всё кончено,— сказал он сам себе;— еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери. Живописец представил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства,— подумал Владимир,— он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате, где умер отец, поселится его приказчик или поместится его гарем. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме его. Голоса подьячих доходили до него, они хозяйничали, требовали то того, то другого и неприятно развлекали его среди печальных его размышлений. Наконец всё утихло.

Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного. Они большею частию состояли из хозяйственных счетов и переписки по разным делам. Владимир разорвал их, не читая. Между ими попался ему пакеА с надписью: письма моей жены

. С сильным движением чувства Владимир принялся за них: они писаны были во время турецкого похода и были адресованы в армию из Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия‘ с нежностию сетовала на разлуку и призывала его домой, в объятия доброй подруги; в одном из них она изъявляла ему свое беспокойство насчет здоровья маленького Владимира; в другом она радовалась его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время. Стенные часы пробили одиннадцать. Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета. В зале приказные спали на полу. На столе стояли стаканы, ими опорожненные, и сильный дух рома слышался по всей комнате. Владимир с отвращением прошел мимо их в переднюю.— Двери были заперты. Не нашед ключа, Владимир возвратился в залу,— ключ лежал на столе, Владимир отворил дверь и наткнулся на человека, прижавшегося в угол; топор блестел у него, и, обратясь к нему со свечою, Владимир узнал Архипа-кузнеца. «Зачем ты здесь?» — спросил он. «Ах, Владимир Андреевич, это вы,— отвечал Архип пошепту,— господь помилуй и спаси! хорошо, что вы шли со свечою!» Владимир глядел на него с изумлением. «Что ты здесь притаился?»—спросил он кузнеца.

— Я хотел… я пришел… было проведать, всё ли дома,— тихо отвечал Архип запинаясь.

— А зачем с тобою топор?

— Топор-то зачем? Да как же без топора нонече и ходить. Эти приказные такие, вишь, озорники — того и гляди…

— Ты пьян, брось топор, поди выспись.

— Я пьян? Батюшка Владимир Андреевич, бог свидетель, ни единой капли во рту не было… да и пойдет ли вино на ум, слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барскогќ двора… Эк они храпят, окаянные; всех бы разом, так и концы в воду.

Дубровский нахмурился. «Послушай, Архип,— сказал он, немного помолчав,— не дело ты затеял. Не приказные виноваты. Засвети-ка фонарь ты, ступай за мною».

Архип взял свечку из рук барина, отыскал за печкою фонарь, засветил его, и оба тихо сошли с крыльца и пошли около двора. Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли.К«Кто сторожа?» — спросил Дубровский. «Мы, батюшка,— отвечал тонкий голос,— Василиса да Лукерья».— «Подите по дворам,— сказал им Дубровский,— вас не нужно».— «Шабаш»,— примолвил Архип. «Спасибо, кормилец»,— отвечали бабы и тотчас отправились домой.

Дубровский пошел далее. Два человека приблизились к нему; они его окликали. Дубровский узнал голос Антона и Гриши. «Зачем вы не спите?» — спросил он их. «До сна ли нам,— отвечал Антон.— До чего мы дожили, кто бы подумал…»

— Тише!— прервал Дубровский,— где Егоровна?

— В барском доме, в своей светелке,— отвечал Гриша.

— Поди, приведи ее сюда да выведи из дому всех наших людей, чтоб ни одной души в нем не оставалось, кроме приказных, а ты, Антон, запряги телегу.

Гриша ушел и через минуту явился с своею матерью. Старуха не раздевалась в эту ночь; кроме приказных, никто в доме не смыкал глаза.

— Все ли здесь?— спросил Дубровский,— не осталось ли никого в доме?

— Никого, кроме подьячих,— отвечал Гриша.

— Давайте сюда сена или соломы,— сказал Дубровский.

Люди побежали в конюшню и возвратились, неся в охапках сено.

— Подложите под крыльцо. Вот так. Ну, ребята, огню!

Архип открыл фонарь, Дубровский зажег лучину.

— Постой,— сказал он Архипу,— кажется, второпях я запер двери в переднюю, поди скорей отопри их.

Архип побежал в сени — двери были отперты. Архип запер их на ключ, примолвя вполголоса: «Как не так, отопри!» — и возвратился к Дубровскому.

Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор.

— Ахти,— жалобно закричала Егоровна,— Владимир Андреевич, что ты делаешь?

— Молчи,— сказал Дубровский.— Ну, дети, прощайте, иду куда бог поведет; будьте счастливы с новым вашим господином.

— Отец наш, кормилец,— отвечали люди,— умрем, не оставим тебя, идем с тобою.

Лошади были поданы; Дубровский сел с Гришею в телегу и назначил им местом свидания Кистеневскую рощу. Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стекла затрещали, сыпались, пылающие бревна стали падать, раздался жалобный вопль и крики:­«Горим, помогите, помогите».— «Как не так»,— сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар. «Архипушка,— говорила ему Егоровна,— спаси их, окаянных, бог тебя наградит».

— Как не так,— отвечал кузнец.

В сию минуту приказные показались в окнах, стараясь выломать двойные рамы. Но тут кровля с треском рухнула, и вопли утихли.

Вскоре вся дворня высыпала на двор. Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

— Теперь всё ладно,— сказал Архип,— каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть.

В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть; со всех сторон окружало ее пламя. Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на ее отчаяние. «Чему смеетеся, бесенята,— сказал им сердито кузнец.— Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь»,— и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте,— сказал он смущенной дворне,— мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом».

Кузнец ушел; пожар свирепствовал еще несколько времени. Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистеневки.

Глава: 6
Примечания Из ранних редакций

Назад Вперед

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Том 1

Глава 1

Богатый и знатный барин Гаврила Петрович Троекуров жил в одном из своих поместий, селе Покровском. Он был необразован, пылкий свой нрав ограничивать не привык. Соседи и губернские чиновники его побаивались.

Время Троекуров обычно проводил в пирах и проказах, жертвами которых бывали обычно новые знакомые.

Его сосед, небогатый помещик Андрей Гаврилович Дубровский, когда-то был Троекурову товарищем по службе, но вышел в отставку и поселился в своей деревне Кистенёвке. Кирила Петрович дослужился до чина генерал-аншефа, тоже вышел в отставку и поселился в своём поместье Покровском.

Троекуров и Дубровский сходились отчасти в характерах, и судьбы их были сходны: оба рано овдовели, у обоих было по ребёнку. Владимир, сын Андрея Гавриловича, воспитывался в Петербурге, а дочь Кирила Петровича росла на глазах отца.

Однажды нечаянный случай расстроил дружбу Троекурова с Дубровским. Кирила Петрович с гостями собирался на охоту и повёл их на псарню похвастаться охотничьими собаками, которых у него было более 500. Андрей Гаврилович завидовал этому, так как был страстный охотник, но мог держать только двух гончих и одну свору борзых собак. Кирила Петрович спросил, почему он хмурится, может псарня не нравится. Андрей Гаврилович ответил, что псарня хорошая, и вряд ли людям Троекурова живётся лучше, чем его собакам.

Один из псарей дерзко сказал, что не мешало бы иному дворянину поменять свою усадьбу на собачью конуру у Троекурова. Андрей Гаврилович побледнел. Он не поехал на охоту, а вернулся к себе в Кистенёвку.

Троекуров 2 раза посылал к нему слугу с поручением, чтобы привёз его, так как без Дубровского Кирила Петрович никогда ездил на охоту. Но Андрей Гаврилович не вернулся, а только передал для него письмо, в котором написал, что не приедет в Покровское пока Троекуров не вышлет ему псаря Парамошку, чтобы тот просил прощения, а наказать или простить его будет воля Дубровского.

Кирила Петрович ужасно рассердился и решил отомстить бывшему товарищу.

Однажды Дубровский увидел в своём лесу покровских мужиков, которые рубили деревья. Он со своим кучером поймал двоих и проучил их прутьями, а лошадей оставил себе.

Троекуров за это хотел со своими дворовыми разорить Кистенёвку, но решил отомстить Дубровскому по-другому. Он поручил заседателю Шабашкину сделать так, чтобы имение Дубровского перешло к нему, Троекурову. Когда-то это имение принадлежало его предкам, а документы, доказывающие, что оно куплено Дубровским, сгорели.

Скоро Андрей Гаврилович получил из города приглашение доказать, что он владеет сельцом Кистенёвкой по праву. Так начало тянуться судебное дело.

9 февраля 18… года Дубровский получил приглашение явиться в суд, чтобы выслушать решение по делу спорного имения.

Глава 2

В суде, в присутствии Андрея Гавриловича и Кирила Петровича было зачитано постановление, в котором Кистенёвка признавалась владением Троекурова.

Дубровский внезапно закричал, что проучит псарей, которые вводят в церковь собак. Это был внезапный припадок сумасшествия. Андрей Гаврилович стал буйным, сторожа еле его вывели и усадили в сани.

Глава 3

Припадки сумасшествия уже не повторялись, но старик ослабел. Няня Егоровна уведомила его сына о том, что отец его слаб, что Кистенёвку отдают Троекурову. Владамир взял на службе отпуск и приехал к отцу.

Глава 4

Троекуров стал владельцем Кистенёвки. Но он жалел своего товарища молодости и приехал к нему. В то время, когда Андрея Гавриловича разбил паралич, Владимиру доложили, что приехал Троекуров. Владимир велел слуге сказать Троекурову, чтобы тот убирался отсюда. Слуга передал эти слова Троекурову. Владимир вышел к своим людям и объявил, что его отец умер.

Глава 5

После похорон Андрея Гавриловича в Кистенёвку явились представители суда и объявили её жителям, что отныне они принадлежат Троекурову. Селяне были возмущены и хотели связать чиновников, но они заперлись в доме. Владимир не позволил дворовым людям бунтовать, так как надеялся на заступничество государя.

Глава 6

Владимир, выйдя из дома, увидел притаившегося с топором Архипа-кузнеца, который хотел убить чиновников, спящих в доме. Дубровский сказал, что они не виноваты, и распорядился поджечь дом. Когда вспыхнуло пламя, Владимир подумал, что второпях закрыл дверь в переднюю, и сказал Архипу отпереть её. Тот, прибежав в сени и увидев, что двери открыты, запер их, и находившиеся в доме сгорели.

Глава 7

Троекуров сам произвёл следствие на месте пожара. Оказалось, что Владимир Дубровский, няня Егоровна, её сын Григорий, а также кучер и кузнец ушли неизвестно куда.

Троекуров написал губернатору об этом происшествии, и завязалось новое судебное дело, так как подозревали, что в пожаре виновен Дубровский.

Вскоре в окрестностях появились разбойники. Они грабили помещичьи дома и жгли их, но поместья Троекурова не трогали. Все подозревали, что предводитель шайки был Дубровский.

Глава 8

Дочь Троекурова Маша росла без подруг. Она увлекалась чтением романов. У неё был 9-летний брат Саша, внебрачный сын Кирила Петровича. Для него отец выписал из Москвы француза — учителя Дефоржа.

Одним из развлечений Троекурова было вталкивать нового знакомого в комнату к голодному медведю, привязанному верёвкой за кольцо, вделанное в стену. Верёвка была такой длины, что медведь не мог дотянуться только в один угол комнаты. Дверь была закрыта, и человек иногда оставался в этом углу целых 3 часа.

Такому испытанию подверг барин и Дефоржа. Тот не растерялся и выстрелил в ухо медведю из пистолета. Чтобы узнать, кто предупредил учителя о шутке, Кирила Петрович послал за Машей, чтобы она перевела французу этот вопрос. Тот ответил, что он не знал о медведе, что всегда носит пистолет, так как не будет терпеть обиду, за которую не может вызвать на дуэль из-за своего низкого звания.

Этот случай произвёл на девушку большое впечатление. За смелость и гордое самолюбие она стала уважать учителя. Их сближению способствовали уроки музыки, которые стал давать Дефорж Маше. Девушка влюбилась в него, ещё не признаваясь в этом самой себе.

Том 2

Глава 9

Накануне праздника к Троекурову съехались гости. Антон Пафнутьич Спицын опоздал на обед и объяснил это тем, что ехал в объезд Кистенёвского леса. Он сказал, что боится встретиться с Дубровским, так как на суде дал ложные показания в пользу Троекурова.

Вдова Анна Савишна Глобова рассказала, что Дубровский обедал у неё в прошлый вторник. Оказалось, что она послала приказчика в город, чтобы он выслал 2 тысячи рублей её сыну, офицеру гвардии. Приказчик возвратился и сказал, что его ограбили разбойники, а Дубровский хотел повесить, но сжалился и отпустил.

Недели через 2 к ней заехал генерал, отрекомендовавшийся сослуживцем её покойного мужа. Анна Савишна рассказала ему о своём горе. Генерал сказал, что слышал, будто Дубровский нападает только на богачей и то не грабит дочиста и не убивает. Он попросил позвать приказчика. Тот, увидев генерала, задрожал. Генерал заставил приказчика рассказать, как его ограбили. Пришлось тому признаться, что Дубровский потребовал у него письмо и деньги, а затем возвратил их, сказав, что он сам был офицером гвардии и не будет обижать товарища. Анна Савишна догадалась, что генерал — это Дубровский. Деньги у приказчика нашли, а его увёз генерал с собой. На следующий день приказчика нашли в лесу, привязанного к дереву и избитого.

Рассказ вдовы произвёл большое впечатление на Машу, увидевшую в Дубровском романтического героя.

Глава 10

Троекуров оставил всех гостей ночевать. Он приказал запереть ворота, чтобы никто не уехал. Антон Пафнутьич опасался ночевать у Троекурова, так как боялся, что ему отведут для ночлега уединённую комнату, куда могут забраться воры. Он опасался за деньги, которые носил под рубашкой в кожаной сумке. Антон Пафнутьич попросился у Дефоржа переночевать в его комнате, так как надеялся на храбрость учителя, которую тот проявил при встрече с медведем.

Ночью Антон Пафнутьич проснулся от того, что француз, держа пистолет в одной руке, другой отстёгивал у него сумку. Учитель предупредил его на чистом русском языке, чтобы молчал, иначе пропадёт. «Я Дубровский», — прибавил он.

Глава 11

В этой главе объясняется, каким образом Дубровский проник в дом Троекурова под видом учителя. На одной из почтовых станций он встретил француза, который ехал к Троекурову, нанявшему его учителем. Узнав, что этого француза в доме Троекурова никто не знает, Дубровский предложил ему 10 тысяч за то, чтобы тот отдал ему паспорт и рекомендательное письмо и сейчас же отправился обратно во Францию. Ошеломлённый француз согласился. Дубровский взял с него честное слово, что об их сделке он никому не скажет.

Так Дубровский поселился в доме Троекурова. Ночуя в одной комнате с Антоном Пафнутьичем, которого считал одним из виновников его беды, Дубровский решил завладеть сумкой с деньгами, о которой он знал.

Утром Антон Пафнутьич последним явился к чаю. Он был бледен, с ужасом посматривал на учителя, быстро откланялся и уехал.

Глава 12

Марья Кириловна всё больше привыкала к Дефоржу. Однажды он передал ей записку, в которой просил быть в 7 часов в беседке. Когда Маша пришла, учитель признался ей, что он не Дефорж, а Дубровский, которого её отец выгнал из отеческого дома. Дубровский сказал, что простил его, и в этом заслуга Маши. Оказалось, что когда Дубровский покинул Кистенёвку, ходил он около дома Троекурова, присматривая, где нужно будет его поджечь. Но тут он увидел Машу и полюбил её.

Когда представился случай поселиться в доме Троекурова, молодой человек воспользовался им и эти 3 недели были для него днями счастья.

Он сказал Маше, что получил известие, после которого ему нельзя здесь оставаться, и попросил её обратиться к нему, если нужна будет когда-нибудь ей помощь. Девушка заплакала и обещала сделать это.

Придя домой, она застала там исправника, который уверял Троекурова, что Дефорж — это Дубровский. Оказалось, что Антон Пафнутьич пожаловался, что его ограбил Дефорж, оказавшийся Дубровским.

Учителя не смогли найти, так как его кто-то предупредил.

Глава 13

В начале следующего лета в своё имение Арбатово возвратился из-за границы богатый сосед Троекурова князь Верейский, старый волокита. Посетив соседа, князь влюбился в его дочь и пригласил их приехать к нему в гости. Когда они приехали, Верейский постарался поразить их своей картинной галереей, прекрасным обедом, духовой музыкой и фейерверком.

Глава 14

Когда однажды Марья Кириловна вышивала, в окошко протянулась рука и положила перед девушкой письмо. В это время Марью Кириловну позвали к отцу, и она спрятала письмо.

У отца в кабинете был князь Верейский, и Троекуров объявил дочери, что князь за неё сватается. Верейский спросил, согласна ли она. Маша заплакала, и отец сказал ей уйти осушить слёзы и вернуться к ним весёлою.

Маша прибежала в свою комнату и прочла письмо, в котором Дубровский просил прийти её в 10 часов на прежнее место.

Глава 15

Вечером около беседки состоялось их свидание. Владимир сказал, что всё знает и предложил избавить её от князя. Она запретила ему делать это и сказала, что надеется уговорить отца не отдавать её за князя.

Дубровский надел Маше на палец кольцо и попросил опустить его в дупло дуба, который рос у беседки, если ей нужна будет помощь.

Глава 16

Маша написала письмо князю, в котором умоляла его отказаться от намерения жениться на ней. Тот показал письмо Троекурову. Кирила Петрович сказал дочери, что свадьба будет послезавтра. Напрасно Маша уговаривала отца, чтобы не заставлял её выходить за князя, но тот был неумолим.

Тогда Маша сказала, что её защитит Владимир Дубровский. Отец запер её в комнате, сказав, что она до свадьбы не выйдет оттуда.

Глава 17

Утром к окну комнаты Маши подошёл её маленький брат Саша и спросил, не нужно ли ей чего-нибудь. Марья Кириловна попросила, чтобы он положил кольцо в дупло дуба.

Саша выполнил поручение, но увидел, что рыжий мальчишка бросился к дубу и вытащил кольцо из дупла. Мальчики стали драться, Саша закричал, что здесь воры, садовник поймал воришку и привёл к барину. Отец сумел выпытать у Саши, что случилось. Троекуров, узнав, что рыжий мальчик считает себя дворовым человеком господ Дубровских, понял, что Маша звала на помощь Дубровского.

Он решил воспользоваться этим случаем, чтобы помочь властям поймать Дубровского. Тут как раз к нему приехал исправник, с помощью которого можно схватить Дубровского. После беседы с Троекуровым исправник отпустил мальчика, который не признался, что его посылал к дубу его господин.

Глава 18

Свадьба Марьи Кириловны и князя Верейского состоялась. До самого последнего момента девушка ждала Дубровского. Когда в церкви священник спросил, согласна ли она быть женой князя, Маша обмерла, и священник, не дождавшись ответа, обвенчал её с князем.

Молодые отправились в Арбатово. Вдруг карету окружили вооружённые люди, и человек в полумаске сказал Марье Кириловне, что она свободна, князь закричал: «Кто ты такой?..» «Это Дубровский», — сказала княгиня. Князь выстрелил и ранил Дубровского в плечо. Разбойники хотели князя зарезать, но их предводитель закричал, чтобы его не трогали.

Княгиня сказала, что ждала Дубровского до последней минуты, но сейчас уже поздно, так как она обвенчана с князем Верейским.

Глава 19

В разбойничьем логове, которое было в дремучем лесу, в шалаше лежал раненый Дубровский. Вдруг сделалась в укреплении тревога — был получен знак, что их ищут. Дозорные доложили, что в лесу солдаты. В бою с ними разбойники одержали победу.

Затем правительство отправило на поимку Дубровского роту солдат. Поймав несколько человек из его шайки, узнали, что Дубровский навсегда их оставил и посоветовал им пробраться куда-нибудь подальше отсюда и там честно трудиться.

С той поры грабежи и пожары прекратились. Были получены сведения, что Дубровский уехал за границу.

Цикл уроков по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе.

Цикл уроков подготовлен учителем русского языка и литературы МКОУ «СОШ№9» г. Благодарного Луценко Т.В.

Цикл уроков по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе.

Пушкин – солнце русской культуры. Эта мысль отнюдь не нова. Нет ни одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продолжает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пушкинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерывный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и жестокости. Задача учителя-словесника научить детей слышать эти голоса, сделать мир литературы живым, осязаемым.

Урок 1. Тема: «Картины жизни русского барства.

Дубровский и Троекуров».

Цели урока: 1) познакомиться с содержанием произведения; 2) прояснить мотивировку поступков героев; 3) формирование навыка сравнительного анализа образов героев, выразительного чтения; 4) развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; 5) активизация познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности; 6) воспитывать культуру связной речи; 7) воспитание толерантности, умения общаться.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года. В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение.

Об одном таком случае рассказал Пушкину его приятель В. П. Нащокин, знавший некоего помещика Островского, который был разорен своим знатным соседом, лишился имения и вместе со своими крестьянами организовал разбойничью шайку. Писатель заботился о реалистической правдивости своего романа, о приближении его к подлинной действительности.

Н. Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».

II. Беседа по роману.

С кем знакомимся мы в 1-ой главе?

(С Кирила Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским).

-Кого можно назвать «большим барином старых времён»?

(Кирилу Петровича Троекурова).

-Обратимся к тексту. Что говорит автор об сходстве и различии этих героев?

Записи в тетради.

Сходство

Различия

Троекуров

Ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали
отчастии в характерах и в наклонностях
«Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

Дубровский

«нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

— Запомним это слово отчасти

. Найдём в тексте их авторские характеристики.
(Троекуров: «Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».
Дубровский: «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира).

-Сделаем выводы. Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев?

(Различий).

-В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. Заглянем в «Словарь русских личных имён» (индивидуальное задание одному из учеников даётся заранее)

.

(Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).

-Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми? А теперь вернёмся к роману. Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин?

В некотором отношении
и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели»).
-И опять оговорка: «в некотором отношении»

. Попробуем разобраться. Что мы узнаём из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям? Каковы взаимоотношения Кирила Петровича и Маши?

(С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли»).

-Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет, воспитанием дочери Кирила Петрович не занимается.

В этой же главе рассказывается о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя «множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми». Как это характеризует Троекурова?

(Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).

-Сходные тема, идея, мотивы прозвучат в повести И. А. Бунина «Суходол», творчество которого будет изучаться в старших классах (на полях в тетрадях учащиеся делают запись И. А. Бунин «Суходол», подобная методика опережающего обучения помогает учащимся вдумчиво и осмысленно входить в мир литературы, сопоставлять и обобщать знания, полученные на протяжении семи лет обучения).

-Итак, Кирила Петрович хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро утешился. А как перенёс потерю жены Андрей Гаврилович? Обратимся к 6-ой главе, где Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. Пушкин –мастер детали, они помогают раскрыть внутренний мир героя, понять его состояние, на какие детали обращает наше внимание автор?

(В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви).

-Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери?

(Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья).

-Примечательно слово «семейственное». Где ещё в романе встречалось вам это слово?

(гл. 3) (Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил
семейственнуюжизнь).
-Похожи ли эти семьи?

(Оговорка автора – «в некотором отношении» — верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные. Дубровских в полном смысле слова можно назвать семьёй, они понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут).

III.
Домашнее задание.

  1. Дочитать роман «Дубровский»; 2) выполнить задание по группам: 1-ая группа: рассмотреть взаимоотношения помещиков и слуг; 2 группа: проследить возникновение и развитие ссоры (завязка повести); 3 группа: дать характеристику Владимира Дубровского; какова роль пейзажа в романе; 4 группа: проследить развитие сюжета и фабулы романа; 5 группа: о чём же повесть «Дубровский» (тема, проблематика)? Почему повесть осталась незавершённой?

Уроки 2-3. Тема: «Нравственная проблематика романа «Дубровский».

Цели уроков:

1) выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов; 2) развивать умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; 3) совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения; 4) работать над выразительным чтением; 5) воспитывать культуру связной речи; 6) совершенствовать умение выражать свое мнение.

Ход уроков.

На следующих двух уроках класс работает по группам.

Работа
Iгруппы.
-Как автор характеризует дворовых Троекурова?

(гл. 1) («…они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство).

-Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?

(Покровские мужики воруют лес у Андрея Гавриловича).

-Отсюда можно сделать вывод, что хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и своенравны. Что нового узнаём мы об отношениях господ Дубровских и их слуг из разговора Владимира Дубровского с кучером Антоном?

(л. 3) («…у него (Троекурова) и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо сдерёт. Нет, дай Бог здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберёт, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»).

В этой же главе, при встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит барина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается: «Зачем ты

встал с постели, — говорила ему Егоровна, — на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди». Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как вы думаете, кто мог бы сказать такие слова?

(Только очень близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-матерински).

-Значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие, вспомним слово «семейственные» и употребим его, говоря об этих отношениях. Подобные отношения между господином и слугой мы сможем наблюдать в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» между Петрушей Гринёвым и Савеличем (учащиеся делают на полях в тетради пометки «А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Савелич»)

Работа
IIгруппы.
-Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни? Обратите внимание на выражение внутренних переживаний героя и найдите авторские оценки этого состояния.

(гл. 10) («Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения… », «отвечал сурово», «побледнел и не сказал ни слова»).

-Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос?

(«…псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам»).

-Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского?

(Завистью).

-А что такое «зависть»? Обратимся к словарю В. И. Даля: «Зависть – досада по чужом добре или благе». И в той словарной статье приведена поговорка: «Лихоманка и зависть – Иродовы сёстры». Но не только завистью было вызвано его язвительное замечание Андрея Гавриловича, в нем был виден весь Дубровский, прямой, независимый, смелый.

-Обидел ли он своими словами Троекурова?

(Нет, реакции не последовало).

-А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов?

(Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку»).

-Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Подумайте, только ли ответ Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича?

(Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги).

-Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации?

(Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича).

-Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами говорили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров?

(Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал, о том, что было в душе Дубровского, он просто не думал).

-Как дальше развиваются события?

(Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который «отроду не выезжал на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров» дважды посылает за ним, но получает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания).

— Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно».

Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на охоте?

(Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей).

-А. С. Пушкин очень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться?

Как показал автор Троекурова после охоты?

(«Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные»).

-Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?

(Соседи, доносившие всё в искажённом виде, сплетни тоже сыграли свою роль).

-Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще?

(Отнять имение).

Пересказ сцен «Троекуров и Шабашкин», «Суд».

-Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского?

(Сломить гордость Андрея Гавриловича).

-Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено?

(Такого исхода – сумасшествия Дубровского – он не ожидал).

-Что мы узнали о состоянии Кирила Петровича из 4-ой главы?

(Совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала сердце).

-Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекурову? (Кирила Петрович – натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но отходчивая, поэтому Пушкин так подробно описывает все движения души, поступки этого героя; Дубровский же гордый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому он показан статично. Пушкин этим эпизодом ещё раз показал правильность той характеристики героев, которую дал в начале романа).

Работа
IIIгруппы.
-Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются во время жизни в Петербурге, а какие – в Кистенёвке?

(Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведёт светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистенёвку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напоминал старшего Дубровского).

-С какой целью автор даёт в пятой главе описание осеннего пейзажа?

(Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж даётся в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течёт, и ручей течёт. Не случаен именно осенний пейзаж, ведь осень – символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни. Такое аллегорическое сравнение мы встретим при описании пейзажа и у Льва Толстого) (на полях тетради учащиеся записывают: Л. Толстой «Война и мир»).

-Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родную усадьбу?

(гл. 6) (Портрет матери, её письма – всё это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы «враг его семейства» надругался над этим).

-Каков Дубровский в роли предводителей разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками?

(Нет).

-О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнаёт читатель и от кого?

(От Анны Савишны Глобовой. Ей он является как генерал, который возвращает деньги, украденные её приказчиком).

-В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова?

(В роли учителя Дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного, не побоявшегося остаться наедине с разъярённым медведем).

-Когда мы узнаём, что Дефорж – это Владимир Дубровский?

(В 10-ой главе, когда он отомстил Антону Пафнутьичу за лжесвидетельство в пользу Троекурова).

Работа
IVгруппы.
-Зачем же Пушкин в 8-10 главах отказался от последовательного изложения событий?

(Чтобы заинтриговать читателя).

-Сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле».

Записи в тетради.

В романе:
гл. 8
– Дефорж и медведь;
гл. 9
– обед у Троекурова;
гл. 10
– Спицын и Дефорж;
гл. 11
– встреча Дубровского с Дефоржем.

Хронологическая последовательность: встреча Дубровского с Дефоржем – гл. 11;

Дефорж и медведь –
гл. 8
; обед у Троекурова –
гл. 9
; Спицын и Дефорж –
гл. 10
.

Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные.

До сих пор говоря о произведении, о событиях, описываемых в нём, мы использовали такой термин, как сюжет

. Сегодня мы познакомимся с новым термином –
фабула
. Чем же они отличаются? Поможет нам «Краткий словарь литературоведческих терминов под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева» (М., 1978): «Фабула – от лат. сказание, рассказ, предание. Может употребляться в том же смысле, что и сюжет. Иногда под сюжетом понимают хронологическую последовательность событий, а под фабулой – тот порядок, в котором о них повествуется». Итак, история дворянина Островского, рассказанная Пушкину его другом П. В. Нащокиным, явилась фабулой, на основе которой строился сюжет повести «Дубровский». Фабула, таким образом, средство достижения авторской цели.

Несовпадение фабулы и сюжета мы встретим и у М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени» (запись на полях в тетради: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

.

В 11-ой главе А. С. Пушкин рассказывает о встрече на почтовой станции Владимира и француза Дефоржа. Мы уже читали повесть «Станционный смотритель». Кого напоминает вам смотритель из повести «Дубровский»: Самсона Вырина или героя стихотворения П. Вяземского «Станция», слова из которого взяты эпиграфом к повести «Станционный смотритель»: «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор»?

Работа
Vгруппы.
-Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

(гл. 12) («Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете вы,
священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию»).
-Как вы понимаете слова: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» (гл. 3) и слова из гл. 8: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича… есть героиня нашей повести»?

(Настоящими героями повести А. С. Пушкин назвал Владимира и Машу, значит, эта повесть – о любви).

-Любил ли Владимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство?

(гл. 3, 12, 15).

-Как относится Маша к Дубровскому?

(гл. 8, 12, 14) (гл. 8: «Маша в него влюбилась»; гл. 12: «Может быть, она ещё не была влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в её сердце»; гл. 14: «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал её как плаха, как могила… «Нет, нет, повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»).

Обратим внимание на этот ряд: умереть – монастырь – за Дубровского

. Разве так думают о любимом человеке?

И ещё одна цитата из 16-ой главы: «Главное для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».

Брак с князем Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее – решается обратиться за помощью к Дубровскому. Почему после венчания Маша отказывается от предложения Владимира? Только ли потому, что (как мы поняли) не испытывает к нему никаких чувств?

(гл. 18) («Я дала клятву». Чувство долга, чести берёт верх) (запись на полях в тетради: А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Татьяна и Онегин).

-Прежде чем мы ответим на последний вопрос, найдите в тексте главы 18 начало эпизода, когда Владимир появляется перед Верейским и Машей.

(Чтение со слов: «Вдруг раздались крики погони…»).

-Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником»?

(Он появляется перед Машей в полумаске, это ещё одна роль, роль благородного спасителя).

-В каком произведении А. С. Пушкина мы встречались с мотивом маскарада, переодевания?

(В повести «Барышня-крестьянка»).

-На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.

-Работа над романом не была завершена А. С. Пушкиным. Если I часть была написана за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7-10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над повестью. В черновиках писателя сохранился план III части: «Жизнь М. К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…» Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстаётся со своими сообщниками?

(Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо обиженным и обманутым (Анна Савишна Глобова), и конечно же – спасение любимой девушки от ненавистного брака).

-Давайте ещё раз обратимся к «Словарю русских личных имён». Что значит имя Владимир? (Владимир – владеющий миром).

-И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя. Владимир Дубровский по своему характеру, принципам не вписывается в круг разбойников. Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. А прочитав повесть «Капитанская дочка», мы поймём и отношение Пушкина к бунту.

Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и с тою ролью, которая выпала на его долю.

Подведение итогов.

Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана). Подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев.

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:

(Князь Верейский) —Сватовство — свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка

.

Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина».

Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.

Домашнее задание.

Написать сочинение. Темы сочинений: «Отцы и дети в повести А. С. Пушкина «Дубровский», «Значимые имена героев повести», Смысл названия повести», «Дубровский» — повесть о любви», «Пейзаж в повести А. С Пушкина «Дубровский».

8

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]