Как и когда проходит?
В новом учебном году сроки сдачи итогового сочинения определены так:
- 2 декабря 2021 года (основная дата)
- 3 февраля 2021 года (дополнительные сроки)
- 5 мая 2021 года (дополнительные сроки)
Кто будет писать в феврале и мае?
- Несчастливые обладатели «незачета»;
- Те, кто был удалён с экзамена за нарушение порядка;
- Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
- Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).
Испытание проводится в вашей школе.
Начало экзамена — в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток.
Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, которое пишут на 1,5 часа дольше. При продолжительности экзамена четыре и более часа организуется питание участников и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Порядок проведения экзамена строго регламентированный:
- Рассадка участников экзамена в произвольном порядке;
- Проведение инструктажа о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
- Заполнение бланка регистрации, его проверка организатором и ассистентом;
- Ознакомление с темами сочинений или текстом изложения;
- Организатор фиксирует время начала экзамена, его продолжительность, время окончания и записывает это на доске. Если по какой-то причине вы опоздали к началу экзамена — не волнуйтесь, вас допустят к написанию сочинения, но время написания увеличено не будет и повторно инструктаж для вас никто не проведёт;
- Вы приступаете к работе над сочинением. По мере необходимости вам выдают дополнительные черновики и бланки;
- За полчаса и за 5 минут до окончания работы организаторы напоминают о том, что время написания подходит к концу и надо успеть перенести записи из черновика в бланк ответа;
- Когда вы закончите работу, внимательно проверьте её ещё раз и сдайте;
- Организатор или ассистент при вас должен поставить знак Z на той части бланка, где нет записей (чтобы никто из посторонних не дополнил вашу работу своими записями, и что вы сами больше не вернётесь к “дописыванию”);
- Организатор или ассистент указывает в своей отчётной форме то количество бланков, которые вы сдали. Вы ставите автограф, если всё подсчитано правильно;
- С чувством выполненного долга покидаете аудиторию и ждёте результат в течение 7 календарных дней.
- На столе во время экзамена могут находиться лишь ручки, паспорт, инструкции для участников итогового сочинения, экзаменационные бланки, черновики, лекарства и питание (при необходимости) и орфографические словари, которые будут предоставлены вам на время экзамена.
Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе.
Чем можно пользоваться во время сочинения?
На рабочем столе участников помимо бланка регистрации и бланков записи находятся:
- • ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
- • документ, удостоверяющий личность;
- • орфографический словарь, выданный по месту проведения итогового сочинения;
- • листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения;
- • лекарства и питание (при необходимости);
- • специальные технические средства (при необходимости).
— Участники итогового сочинения выполняют работу на черно-белых бланках регистрации и бланках записи формата А4, — сообщает Рособрнадзор. — В день проведения итогового сочинения участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Новые направления 2020-2021 года
Будущих абитуриентов уже со школьной скамьи готовят к традициям обучения в высшем учебном заведении: сначала допуск к экзамену, а затем непосредственно само экзаменационное испытание. Так для того чтобы получить допуск к ЕГЭ по русскому языку, одиннадцатиклассник должен написать в декабре итоговое сочинение по литературе. Это морально приблизит ученика к сдаче Единого государственного и окажется определенной репетицией будущего экзамена.
На сайте ФиПи утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
- Забвению не подлежит;
- Я и другие;
- Время перемен;
- Разговор с собой;
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
Также к каждому направлению предоставлены комментарии: о чем писать?
В направлении «Забвению не подлежит» ученику предлагается поразмышлять о таком событии или человеке, которого невозможно забыть. О ком же следует помнить? Это могут быть важные исторические события, великие люди, чей вклад в науку, культуру или другие сферы поднял цивилизацию еще на одну ступень развития. Если определиться, к какому событию или деятелю привязать это направление, то останется выбрать художественные произведения, публицистику, мемуарную литературу, критику или книги философской направленности, из которых уместно будет привести пример.
Направление «Я и другие» предполагает размышление по вопросам самоопределения и взаимоотношения с другими людьми. Как человек видит себя в этом мире, в обществе? Какие конфликты могут возникать в социуме и как их разрешать? Множество произведений художественной литературы имеют в своей основе именно конфликт, проанализировав который можно сделать выводы о том, как человек взаимодействует с другими людьми. Помимо этого, самопознание и углубление в собственное «Я» поможет найти точки соприкосновения с другими и описать свой опыт по данному направлению.
«Время перемен» — то направление, где ученику необходимо подумать об изменчивости мира. Изменения происходят буквально на наших глазах, поэтому следует поразмышлять о причинах, которые приводят к переменам, какие последствия возникают, когда меняется мировоззрение человека, культура, социальная жизнь? Примером может послужить произведение художественной литературы, публицистика, мемуары, в которых описаны изменения, происходящие вокруг, взлеты и падения, если это автобиография, смена государственного строя, перемены в жизни общества.
В направлении «Разговор с собой» речь пойдет о человеке как личности. Здесь можно говорить о словах с приставкой само-, то есть о самоопределении, самопознании, саморазвитии, самоидентификации. Это поиск глубинных, подсознательных и осознанных связей, размышлений. В качестве примера можно смело брать нехудожественную литературу (нонфикшн), которая специализируется на саморазвитии, психологии личности. Не менее подходящей будет и художественная литература, если взять конкретного героя, о жизни которого можно рассказать с позиции понимания его как личности: его порывов, устремлений, установок. Здесь подойдут и мемуары, и дневниковые записи.
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» — направление, в котором предстоит задуматься о современном мире и людях, что живут здесь и сейчас. Каков уровень его культуры, что он знает, что любит читать, с какими проблемами сталкивается? Здесь разговор пойдет о нравственных ценностях и духовных ориентирах молодого поколения. Можно сравнить существование современного общества и жизнь человека с предыдущим поколением, можно поразмышлять о том, чем наши потомки будут разительно отличаться от нас. В помощь придут примеры из современной художественной литературы, публицистики. Возможно, трудно говорить о себе в разрезе реального времени, даже среди ученых и журналистов эта тема носит дискуссионный характер, а для ученика написание сочинение по данному направлению – отличный способ сформулировать свое мнение по этому вопросу и попытаться выразить его, подкрепляя собственными аргументами.
По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ.
C 2014-2015 учебного года в рамках ЕГЭ для учеников 11 классов введено итоговое сочинение (изложение) в качестве допуска к сдаче ЕГЭ.
Итоговое сочинение проводится для учеников 11-х классов в первую рабочую среду декабря, февраля и мая каждого года.
Школьники с ограниченными возможностями здоровья вправе вместо итогового сочинения писать итоговое изложение.
Результатами итогового сочинения (изложения) являются оценки «зачет» или «незачет». К сдаче ЕГЭ допускаются только те ученики 11 классов, которые получили за итоговое сочинение (изложение) оценку «зачет».
Оценка «зачет» является необходимым условием допуска к сдаче всех остальных ЕГЭ. Для получения оценки «зачет» за итоговое сочинение школьник должен
- правильно определить круг проблем, необходимый для раскрытия темы;
- подобрать подходящий литературный материал;
- привести убедительную аргументацию для объяснения своей позиции;
- четко и грамотно изложить свои мысли.
Время, которое отводится для написания сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.
В начале каждого учебного года публикуются 5 направлений тем итогового сочинения. В рамках этих направлений разрабатываются конкретные темы сочинений (тексты изложений), которые сообщаются выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
Направления тем итогового сочинения 2020-2021 учебного года
- «Забвению не подлежит»
– Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
- «Я и другие»
– При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
- «Время перемен»
– В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
- «Разговор с собой»
– Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
- «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
– Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Проверка и критерии оценивания итогового сочинения
Сочинение оценивается по двум требованиям:
- объем итогового сочинения (рекомендуемое количество слов – от 350);
- самостоятельность написания итогового сочинения.
и пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция и логика рассуждения;
- качество письменной речи;
- грамотность.
Изложение оценивается по двум требованиям:
- объем итогового изложения (рекомендуемое количество слов – 200);
- самостоятельность написания итогового изложения.
и пяти критериям:
- содержание изложения;
- логичность изложения;
- использование элементов стиля исходного текста;
- качество письменной речи;
- грамотность.
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Сочинение оценивается по пяти критериям:
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям, причем по первым двум критериям в обязательном порядке.
Проверяют сочинения Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном / региональном уровне.
После проверки сочинения направляются в единую базу данных. При поступлении в ВУЗы, которые решат учитывать эту форму экзамена (это заранее объявляется в правилах приема в эти ВУЗы), сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Выпускник может по своему желанию представить итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения, в этом случае ВУЗ извлекает из базы данных сочинение выпускника и самостоятельно оценивает это сочинение.
Направления тем итогового сочинения, особенности текстов итогового изложения, критерии оценивания итогового сочинения и итогового изложения
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2014-2015 учебного года |
Критерии оценивания итогового сочинения 2014-2015 учебного года |
Особенности текстов для итогового изложения 2014-2015 учебного года |
Критерии оценивания итогового изложения 2014-2015 учебного года |
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) 2015-2016 учебного года |
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) 2016-2017 учебного года |
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) 2016-2017 учебного года |
Методические рекомендации ФИПИ по подготовке к итоговому сочинению (изложению) 2016-2017 учебного года на основе анализа итоговых сочинений 2015-2016 учебного года |
Раъяснения ФИПИ по оцениванию итогового сочинения 2016-2017 учебного года в части привлечения литературного материала |
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) 2017-2018 учебного года |
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) 2017-2018 учебного года |
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению 2017-2018 |
Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению 2017-2018 учебного года |
Тренировочный сборник для подготовки к итоговому изложению 2017-2018 учебного года |
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) 2018-2019 учебного года |
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) 2018-2019 учебного года |
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) 2019-2020 учебного года |
Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019-20 учебного года |
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) 2019-2020 учебного года |
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению 2019-2020 учебного года |
Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению 2019-2020 учебного года |
Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2020-21 учебного года |
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению 2020-2021 учебного года |
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению 2020-2021 учебного года |
Темы 2020-2021 года
Разумеется, список самих тем вы для сочинения получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс. Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.
Примерные
Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не всё, что у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка найдёте то, что может встретиться на экзамене.
Забвению не подлежит
- Как исторические события влияют на судьбу человека?
- Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
- Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
- Почему нельзя забывать историю своего народа?
- Как произведения искусства становятся бессмертными?
- Как вы понимаете слова «титаны мысли и духа»?
- Нужна ли современному читателю классическая литература 19 века?
- «Никто не забыт, ничто не забыто» — как вы понимаете эти слова?
- Как можно понимать выражение «нестареющая классика»?
- Что скрывается за фразой «Умирает любовь от усталости, а хоронит ее забвение»?
- Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
- К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
- Какие личности остаются в истории?
- Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
- «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
- Согласны ли вы со словами, что «есть память, которой не будет забвенья»?
- Какая мудрость скрывается в поговорке «Иван, не помнящий своего родства»?
- Как вы понимаете слова Максима Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
- Что скрывается за фразой философа Василия Розанова «Забвение есть высшая сила истории»?
- В чем, на ваш взгляд, проявляется неуважение к предкам?
Я и другие
- Почему общество не принимает некоторых людей?
- Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
- Согласны ли вы с утверждением «Один в поле не воин»?
- Что есть лидерство?
- Что такое «зона комфорта» и нужно ли ее покидать?
- Что скрывается за высказыванием Антуана де Сента-Экзюпери «Все дороги ведут к людям?
- Почему необходимо развивать в себе толерантность?
- Что значит быть альтруистом?
- Всегда ли нужно избегать конфликтов?
- Может ли человек выжить без общения?
- Почему люди не понимают друг друга?
- Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
- Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других? Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
- Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
- Что нужно для того, чтобы жить в согласии с другими людьми?
- Как вы понимаете слова Оскара Уайльда «Жить так, как вы хотите – это не эгоизм. Эгоизм – это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите»?
- Может ли один человек повлиять на общество и изменить его?
- Как ведут себя высокомерные люди по отношению к другим?
- Как научиться ценить близких и родных людей?
- Почему важно признавать свои ошибки и просить прощения?
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
- Кто является «героем нашего времени?»
- Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
- Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Можно ли назвать поколение Z потерянным?
- Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
- Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
- Важно ли сохранять связь между поколениями?
- Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
- Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
- Можно ли говорить о деградации современного поколения?
- Как современные технологии влияют на жизнь общества?
- Почему у современного человека ни на что не хватает времени?
- Какие нравственные ориентиры ведут современного человека?
- Какую роль в жизни современного человека играет эмоциональный интеллект?
- Как современному человеку научиться жить осознанно?
- Как вы понимаете слова Ричарда Гира о современности: «Изобилие информации не гарантирует ее достоверности»?
- Нужны ли современному читателю большие библиотеки с бумажными книгами?
- Правы ли те, то утверждает, что в современном мире духовность уступила место материальному?
- Как вы понимаете слова А.Зиновьева «Начался XXI век, но вместо обещанного футурологами необычайного прогресса во всех сферах человеческого бытия мы наблюдаем глобальное помутнение умов и поворот к дремучему мракобесию»?
Время перемен
- Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
- Как вы понимаете выражение «Хочешь изменить мир – начни с себя»?
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Как современные технологии влияют на жизнь общества?
- Как человеку измениться в лучшую сторону?
- Как вы понимаете слова «Любые перемены несут новые возможности»?
- К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
- Что скрывается за фразой Конфуция «Не стоит бояться перемен. Чаще всего они случаются именно в тот момент, когда они необходимы»?
- Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Как вы понимаете слова «Большие перемены приходят в нашу жизнь только маленькими шажками»?
- Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
- Важно ли человеку осознавать, какие именно перемены должны произойти в его жизни?
- Почему многие люди боятся перемен?
- Как вы понимаете слова Тома Питерса «Перемены – это дверь, которая открывается изнутри»?
- Что значат слова «революционные изменения»?
- Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
- Как человек понимает, что для него настало время перемен?
- Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
- Как война меняет человека?
- Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
Разговор с собой
- Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Что такое мотивация и целеустремленность?
- Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
- Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
- Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
- Согласны ли вы с утверждением Бертрана Рассела «Хорошо живет тот, кто вдохновляется любовью и руководствуется знанием»?
- Зачем человеку заниматься самопознанием?
- Каждый ли человек ищет смысл жизни?
- Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
- Что скрывается за фразой Цицерона «Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть»?
- Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
- Что для вас означает выражение «найти себя»?
- В чём смысл жизни?
- Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
- «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
- Что такое самореализация?
- Что отличает гармоничную личность?
- Что такое осознанность?
- Что такое нравственный выбор?
Реальные
Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК!
Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.
Подготовка к итоговому сочинению
У вас есть возможность сделать подготовку к экзамену более успешной и результативной, если вступите в наш паблик в ВК, где можете обсуждать темы, аргументы, вступления и заключения. Будет здорово, если предложите свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы поделимся своими соображениями на их счет, напишем работу или отредактируем ваш труд.
Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы готовимся вместе?
Вот еще несколько советов:
Выберите несколько основных произведений из школьной программы, которые можно использовать для раскрытия разных тем. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе.
Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.
- Война и мир;
- Преступление и наказание;
- Тарас Бульба;
- Капитанская дочка;
- Отцы и дети;
- Гроза;
- Горе от ума;
- Евгений Онегин;
- Герой нашего времени;
- Обломов.
Также рекомендуем вам читать подборки аргументов и готовые сочинения, которые мы выпускаем ежедневно. Если вы еще не подписаны на наш паблик, не теряйте времени даром и подписывайтесь!
Как написать?
Правила оформления работы:
- Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
- Композиция (4 абзаца): вступление, два аргумента из литературы, заключение;
- Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
Для того, чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать текст объёмом более 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.
Ниже представлены примеры сочинений по каждому направлению:
- Забвению не подлежит;
- Я и другие;
- Время перемен;
- Разговор с собой;
- Между прошлым и будущим.
Алгоритм написания эссе:
- Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например: «Может ли верность принести разочарование?»;
- Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет:«Когда верность может разочаровать человека?»;
- Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
- К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микровыводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
- Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, — по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
- Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
- Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!
Вам в помощь мы составил универсальный план и пример для итогового сочинения:
Как правильно раскрыть тему?
Для начала следует обратить внимание на композицию и логику своего сочинения, структура которого должна соответствовать следующему плану: вступление, основная часть и заключение.
Во вступлении необходимо расписать главную идею, помогающую раскрыть тему. Она будет представлена в виде основных тезисов, доказательство которых предстоит выполнить в основной части сочинения. Работу необходимо выстроить по порядку. Раскрыть основную мысль можно с помощью объяснения ключевых понятий этой темы либо цитаты. Рассказать об актуальности темы: почему она имеет значимость, что заставляет поразмышлять о ней. И непосредственно ответ на вопрос, заявленный в теме, — тезис.
Основная часть включает несколько абзацев, в каждом из которых выстраиваются аргументы в пользу тезисов. Каждый тезис подкрепляем примерами, приходим к мини-выводу по данному тезису и переходим к новой мысли, которая находит отражение во втором тезисе. Он также опирается на доказательства с примерами, имеет мини-вывод и подталкивает к следующей мысли. Объем основной части должен быть больше, чем количество слов во введении и заключении в целом.
В заключении следует написать выводы по теме, которую мы раскрываем. Это могут быть те же мини-выводы, но выглядеть они должны по-другому, то есть записать вывод в заключении следует другими словами. В заключении можно также воспользоваться призывом с помощью слов «важно», «необходимо», если такой призыв не звучит слишком пафосно или клишировано, например, «Берегите природу!» В последнем абзаце также можно выразить надежду на что-то положительное и оптимистичное. Можно обойтись цитированием, если есть точная уверенность, что высказывание подходит и послужит украшением сочинения, а не испортит его неуместностью или неправильной пунктуацией.
По ссылкам приведены конкретные инструменты, с помощью которых можно раскрыть темы основных направлений.
- Забвению не подлежит
- Я и другие
- Время перемен
- Разговор с собой
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Список литературы, рекомендованный для написания сочинений
Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье «Список литературы для итогового сочинения с примерами».
Забвению не подлежит:
- Н.С. Лесков, «Левша»;
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
- М.Ю. Лермонтов, «Бородино»;
- Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие»;
- А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
- М.А. Шолохов, «Судьба человека»;
- А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
- А.Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»;
- А.А. Ахматова, «Реквием»;
- А.А. Блок, «Двенадцать»;
- Д. Лондон, «Мартин Иден»;
- Э. М. Ремарк, «На западном фронте без перемен»;
- Э.М. Ремарк, «Возвращение»;
- В. Гюго, «Собор Парижской богоматери»;
- Ч. Диккенс, «Лавка древностей».
Я и другие:
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»;
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума»;
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
- Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза»;
- Н.С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда»;
- Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго»;
- В.К. Железников, «Чучело»;
- Г. Х. Андерсен, «Гадкий утенок»;
- В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»;
- В. Гюго, «Отверженные»;
- Дж.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»;
- Д. Киз, «Цветы для Элджернона»;
- Р. Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливигстон»;
- Дэниел Гоулман«Эмоциональный интеллект»;
- М.Е. Литвак, «Психологическое айкидо»;
- Гэри Чепмен, «Пять языков любви».
Время перемен:
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума»;
- А.П. Чехов, «Вишневый сад»;
- И.А. Гончаров, «Обломов»;
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
- А.П. Платонов, «Юшка»;
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
- М.А. Булгаков, «Собачье сердце»;
- Г.Ш. Яхина, «Зулейха открывает глаза»;
- Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
- Д. Роулинг, «Гарри Поттер»;
- Д. Дефо, «Робинзон Крузо»;
- Д. Лондон, «Мартин Иден».
Разговор с собой:
- Л. Н. Толстой, «Война и мир»;
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
- М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»;
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
- А.Н. Островский, «Гроза»;
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
- В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой»;
- А.П. Платонов, «Юшка»;
- Д. Киз, «Цветы для Элджернона»;
- В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»;
- Л. Оливер, «Прежде чем я упаду»;
- Д. Фаулз, «Коллекционер»;
- Д. Кэмерон, «Путь художника»;
- Э. Гилберт, «Большое волшебство»;
- Л. Парфентьева, «100 способов изменить жизнь»;
- А. Пиз, «Ответ»;
- М. Уильямс и Д. Пенман, «Осознанность».
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения:
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
- П.В. Санаев, «Похороните меня за плинтусом»;
- В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой»;
- Д.А. Глуховский, «Текст»;
- Лорен Оливер, «Прежде чем я упаду»;
- Кэтрин Бу, «В тени вечной красоты»;
- Ф. Бакман, «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения».
Банк аргументов 2020-2021
Мы подготовили для вас множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями.
А если вы напишете нам о том, чего не хватает, то в течение дня мы подготовим необходимый литературный материал.
Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям текущего года:
- Забвению не подлежит;
- Я и другие;
- Время перемен;
- Разговор с собой;
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
Темы прошлых лет:
- Доброта и жестокость;
- Мечта и реальность;
- Искусство и ремесло;
- Отцы и дети;
- Месть и великодушие.
Цитаты и афоризмы для направлений 2020-2021 года
Цитаты или афоризмы, используемые в сочинении, станут украшением текста в том случае, если будут написаны грамотно (приведены в прямой или косвенной речи) и к месту – то есть подтверждать вашу мысль, а не противоречить ей.
- Забвению не подлежит;
- Я и другие;
- Время перемен;
- Разговор с собой;
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
Структура итогового сочинения
В этой работе нет ничего особенного, поэтому композиция самая простая:
Вступление
Здесь вы рассуждаете по теме сочинения и выдвигаете тезис, который нужно доказать. Если тема сочинения это вопрос — дайте ответ на него, а если это цитата — раскройте ее.
Основная часть
Нужно привести два аргумента в защиту тезиса. Помните, что лучше разбить основную часть на два абзаца и в конце каждого сделать микровывод.
Важно правильно строить логические переходы от одного аргумента к другому. Не делайте резкий и несвязанный скачок от первой части ко второй. Такого быть не должно. Используйте следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами: «обратимся к…», «вспомним также», «перейдём к…».
Заключение
Здесь вы должны повторить тезис и подвести итоги всего рассуждения.
ФИПИ рекомендует написать сочинение от 300 до 350 слов, однако минимум — 250. Если вы не набираете больше 300 — не нужно писать лишнего, это может лишь добавить речевых ошибок. Подробно почитать о композиции сочинения вы можете здесь.
Критерии оценивания
Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.
- Объем итогового сочинения. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом.
- Самостоятельность написания итогового сочинения. Никаких шпаргалок и списываний у соседа. Можно использовать цитаты с обязательным указанием источника, но эти цитаты не должны быть больше вашей собственной работы. Если сочинение будет признано несамостоятельным, то вы получите «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом.
Если ваше сочинение самостоятельно и соответствует требуемому объёму — ура, его проверяют дальше. Здесь уже идёт проверка по пяти критериям:
- Соответствие теме (0-2 балла). «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
- Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы захотите порассуждать без использования литературных источников. Сюда же относится серьёзное искажение содержания книги либо простое её упоминание.
- Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
- Качество письменной речи (0-2 балла). Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
- Грамотность (0-2 балла). Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет».
Первый и второй критерии — обязательны для зачёта. Плюс к ним нужно получить дополнительный зачёт по одному из критериев — №3 или №4.
Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько критериев оценивания работы:
- Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
- Нормы грамматики (о-2 балла). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
- Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
- Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
- Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
- Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива: самостоятельные, нешаблонные мысли, неожиданные и убедительные аргументы с привлечением нетривиального литературного материала, оригинальные наблюдения, интересная логика рассуждения. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.
Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:
- от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
- от 5 до 6 – 1 балл;
- от 7 до 8 – 2 балла;
- от 9 до 10 – 3 балла;
- от 13 до 14 – 5 баллов;
- от 15 до 16 – 6 баллов;
- 17 – ровны 7 баллам;
- 18 – 8 баллам;
- 19 – 9 баллам;
- 20 – 10 баллам.
Топ-5 советов как сформулировать аргументы в сочинении
Вот 3 совета, которые помогут справиться с формулировкой аргументации:
- Избегайте общих формулировок. Продумывая ответ, постарайтесь найти небанальные и интересные примеры. Обязательно, связанные с темой сочинения.
- Используйте иллюстрированные примеры. К таким примерам относятся ссылки на известные произведения, фильмы, высказывания знаменитых людей.
- Придерживайтесь логических переходов. Абзацы должны плавно перетекать из одного в другой и быть связанными. Так вы продемонстрируете, что умеете мыслить логически и последовательно.
- Не допускайте перефразирования. Тезис и аргументы — разные вещи. Поэтому не стоит объяснять тезисы ими же, но в собственной интерпретации.
- Убедитесь, что рассуждения не «размыты». Не стоит писать обо всем и ни о чем. Каждое слово должно нести смысл.
Результаты и апелляция
Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны поступления в вуз в течение 4 лет, следующих за годом написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.
Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.
Важно! Результаты итогового сочинения как допуск к ИГА бессрочны.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!