Смерть Базарова в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Анализ эпизода «Смерть Базарова» помогает увидеть внутренний мир главного героя романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Автор в сцене смерти демонстрирует настоящего Базарова. Главный герой мужественно встречает свою смерть. Только сейчас он показывает своё истинное отношение к родителям, к Одинцовой. Любовь к Одинцовой пошатнула его мировоззрение, крепкую жизненную позицию, основанную на нигилизме — отрицании общепринятых ценностей, таких как любовь, доброта, вера. Его смерть показывает несостоятельность нигилистических убеждений.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Испытание смертью

Автор романа «Отцы и дети» на протяжении всего романа проводит центрального персонажа через различные испытания, в результате чего происходит развенчание нигилистической теории Базарова. Самым последним и самым главным для понимания истинного характера Евгения Базарова становится испытание смертью.

Главный герой с честью встречается с приближением смерти. Базаров заражается тогда, когда пытается вылечить больного мужика. Смерть его неслучайна, он получает её в надежде быть нужным народу, быть нужным всей России.

Герой не обвиняет в трагичной судьбе никого, кроме себя самого. Базаров не хочет умирать, но признаёт силу смерти. Евгений понимает, что его время пришло, но он борется до конца. Герой анализирует собственную жизнь и приходит к выводу, что его теория была неверна.

Чтобы увидеть настоящее лицо главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», необходимо подробно проанализировать сцену смерти Базарова. В данном эпизоде раскрываются все самые лучшие качества героя, которые до этого подвергались сомнению и отрицанию самим Базаровым. Только находясь между жизнью и смертью, герой позволяет себе быть настоящим. Он отрекается от тех убеждений, которые сковывали его жизнь. Базаров, оказавшись на пороге смерти, встретил её мужественно. Герой проявил огромную силу воли. И. С. Тургенев показывает, какую эволюцию прошел Базаров. Только ожидая смерть, герой понимает смысл жизни.

«Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)»

Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным этапом или всей жизнью героя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников. Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Васильевич Базаров — погибает в финале произведения. Почему именно таким образом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? Ответы на эти и многие другие вопросы позволяет найти анализ эпизода произведения, в котором рассказывается о смерти главного героя.

Базаров — сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Следуя авторской характеристике, мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь «физиологией». Для нею не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров — нигилист. Но не такой, как причисляющие себя к нигилизму Ситников и Кукшина, для которых отрицание — всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них, Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель — «труд на пользу общества», его главная задача — «жить для великой цели обновления мира».

Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как «физиология», а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и «дышит» своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл. Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто «умертвил» своего главного героя.

Смерть Базарова — досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами — обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. «Гигант», которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он «видно, не нужен» России. Осознание этой «ненужности» приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная…

Отношение к любви

Понимая, что он скоро умрёт, Базаров просит отца вызвать Одинцову для того, чтобы признаться ей в своих чувствах. Он понимает, что сейчас именно тот случай. Отрицающий всякие проявления любви, Базаров понимает, что был всё это время неправ. Центральный персонаж только теперь говорит всё то, что чувствовал уже давно. После признания в любви, Евгений прощается с Одинцовой и желает ей счастливой жизни. На прощание Базаров просит Одинцову поцеловать его – «дунуть на умирающую лампаду ». Главный герой осознал, что отдался любви слишком поздно.

Как раскрывается образ Базарова в любви и смерти

Писарев говорит, что смерть Базарова — случайность, что это событие не находится в связи с общей нитью романа. Но разве так у Тургенева? Но это прежде всего, что любовная драма не прошла бесследно для Базарова: «…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». В таком-то состоянии, дойдя до полного равнодушия к самому себе, Базаров не принял элементарных предосторожностей, когда вскрывал труп, и не прижег ранку, хотя бы раскалив тот же самый ланцет, которым пользовался. Небрежность странная, в которой можно подозревать .жестокую игру с собственной судьбой. Но дело не только в этом: разве смерть Базарова не готовится с неизбежностью всем ходом романа, уже самим все усиливающимся одиночеством героя (что отмечает и Писарев), постепенным обрывом связей со всеми окружающими?

Вряд ли согласятся все и с мыслью Писарева о том, что в болезни и смерти Базарова проявляется равнодушие сына к родителям. Текст романа говорит иное (хотя, как всегда у Тургенева, средствами «тайной психологии»). Да и сам Писарев позднее, в статье «Реалисты», пересмотрит это свое мнение и напишет о Базарове, которого, мучит его духовная разобщенность с родителями. Тургенев не диалектик, не софист, он не может доказывать своими образами предвзятую идею, как бы эта идея ни казалась ему отвлеченно верна или практически полезна. Он прежде всего художник, человек бессознательно, невольно искренний; его образы живут своей жизнью; он любит их, он увлекается ими, он привязывается к ним во время процесса творчества, и ему становится невозможным помыкать ими по своей прихоти и превращать картину жизни в аллегорию с нравственною целью и с добродетельною развязкою. Честная, чистая натура художника берет свое, ломает теоретические загородки, торжествует над заблуждениями ума и своими инстинктами выкупает все: и неверность основной идеи, и односторонность развития, и устарелость понятий. Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев как человек и как художник растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа

Писарев при этом уверен, что недобрая предвзятость у автора романа была: «Создавая Базарова, Тургенев «хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения». Но с этим мнением учащиеся могут поспорить, опираясь па роман и на свидетельства самого Тургенева.

Мысль критика, как и сама личность его, увлекла многих исследователей. Знакомство с Писаревым сказалось так или иначе в итоговых сочинениях. Приведем одно из них, любопытное и в том отношении, что оно характеризует взгляд личности на Тургенева к моменту завершения работы над темой. Работа не совсем обычная по стилю, по лаконизму.

Нужны ли Базаровы России? Исследуем тему. В ней, по моему мнению, содержатся три вопроса. Первый: нужны ли России революционеры-демократы 60-х годов XIX века? (Писарев строго доказал, что Базаров — типичный шестидесятник.) На этот вопрос ответила истории: революционеры-разночинцы продолжили дело декабристов и подготовили первый натиск революционной бури. Они участвовали в развитии русской науки, особенно естествознания. Второй: нужен ли России Базаров — герой романа Тургенева «Отцы и дети»? И ил этот вопрос ответ дала история, Еще революционеры-народники доказали, что образы Тургенева имеют историческое значение, им подражала передовая молодежь. II сегодня Базаров интересен, как все, написанное Тургеневым.

Третий: почему Базаров думает перед смертью, что он не нужен России? Потому что он умирает, не успев сделать свое дело. «Я нужен России… Нет, видно не нужен»,- говорил умирающий Базаров. Он считал, что ничего такого не совершил, что помогло бы России. Но Писарев доказал, что умереть так, как умер Базаров,- все равно что совершить великий подвиг. На такую смерть способен не каждый, только сильный и убежденный человек. Можно не сомневаться, что, если бы пришлось, Базаров сумел бы умереть, как Сотников (В. Быков «Сотников»), как Джордан (Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол»).

Краткий пересказ

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Дом
    Дом… Такое маленькое и такое значимое слово наполняет жизнь каждого человека особым смыслом. Дома каждый из нас чувствует себя в безопасности. Когда настигают проблемы или что-то беспокоит
  • Сочинение Лидия Михайловна в рассказе Уроки французского (образ и характеристика)
    Лидию Михайловну можно назвать одним из центральных персонажей данного произведения, написанного замечательным писателем Распутиным. Двадцатипятилетняя учительница, которая преподает французский язык
  • Сочинение Моё хобби
    Сложно представить человека, у которого нет любимого занятия. У каждого из нас есть свое дело, которое помогает расслабиться, получить удовольствие и реализовать себя с самых разных сторон.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]