История любви Печорина и Бэлы навевает грусть, сожаление о судьбе Бэлы — дочери чеченского князя, встретившей на своём пути Григория Александровича Печорина. Главный герой ради удовлетворения своего интереса добивается расположения и влюблённости со стороны девушки, но, получив желаемое, быстро охладевает к ней. Его действия приводят к трагедии для всей семьи Бэлы. Анализ главы «Бэла» поможет разобраться в характере главного персонажа, познакомит с особенностями жизни горцев, положения женщин.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Конь и красавица
Ценность женщины в горском селе соотносима с конём. Азамат предлагает обмен: сестру Бэлу на коня Казбича. Настоящие мужчины ценят и коня, и женщин. Молодой Азамат ещё не дорос до понимания сути истинных чувств. Конь – лучший друг, преданный и верный. Женщина – хранительница семейного очага. Печорин играет чувствами юного князя. Он помогает украсть коня и получает понравившуюся ему девушку. Всё строго в жизни чеченцев: нужно обязательно отомстить за обиду. Казбич убивает молодого князя и ворует Бэлу. Печорин пытается спасти горскую красавицу, подстреливает коня, но Казбич не сдаётся: он ударяет ножом Бэлу, нанося ей смертельную рану. Всё крутится вокруг коня и девушки. Продажная душа близкого человека становится причиной собственной смерти и гибели княжны. Азамат страдает из-за алчности и глупости.
Популярные сочинения
- Сочинение Ленский в романе Евгений Онегин (образ и характеристика)
В образе Ленского автор показал персонажа, который оказал колоссальное влияние на развитие сюжетной линии в данном произведении. В молодом поэте отражены некоторые черты самого автора - Образ и характеристика Симеонов-Пищик в Вишневом саде сочинение
Симеонов-Пищик поначалу представляется заурядным и карикатурным персонажем, мотивы которого понятны любому. Он простодушен, неуклюж, забывчив, постоянно суетится и торопится - Сравнение «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова
Оба стихотворения написаны нашими великими поэтами. Произведение Пушкина, понятно, создано раньше, чем одноименное произведение Лермонтова. Разница в целых семьдесят пять лет! Целая человеческая жизнь…
Граница неприступности
Чувства Печорина остаются неизвестны читателю, они скрыты где-то далеко в глубине. Страсть и желание овладеть «новой игрушкой», наоборот, на виду. Тяга к горской княжне так сильна, что герой не сдерживает своих эмоций. Он не продумывает, чем могут закончиться для похищенной его желания. Бэла, оказавшись в доме Печорина, дика и неприступна. Ей хотелось домой к отцу, и она не скрывает своих эмоций, отказывает русскому офицеру. Черкешенка обладает красивой возвышенной душой. Она милая и добрая. Славная девочка не принимает подарки. Она гордо отказывает Печорину: «…я не раба его – я княжеская дочь!». Но не таков Печорин, чтобы сдаться и уступить женщине. Девушка с характером не устояла перед чарами Печорина. Неприступность переросла в настоящую любовь, яркую и интересную, как природа Кавказа. Печорин, знаток женского чувства, признаёт, «…что никогда ни одна женщина … его так не любила».
Первая любовь Бэлы искренняя и открытая, ей не понять всех перипетий мужского холодного коварства и лицемерия.
Бэла в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
Бэла в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) – это лекарство от скуки для Печорина в начале главы и укор в конце.
С Белой Печорин познакомился на свадьбе ее старшей сестры. Она спела ему «что-то типа комплимента». Но не потому полюбил ее главный герой романа. Выросший в роскоши и доступности всего, что только душа пожелает, он быстро устал от общества и богатства. Ему надоела учеба и даже Кавказ, на который он сбежал от городской скуки. В Беле же Печорин увидел спасение от тоски, живой взгляд, другой, отличный от светских дам, характер. Потому ему так захотелось получить необычную девушку.
А Бела была настоящей красавицей, выделяющейся среди других черкешенок. Это была молодая «девушка. Лет шестнадцати», «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу». Она была совсем не такая, как светские дамы, к которым привык главный герой и от которых устал. Он выучил их наизусть, и ему опостылело их кокетство и неискренность. Бела как будто была частью природы, было в ее образе что-то настоящее, чего еще не встречал Печорин. Не случайно сравнивает ее автор с горной серной, показывая тем самым ее естественную природную красоту.
Печорин, авантюрист по натуре, не мог отказать себе в желании заполучить Белу. Поэтому он решился на преступление и руками Азамата выкрал ее. Но он прогадал, когда попытался завоевать сердце горной серны своими обычными уловками, которые всегда срабатывали в ухаживаниях за городскими барышнями. Гордость и независимость Белы, строгое воспитание в восточных традициях не позволяли ей купиться на подарки, которыми осыпал главный герой. Долго Печорин пытался принудить ее к поцелую, но, даже признавая, что она его пленница и раба, Бела не желала повиноваться его воле.
Любовь к свободе оказалась сильнее любви к похитителю, а ведь она влюбилась в него с первой же минуты. Но она не могла открыть свою душу, пока находилась в неволе. И только когда Печорин предложил ей долгожданную свободу, отпустив ее и сделав вольной в своих желаниях, она бросилась к нему в объятия.
И все-таки Печорин сумел покорить Белу. Несмотря на гордый, независимый характер и свободолюбие, чувство к Печорину оказалось сильнее всего. «Я не раба его – я княжеская дочь!», — восклицает Бела, когда понимает, что интерес Печорина стал угасать, а вместе с ним и любовь к ней. И она могла бы уйти, вот только любила его настолько сильно, что была готова до последнего вздоха остаться с отлюбившим ее человеком. Ее съедала тоска и досада, но ни одного упрека не услышал от нее Печорин, когда возвращался после долгих отлучек.
Ее верность и преданность сыграли с Белой злую шутку, потому что быстро наскучили Печорину. Пока она была недоступна ему, интерес не угасал, но он ждал от этой пугливой горной серны чего-то нового. А когда смог получить от нее безграничную любовь, почувствовал уже пережитые ощущения: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…».
Насколько была верна Бела любимому человеку, настолько же и предана своей вере. Умирая, она сожалела о том, что не христианка и не сможет встретиться на небесах с душой Печорина, на ее месте будет другая женщина. Но все-таки, когда Максим Максимович предложил ей покреститься, наотрез отказалась, гордо сказав, что умрет в той вере, в которой родилась.
Она так чувствовала и так жила. Потому была искренняя даже в предсмертные минуты. Она делала все по велению сердца, и Печорина любила искренне. И он чувствовал это и любил ее до конца. Но не мог ничего поделать со своим характером.
Бела, на мой взгляд, больше, чем все остальные женские образы раскрывает внутренний мир главного героя. Кажется, что вот-вот она сможет растопить его застывшее сердце своей искренностью, не даст ему заскучать. Это и последняя попытка прикоснуться к миру природы, такому чужому, но желанному для него.
Но, увы, трагедия Печорина в том, что он не способен долго и полностью отдаваться чувству, поэтому жизнь естественных людей остается недоступной ему. Он попытался спастись в любви к Беле, но окончательно убедился в том, что не сможет измениться: «к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению».
Почему умирает Бела?
Думаю, что иного конца у этой истории и не могло быть. Печорин рано или поздно заскучал бы. А Бела, имея такой гордый и независимый нрав, ушла бы от него и все равно бы погибла. Но Лермонтов заставил Печорина пережить смерть Белы рядом с ней, и окончательно убеждает читателя в том, что ему никогда не спастись от самого себя и от тоски.
Смерть Белы очень символична. Это упрек Печорину и его желанию всегда добиваться своего. Ведь он, скорее всего, знал, что она наскучит ему, но желание владеть недоступным оказалось сильнее разума и человеческого сочувствия.
Я думаю, что история с Белой, ее смерть показали во всей красе степень нравственного падения Печорина. Вместе с ней умирает и последняя надежда на то, что что-либо изменится в нем. Поэтому роль Белы в романе огромна и ставит точку в создании образа «героя нашего времени».
«Княжна Мэри»
В этой повести автор продолжает прослеживать характер своего героя. К его уже знакомым читателям чертам, а именно — презрению к существующим в обществе правилам чести и эгоизму, таланту подчинять людей и влюблять в себя женщин, вызывая при этом ненависть кавалеров, Лермонтов добавил еще одну.
Она становится очевидной в экстремальной ситуации – в ночь перед дуэлью. Григорий вполне допускал мысль о том, что на следующее утро может быть убит. Именно поэтому он попытался подвести своеобразный итог жизни. В его голове рождается вопрос, для чего он родился на свет и ради чего жил. И здесь при анализе «Княжны Мери» из «Героя нашего времени» читатели видят человека, страдающего от одиночества и собственной бесполезности, осознающего, что вряд ли найдется тот, кто заплачет, узнав о его смерти.
«Фаталист»
На протяжении всего своего романа автор показал своего героя глазами Максима Максимыча, охарактеризовал его с помощью офицера-рассказчика, а после знакомств со страницами журнала создается впечатление того, что мы уже полностью изучили «историю человеческой души». Способна ли заключительная глава произведения добавить к образу Печорина какие-либо новые штрихи?
При проведении анализа «Фаталиста» («Герой нашего времени») становится очевидным, что Григорий и поручик Вулич, с которым он заключил пари, весьма схожи между собой. Тот и другой персонаж Лермонтова замкнуты, могут с легкостью подчинить себе людей, к тому же обоих волнует вопрос о предрешенности судьбы. Однако в этой главе автор оставляет на втором плане те эпизоды, в которых Печорин проявляет свой уже хорошо известный читателю эгоизм, очевидный в бессердечном пари с Вуличем. При этом Лермонтов во всех подробностях описывает бескровный и весьма успешный захват подвыпившего казака, который смело и решительно осуществил Печорин.
Этим автор стремится доказать, что его главный герой может совершать не только эгоистические поступки. Способен он и на деятельное добро. Это дает возможность читателю увидеть представителя того поколения с совершенно неожиданного ракурса.
«Бэла»
Даже краткий анализ «Героя нашего времени» подтверждает тот факт, что Лермонтов раскрывает характер Печорина постепенно. В самой первой повести своего романа он знакомит читателя со своим основным персонажем посредством рассказа Максима Максимыча. Этот человек очень добрый и честный, однако весьма ограниченный и недостаточно образованный, что не позволяет ему понять Печорина. В связи с этим, проводя анализ главы «Бэла» «Героя нашего времени», о главном герое можно судить как о крайнем эгоисте. Максим Максимыч полагает, что молодой человек сам устанавливает для себя правила поведения. Он считает, что тот лишь по своей прихоти стал виной смерти Бэлы и помог Азамату украсть лошадь у Казбича. А это входит в явное противоречие с кодексом чести офицера.
Что еще говорит о характере Печорина анализ «Бэлы» («Герой нашего времени»)? Несмотря на совершение офицером столь неприглядных поступков, Максим Максимыч отмечает противоречивость его поведения. С одной стороны молодой человек, по его словам, очень быстро стал равнодушен к Бэле, но с другой — очень тяжело переживал по поводу ее смерти. Также Максимом Максимычем было отмечено, что Григорий Александрович не страшился идти против кабана на охоте, но при этом бледнел, заслышав скрип двери, и т.д. Столь непонятные противоречия могут оставить впечатление о Печорине не как о незаурядном злодее и эгоисте, а как о человеке с интересным и сложным характером.
Автор заинтриговывает читателя главным героем уже с первой повести. Он с удовольствием следит за событиями и за персонажами, как бы оттеняющими черты натуры Григория.
Каков характер у Печорина, что о нем можно сказать кратко при анализе произведения «Герой нашего времени» уже из первой главы? С одной стороны, этот русский офицер смел и силен. Люди, находящиеся вокруг, подчинены его обаянию. Но здесь бесспорно прослеживаются и другие черты характера. Печорин слишком занят собой. Это приводит к тому, что он ломает жизни других людей. Это подтверждает, например, его мимолетная прихоть, из-за которой он буквально выдергивает Бэлу из привычной ей родной стихии. Также он заставляет Азамата стать предателем собственной семьи и лишает Казбича самого для него дорогого.
На этом этапе произведения читателю непонятны те мотивы, которыми руководствуется Печорин.
Тема романа
О чем говорит нам анализ «Героя нашего времени»? О ситуации, сложившейся в обществе в период 30-х – 40-х годов 19-го в., которую принято называть «межвременьем». Дело в том, что в эти годы наблюдался бурный процесс смены идеалов. На это людей подтолкнуло восстание декабристов. Поражение попытки свержения власти говорило об ошибочности революционных убеждений. Общество разочаровалось в идеалах, выдвинутых декабристами, но еще не сформировало иных целей. Все это привело к тому, что жившие в тот период молодые люди, в том числе и сам Лермонтов, относились к «потерянному поколению», находящемуся на жизненном распутье.
Творение первоначально было названо автором «Один из героев начала века». По мнению многих современников, в таком варианте просматривалась полемика с романом Альфреда Мюссе – французского писателя, создавшего «Исповедь сына века». Однако направление мысли русского сочинителя было совсем иным. Он создал вовсе не типаж «дитя века», а цельную личность, наделенную героическими чертами и вступающую в неравную борьбу с окружающей действительностью. Именно поэтому слово «герой» в названии романа более чем уместно. Однако в целом название носит иронический оттенок. Но падает он на слово «нашего». При этом автор делает акцент на всей эпохе, а вовсе не на одном человеке. В своем «Предисловии» к произведению Лермонтов сам дает толкование его названию. Он указывает на то, что главный герой повествования является портретом, составленным из пороков всего поколения того времени, в котором воплотились черты, характерные для сознания людей, живших в 30-х годах 19-го века.
«Максим Максимыч»
Судя по анализу произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, следующая повесть дает нам более полное представление о характере Печорина. В повести «Максим Максимыч» о Григории читатель узнает от молодого офицера, автора путевых записок. Этот прием был выбран Лермонтовым не случайно. Если в предыдущем рассказе о Печорине говорил человек более низкого социального положения и имеющий существенные различия во взглядах, то второе повествование идет из уст молодого офицера. Но и он не способен объяснить мотивы поступков Григория.
Безымянный путешественник составляет психологический портрет Печорина. И вновь, даже при кратком анализе «Героя нашего времени», перед нами предстает натура довольно противоречивая. Образ Печорина создан Лермонтовым в виде непостижимого сплетения силы и слабости. В главном герое присутствует крепкое телосложение и внезапно наступающая «нервическая слабость стана», запачканные перчатки и ослепительное белье, нежность кожи и следы от морщинок. Самым главным, по мнению рассказчика, в облике Печорина являются его глаза. Ведь они не смеялись, когда смеялся Григорий. Взгляд у него оставался равнодушно-спокойным.
Поведение Печорина при встрече с Максимом Максимычем просто обескураживает. При проведении анализа романа Лермонтова «Герой нашего времени» становится очевидным, что Григорий сумел соблюсти все правила общения со своим старым знакомым. Однако разговор он ведет в холодных тонах, дает односложные ответы и принужденно зевает. Все это говорит о том, что эта встреча для главного героя в тягость. Вспоминать о прошлом он не желает. Эгоизм и равнодушие молодого человека ранят Максима Максимыча. Кроме этого, они неприятны рассказчику. Отталкивает подобное поведение и читателя.
После истории, случившейся с Бэлой, Печорин «скучал». Сейчас он едет в Персию. Однако снова странен и непонятен для читателя главный герой, который глубоко погружен в свои мысли и отталкивает привязанного к нему человека из недалекого прошлого. Сразу же возникает вопрос: «Дорого ли хоть что-нибудь ему в этом мире?».
Сюжет
Анализ произведения «Герой нашего времени» убедительно доказывает необычность всего повествования. В сюжете романа отсутствует экспозиция. Это приводит к тому, что читателю ничего не известно о жизни Печорина до того, как он приехал на Кавказ. Автор не рассказывает о родителях своего главного героя, об условиях его воспитания, о полученном им образовании и о причинах его приезда в эти места.
Что еще необычного можно выявить при анализе произведения «Герой нашего времени»? В созданном Лермонтовым сюжете отсутствует завязка. Она могла быть, например, описанием приезда Печорина к месту службы. Все действие представляется в виде целого ряда эпизодов. Каждый из них касается жизни главного героя. Кульминаций в романе также пять. Ведь их количество связано с числом повестей.
А вот развязка в романе есть. Ею служит сообщение о том, что при возвращении из Персии Печорин умер. Таким образом, проводя в произведении «Герой нашего времени» анализ сюжета, можно утверждать о том, что состоит он только из кульминаций и развязки. Но и это еще не все. Необычным в романе является и то, что каждая из включенных в него повестей имеет собственный законченный сюжет. Проследить это можно на примере «Тамани». Повесть начинается с ночной сцены, которая и является ее завязкой. В ней Печориным была случайно увидена встреча контрабандистов. Экспозицией повести является описание самого городка Тамани, а также того дома, где офицером был получен временный постой, и обитателей этого жилья.
Кульминационная сцена описывает ночное свидание, во время которого герой едва не утонул. А что с развязкой? Проводимый анализ «Героя нашего времени» говорит о том, что она наступает по завершении неудачного свидания. Это сцена, в которой девушка-контрабандист уплыла со своим возлюбленным Янко. С собой они прихватили большие узлы. Позже выяснилось, что в них были украденные у Печорина вещи. Заканчивается повесть своеобразным эпилогом, содержащим рассуждения главного героя о его несчастной судьбе и о способности разрушать все что находится вокруг.