Анализ романа Достоевского Идиот
Федор Михайлович Достоевский вошел в историю литературы как мастер философского романа. Внутренний мир, душевные терзания, поступки его героев – не что иное, как плод для размышления для читателя.
Роман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период 19-го столетия. Даже самые образованные люди не могли ничего добиться в жизни без связей, денег, поддержки, впрочем, как и в настоящее время. Роман будет актуален всегда, так как до сих пор эти злободневные проблемы присутствуют в современном обществе.
Князь Мышкин – главный герой – человек необычайной душевной организации. Человек – солнце, взрослый ребенок. В его душе нет места подлости и лжи. Он удивительно правильно воспитан, и, тем самым, совершенно неприспособлен к этому жестокому миру.
Попадая в Россию, он, со своей неколебимой верой в прекрасное, сталкивается с совершенно другим пониманием жизни, чести, достоинства. Он потрясен, но измениться, увы, не в состоянии.
В противопоставление князю Мышкину в романе присутствует образ Парфена Рогожина, с которым судьба сводит главного героя в самом начале повествования. Состоятельный купец, открытый, безумно желающий падшую красавицу Настасью Филипповну, плюющий на общественное мнение и откровенно презирающий предрассудки общества. Он закален жизнью в этом разложившимся обществе, у него есть свое понятие чести и финансовая независимость. Его судьба тоже не завидна. Не в состоянии делить любимую женщину и жить в страхе, останется она с ним или нет, Рогожин убивает Настасью, а сам сходит с ума от собственной страсти.
Мышкин тоже влюбился в роковую красавицу Настасью, но какую-то часть его души заполнила и Аглая, девушка мечтающая вырваться из этого болота. В князе она увидела своего спасителя и потянулась к нему всей душой, несмотря на то, что все вокруг считали его чудаком.
Любовь князя и его метания между двух женщин, к которым он относился с благоговейным трепетом, еще более усилили терзания души главного героя, но показали читателю, насколько человек может быть внимательным и чутким по отношению к предмету своего обожания. В итоге князь расстается с Аглаей, а позже узнает от Рогожина страшную правду о кончине Настасьи Филипповны. Успокаивая несколько дней несчастного Парфена перед трупом любимой женщины, князь сам сходит с ума.
Однако, личность главного героя, его поступки и мировоззрение не прошло бесследно мимо тех, с кем он соприкоснулся. Князь помог увидеть другим свое искривленное отражение в зеркале души. Да, общество его не оценило. Князь так и не смог приспособиться к местному обществу, рассудок его не выдержал такого психологического надлома. Единственный чистый, мудрый и светлый человек был сломан душевно и физически. Его так не хватало России! Князь является прообразом Христа, положившим голову на плаху ради спасения людей.
До тех пор, пока в нашем обществе будут существовать такие мышкины – есть надежда на то, что люди будут становиться чище и лучше.
Ф.М. Достоевский «Идиот»: описание, герои, анализ романа
Весь роман наполнен глубоким символическим содержанием. В каждый сюжет, в образ каждого героя Достоевский стремится вложить тот или иной скрытый смысл. Настасья Филипповна символизирует собой красоту, а Мышкин – христианскую благодать и способность к всепрощению и смирению. Основной идеей служит противопоставление идеального образа праведного Мышкина и жестокого окружающего мира российской действительности, человеческой низостью и подлостью. Именно из-за глубокого неверия людей, отсутствия у них моральных и духовных ценностей мы видим тот трагический финал, которым Достоевский завершает свой роман.
Вариант 2
Роман «Идиот» Ф. И. Достоевского – великое произведение всех времен, давняя задумка и важная творческая часть его жизни.
Главный герой – князь по фамилии Мышкин является олицетворением высокой морали и бескорыстности. По мнению самого автора это человек – моралист, добросердечен и открыт для общества. Он честен перед собой и людьми, несмотря на то, что живет в мире материальных ценностей и лицемерия. По мнению же людей, которые его окружают, князь Мышкин является простым «идиотом».
Треть своей жизни князь не посещал светские мероприятия, он жил обособленно, замкнуто. Выход в свет стал для него ужасным открытием. Все что он увидел, привело Мышкина в недоумение и замешательство. Все что его окружало, было для Мышкина антигуманным, противоестественным, люди поразжали своими пороками, жадностью к деньгам и лицемерием.
Автор сопоставлял князя Мышкина с Иисусом Христом, который пытался вразумить людей и стать на путь исправления своих ошибок. Так и князь пытался сделать помыслы людей чище и добрее. Он так и погибает в стремлении сделать мир лучше, донести до общества принципы морали и искренних помыслов, которые бы не порочили его.
В отличие от других персонажей, таких как Рогожин, Настасья Филипповна, Ипполит т.д., не обладающих ничем кроме самолюбия, Мышкин является счастливым человеком. Он говорит о том, что счастлив тот, кто умеет любить, именно любящий человек ищет радости, а разве ни это ли счастье? У других же играет гордость, и стремление обладать властью и превосходством. Именно это внутреннее состояние души мешает людям открыть свое доброе сердце.
Образы главных героев
Князь Мышкин
Главное действующее лицо – князь Мышкин являет собой пример воплощения вселенского добра и милосердия, это блаженный человек, совершенно лишенный всякого рода недостатков, как зависть или злоба. Он внешне имеет непривлекательную наружность, неловок и постоянно вызывает насмешки окружающих. В его образ Достоевский вкладывает великую идею о том, что абсолютно неважно, какая у человека внешность, важны лишь чистота его помыслов и праведность поступков.
Мышкин безгранично любит всех окружающих его людей, крайне бескорыстен и открыт душою. Именно за это его и называют «Идиотом», ведь люди, привыкшие находиться в мире постоянной лжи, власти денег и разврата абсолютно не понимают его поведения, считают его больным и умалишенным. Князь же тем временем пытается всем помочь, стремится залечить чужие душевные раны своей добротой и искренностью. Достоевский идеализирует его образ, даже приравнивая его к Иисусу. «Убивая» героя в конце, он дает понять читателю, что подобно Христу, Мышкин простил всех своих обидчиков.
Подробнее: Князь Мышкин: характеристика и образ героя
Настасья Филипповна
Настасья Филипповна – еще один символический образ. Исключительно красивая женщина, которая способна поразить любого мужчину в самое сердце, с безумно трагической судьбой. Будучи невинной девушкой, она подверглась растлению со стороны своего попечителя и это омрачило всю ее дальнейшую жизнь. С тех пор она презрела все, и людей и саму жизнь. Все ее существование направлено на глубокое самоуничтожение и саморазрушение. Мужчины торгуют ею подобно вещи, она лишь презрительно наблюдает за этим, поддерживая эту игру. Сам Достоевский не дает четкого понимания внутреннего мира этой женщины, о ней мы узнаем из уст других людей. Ее душа остается закрыта всем, в том числе, и читателю. Она – символ вечно ускользающей красоты, которая в итоге так никому и не досталась.
Подробнее: Настасья Филипповна: характеристика и образ героини
Анализ 3
Данный роман приобрел широкую известность, автор разоблачает истинное состояние общества интеллигенции девятнадцатого века. Оно уже давно прогнило, потеряло нравственные устои. Проблема денег и наличия связей в высших кругах появилась уже тогда. Даже если человек имел образование, этого было недостаточно. Нужны были знакомства и деньги для решений подобной проблемы, иначе человек как специалист не рассматривался. По этой причине произведение очень актуально и в современном мире, когда эти проблемы набрали еще большие обороты.
Главный герой имеет удивительные качества, которые не характерны для остальных персонажей. Им является князь по фамилии Мышкин. Это открытый и светлый человек, который, несмотря на то, что вырос — смог не предаться мерзости и лжи. Герой воспитан, он не может жить в соответствии с теми правилами, которые диктует нынешняя жизнь.
Герой верит в прекрасное, однако, когда он оказывается в России, он видит совсем другую правду жизни, не ту, которой его учили. Он видит, что живущие здесь люди имеют совершенно иное представление о том, как следует жить. Мышкин испытывает потрясение, но изменяться под эти правила он не собирается.
В романе также есть и противопоставление главному герою, коим является Рогожин. Этот человек богат и состоятелен, у него есть цель и он идет к ней любыми способами. И Мышкин и Рогожин влюбляются в Настасью Филипповну. Рогожин разжигается страстью и хочет обладать своим объектом воздыхания. Судьба Рогожина была печальной, не в состоянии жить в неопределенности и страхи, герой доходит до убийства возлюбленной, после чего теряет рассудок. Вот до чего его довела страсть.
Мышкин тоже очень любил Настасью, но к нему очень тянулась девушка по имени Аглая, которая полюбила его всем сердцем. Она смогла заполнить какую-то пустоту. Девушку не смущал тот факт, что все окружающие воспринимали князя, как чудака.
Князь любил двух девушек, в итоге, он разорвал отношения с Аглаей. Позже узнал, что его возлюбленная Настасья убита. Герой долго успокаивал Порфена, после чего и сам не выдержал и потерял рассудок.
Мышкин помог многим людям, он не мог пройти мимо чужого горя. В жизни каждого, с кем соприкасался, оставлял добрый след. К сожалению, жестокие реалии жизни сломили и его. Очень больно и страшно терять таких людей, ведь он столько пользы еще принести.
Такие люди очень жертвенные, они в первую очередь думают о других, а не о себе. Обществу очень необходимы такие люди.
Популярные сегодня темы
Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы. Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои
Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».
По жанровой направленности произведение относится к народной сказке, главной мыслью которой является победа добра над злом, любви над ненавистью.
У каждого человека есть друг. Друзья могут быть близкими и настоящими. У меня тоже есть близкий друг, которого зовут Витя. Моему другу скоро будет 13 лет. Мы с ним дружим уже давно, и он меня еще ни разу не подводил.
Боян является одним из героев Слова о полку Игореве. Он считается второстепенным лицом. Но его имя многократно упоминается в творении писателя.
Смысл произведения Идиот — Фёдор Достоевский
Книги русского классика Федора Михайловича Достоевского покорили мир глубоким психологизмом, раскрытием тайн человеческих душ и постоянной необходимостью читателя делать моральны выбор вместе с героями произведений. Одним из самых известных произведений считается роман «Идиот», в котором Достоевский отразил свои размышления о человеческой жизни, ее сложностях, гибели и надежде, которая никогда не гаснет в людях, которые сумели уподобиться Творцу.
Смысл названия книги Идиот
На первый взгляд название книги носит оскорбительны, пренебрежительный характер. Идиот — человек недалекого ума, невысоких умственных способностей, отличающийся от других людей. Однако, в данном романе оскорбительный статус главного героя, князя Мышкина, становится зеркалом для его окружения, в котором отражается вся грязь и душевную скупость. Идиот оказывается юродивым — человеком с чистыми помыслами, наивной верой в добро и любовь, который становится в оппозицию царящим вокруг лицемерию и жестокости.
Смысл книги Идиот
Основной смысл данного романа заключается в идее, которую Достоевский пронес через все творчество: подлинный разум требует от человека не хитрости, не денег и не славы, а искренности, кротости и настоящей жертвенной любви к близким. Безумие — это ни что иное, как результат падения человеческого духа, отсутствие совести и любви. И безумцев в мире гораздо больше, чем нормальных людей. Здесь же прослеживается и библейский мотив, в словах автора можно прочесть и призыв Иисуса отречься от мира, ибо настоящая жизнь на земле невозможна из-за грехопадения и нежелания человека каяться в содеянном.
Смысл финала произведения Идиот
Переход от состояния душевного здоровья в безумие, которое пережил князь Мышкин, можно трактовать по-разному. Возможно, это стало его смертью: он навсегда «выпал» из окружающей его жизни, она стала безразлична и недоступна для него. С другой стороны, эта жизнь и привела его к безумию, а само безумие стало для князя спасением. Больше нет ни зла, ни боли, ни обмана, ни смерти. Катарсис, играющий важную роль во всех произведениях Достоевского, в «Идиоте» является тем проблеском надежды, которая еще остается у человека в казалось бы полностью трагичной ситуации.
«Идиот» — это вечное размышление о чистоте и грязи, о справедливости и бесчестии, о цене и важности земной жизни и человеческой души. Автор произведения каждым словом говорит читателям: в жизни все имеет свою цену, только человеческая душа бесценна, поэтому и оберегать ее нужно как самое дорогое сокровище, несмотря на все трудности и земные искушения.
История создания
Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.
1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.
История произведения
Ф. М. Достоевский начал работу над романом в 1867 году. Через полтора года произведение было готово к публикации. Идея романа зародилась в связи с делом Умецких, разбиравшимся в Кашире в сентябре 1867 года. Родителей обвинили в том, что они издевались над собственными детьми. Дочь Ольга в возрасте 15 лет от отчаяния пыталась поджечь усадьбу.
В семье Фёдора Михайловича в 1867 году тоже происходили трагичные события. У писателя было много долгов, его семью преследовали кредиторы. Достоевский был вынужден скрываться за границей. Примерно в это же время умерла его трёхмесячная дочь.
Пережить горе Фёдору Михайловичу помогло тесное сотрудничество с изданием «Русский вестник», к тому же писателя увлекла работа над романом «Идиот». Творение было закончено, когда он находился во Флоренции. Автор посвятил его любимой племяннице Ивановой.
Жанр, направление
Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой. «Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.
Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.
Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.
Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.
Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.
Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.
Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече. После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина. Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.
Идиот
Конец 1867 года. Князь Лев Николаевич Мышкин приезжает в Петербург из Швейцарии. Ему двадцать шесть лет, он последний из знатного дворянского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью и был помещён своим опекуном и благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий. Там он прожил четыре года и теперь возвращается в Россию с неясными, но большими планами послужить ей. В поезде князь знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего богатого аристократа Тоцкого, которой страстно увлечён Рогожин.
Продолжение после рекламы:
По приезде князь со своим скромным узелком отправляется в дом генерала Епанчина, дальним родственником жены которого, Елизаветы Прокофьевны, является. В семье Епанчиных три дочери — старшая Александра, средняя Аделаида и младшая, общая любимица и красавица Аглая. Князь поражает всех непосредственностью, доверчивостью, откровенностью и наивностью, настолько необычайными, что поначалу его принимают очень настороженно, однако с все большим любопытством и симпатией. Обнаруживается, что князь, показавшийся простаком, а кое-кому и хитрецом, весьма неглуп, а в каких-то вещах по-настоящему глубок, например, когда рассказывает о виденной им за границей смертной казни. Здесь же князь знакомится и с чрезвычайно самолюбивым секретарём генерала Ганей Иволгиным, у которого видит портрет Настасьи Филипповны. Её лицо ослепительной красоты, гордое, полное презрения и затаённого страдания, поражает его до глубины души.
Узнает князь и некоторые подробности: обольститель Настасьи Филипповны Тоцкий, стремясь освободиться от неё и вынашивая планы жениться на одной из дочерей Епанчиных, сватает её за Ганю Иволгина, давая в качестве приданого семьдесят пять тысяч. Ганю манят деньги. С их помощью он мечтает выбиться в люди и в дальнейшем значительно приумножить капитал, но в то же время ему не даёт покоя унизительность положения. Он бы предпочёл брак с Аглаей Епанчиной, в которую, может быть, даже немного влюблён (хотя и тут тоже его ожидает возможность обогащения). Он ждёт от неё решающего слова, ставя от этого в зависимость дальнейшие свои действия. Князь становится невольным посредником между Аглаей, которая неожиданно делает его своим доверенным лицом, и Ганей, вызывая в том раздражение и злобу.
Брифли существует благодаря рекламе:
Между тем князю предлагают поселиться не где-нибудь, а именно в квартире Иволгиных. Не успевает князь занять предоставленную ему комнату и перезнакомиться со всеми обитателями квартиры, начиная с родных Гани и кончая женихом его сестры молодым ростовщиком Птицыным и господином непонятных занятий Фердыщенко, как происходят два неожиданных события. В доме внезапно появляется не кто иной, как Настасья Филипповна, приехавшая пригласить Ганю и его близких к себе на вечер. Она забавляется, выслушивая фантазии генерала Иволгина, которые только накаляют атмосферу. Вскоре появляется шумная компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Настасьей Филипповной восемнадцать тысяч. Происходит нечто вроде торга, как бы с её насмешливо-презрительным участием: это её-то, Настасью Филипповну, за восемнадцать тысяч? Рогожин же отступать не собирается: нет, не восемнадцать — сорок. Нет, не сорок — сто тысяч!..
Для сестры и матери Гани происходящее нестерпимо оскорбительно: Настасья Филипповна — продажная женщина, которую нельзя пускать в приличный дом. Для Гани же она — надежда на обогащение. Разражается скандал: возмущённая сестра Гани Варвара Ардалионовна плюёт ему в лицо, тот собирается ударить её, но за неё неожиданно вступается князь и получает пощёчину от взбешённого Гани. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — в этой фразе весь князь Мышкин, вся его бесподобная кротость. Даже в эту минуту он сострадает другому, пусть даже и обидчику. Следующее его слово, обращённое к Настасье Филипповне: «Разве вы такая, какою теперь представлялись», станет ключом к душе гордой женщины, глубоко страдающей от своего позора и полюбившей князя за признание её чистоты.
Продолжение после рекламы:
Покорённый красотой Настасьи Филипповны, князь приходит к ней вечером. Здесь собралось разношёрстное общество, начиная с генерала Епанчина, тоже увлечённого героиней, до шута Фердыщенко. На внезапный вопрос Настасьи Филипповны, выходить ли ей за Ганю, он отвечает отрицательно и тем самым разрушает планы присутствующего здесь же Тоцкого. В половине двенадцатого раздаётся удар колокольчика и появляется прежняя компания во главе с Рогожиным, который выкладывает перед своей избранницей завёрнутые в газету сто тысяч.
И снова в центре оказывается князь, которого больно ранит происходящее, он признается в любви к Настасье Филипповне и выражает готовность взять её, «честную», а не «рогожинскую», в жены. Тут же внезапно выясняется, что князь получил от умершей тётки довольно солидное наследство. Однако решение принято — Настасья Филипповна едет с Рогожиным, а роковой свёрток со ста тысячами бросает в горящий камин и предлагает Гане достать их оттуда. Ганя из последних сил удерживается, чтобы не броситься за вспыхнувшими деньгами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филипповна сама выхватывает каминными щипцами пачку и оставляет деньги Гане в награду за его муки (потом они будут гордо возвращены им).
Брифли существует благодаря рекламе:
Проходит шесть месяцев. Князь, поездив по России, в частности и по наследственным делам, и просто из интереса к стране, приезжает из Москвы в Петербург. За это время, по слухам, Настасья Филипповна несколько раз бежала, чуть ли не из-под венца, от Рогожина к князю, некоторое время оставалась с ним, но потом бежала и от князя.
На вокзале князь чувствует на себе чей-то огненный взгляд, который томит его смутным предчувствием. Князь наносит визит Рогожину в его грязно-зелёном мрачном, как тюрьма, доме на Гороховой улице, во время их разговора князю не даёт покоя садовый нож, лежащий на столе, он то и дело берет его в руки, пока Рогожин наконец в раздражении не отбирает его у него (потом этим ножом будет убита Настасья Филипповна). В доме Рогожина князь видит на стене копию картины Ханса Гольбейна, на которой изображён Спаситель, только что снятый с креста. Рогожин говорит, что любит смотреть на неё, князь в изумлении вскрикивает, что «…от этой картины у иного ещё вера может пропасть», и Рогожин это неожиданно подтверждает. Они обмениваются крестами, Парфен ведёт князя к матушке для благословения, поскольку они теперь, как родные братья.
Реклама:
Возвращаясь к себе в гостиницу, князь в воротах неожиданно замечает знакомую фигуру и устремляется вслед за ней на тёмную узкую лестницу. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, сверкающие глаза Рогожина, занесённый нож. В это же мгновение с князем случается припадок эпилепсии. Рогожин убегает.
Через три дня после припадка князь переезжает на дачу Лебедева в Павловск, где находится также семейство Епанчиных и, по слухам, Настасья Филипповна. В тот же вечер у него собирается большое общество знакомых, в том числе и Епанчины, решившие навестить больного князя. Коля Иволгин, брат Гани, поддразнивает Аглаю «рыцарем бедным», явно намекая на её симпатию к князю и вызывая болезненный интерес матери Аглаи Елизаветы Прокофьевны, так что дочь вынуждена объяснить, что в стихах изображён человек, способный иметь идеал и, поверив в него, отдать за этот идеал жизнь, а затем вдохновенно читает и само стихотворение Пушкина.
Чуть позже появляется компания молодых людей во главе с неким молодым человеком Бурдовским, якобы «сыном Павлищева». Они вроде как нигилисты, но только, по словам Лебедева, «дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с». Зачитывается пасквиль из газетки о князе, а затем от него требуют, чтобы он как благородный и честный человек вознаградил сына своего благодетеля. Однако Ганя Иволгин, которому князь поручил заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева. Компания в смущении отступает, в центре внимания остаётся лишь один из них — чахоточный Ипполит Терентьев, который, самоутверждаясь, начинает «ораторствовать». Он хочет, чтобы его пожалели и похвалили, но ему и стыдно своей открытости, воодушевление его сменяется яростью, особенно против князя. Мышкин же всех внимательно выслушивает, всех жалеет и чувствует себя перед всеми виноватым.
Реклама:
Ещё через несколько дней князь посещает Епанчиных, затем все семейство Епанчиных вместе с князем Евгением Павловичем Радомским, ухаживающим за Аглаей, и князем Щ., женихом Аделаиды, отправляются на прогулку. На вокзале неподалёку от них появляется другая компания, среди которой Настасья Филипповна. Она фамильярно обращается к Радомскому, сообщая тому о самоубийстве его дядюшки, растратившего крупную казённую сумму. Все возмущены провокацией. Офицер, приятель Радомского, в негодовании замечает, что «тут просто хлыст надо, иначе ничем не возьмёшь с этой тварью!», в ответ на его оскорбление Настасья Филипповна выхваченной у кого-то из рук тросточкой до крови рассекает его лицо. Офицер собирается ударить Настасью Филипповну, но князь Мышкин удерживает его.
На праздновании дня рождения князя Ипполит Терентьев читает написанное им «Моё необходимое объяснение» — потрясающую по глубине исповедь почти не жившего, но много передумавшего молодого человека, обречённого болезнью на преждевременную смерть. После чтения он совершает попытку самоубийства, но в пистолете не оказывается капсюля. Князь защищает Ипполита, мучительно боящегося показаться смешным, от нападок и насмешек.
Реклама:
Утром на свидании в парке Аглая предлагает князю стать её другом. Князь чувствует, что по-настоящему любит её. Чуть позже в том же парке происходит встреча князя и Настасьи Филипповны, которая встаёт перед ним на колени и спрашивает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исчезает с Рогожиным. Известно, что она пишет письма Аглае, где уговаривает её выйти за князя замуж.
Через неделю князь формально объявлен женихом Аглаи. К Епанчиным приглашены высокопоставленные гости на своего рода «смотрины» князя. Хотя Аглая считает, что князь несравненно выше всех них, герой именно из-за её пристрастности и нетерпимости боится сделать неверный жест, молчит, но потом болезненно воодушевляется, много говорит о католицизме как антихристианстве, объясняется всем в любви, разбивает драгоценную китайскую вазу и падает в очередном припадке, произведя на присутствующих болезненное и неловкое впечатление.
Аглая назначает встречу Настасье Филипповне в Павловске, на которую приходит вместе с князем. Кроме них присутствует только Рогожин. «Гордая барышня» строго и неприязненно спрашивает, какое право имеет Настасья Филипповна писать ей письма и вообще вмешиваться в её и князя личную жизнь. Оскорблённая тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в порыве мщения призывает князя остаться с ней и гонит Рогожина. Князь разрывается между двумя женщинами. Он любит Аглаю, но он любит и Настасью Филипповну — любовью-жалостью. Он называет её помешанной, но не в силах бросить её. Состояние князя все хуже, все больше и больше погружается он в душевную смуту.
Намечается свадьба князя и Настасьи Филипповны. Событие это обрастает разного рода слухами, но Настасья Филипповна как будто радостно готовится к нему, выписывая наряды и пребывая то в воодушевлении, то в беспричинной грусти. В день свадьбы, по пути к церкви, она внезапно бросается к стоящему в толпе Рогожину, который подхватывает её на руки, садится в экипаж и увозит её.
Реклама:
На следующее утро после её побега князь приезжает в Петербург и сразу отправляется к Рогожину. Того нет дома, однако князю чудится, что вроде бы Рогожин смотрит на него из-за шторы. Князь ходит по знакомым Настасьи Филипповны, пытаясь что-нибудь разузнать про неё, несколько раз возвращается к дому Рогожина, но безрезультатно: того нет, никто ничего не знает. Весь день князь бродит по знойному городу, полагая, что Парфен все-таки непременно появится. Так и случается: на улице его встречает Рогожин и шёпотом просит следовать за ним. В доме он приводит князя в комнату, где в алькове на кровати под белой простыней, обставленная склянками со ждановской жидкостью, чтобы не чувствовался запах тления, лежит мёртвая Настасья Филипповна.
Князь и Рогожин вместе проводят бессонную ночь над трупом, а когда на следующий день в присутствии полиции открывают дверь, то находят мечущегося в бреду Рогожина и успокаивающего его князя, который уже ничего не понимает и никого не узнает. События полностью разрушают психику Мышкина и окончательно превращают его в идиота.
Главные герои и их характеристика
- Князь Лев Николаевич Мышкин. В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей. Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.
Интересных героев в книге больше, но мы не хотим слишком уж затягивать статью, поэтому если вам необходима характеристика персонажа, которой тут нет, напишите об этом в комментариях. И она появится.
Часть первая
Князь Лев Николаевич Мышкин прибывает на поезде в Петербург из Швейцарии. Молодой человек приезжает в Россию по причине того, что умер его опекун Павлищев. Мужчина содержал юношу за границей и давал средства на лечение его эпилепсии.
После смерти Павлищева у князя не осталось никаких близких, кроме дальней родственницы Елизаветы Прокофьевны Епанчиной (Мышкиной). К ней в дом и едет с визитом Лев Николаевич.
В поезде князь знакомится с Парфеном Рогожиным. Этот молодой человек недавно стал наследником миллионного состояния отца, и ему не терпится вступить в свои права. Рогожин страстно влюблен в прекрасную княгиню Настасью Филипповну Барашкову.
Знакомится Мышкин в вагоне также и с Лебедевым — сорокалетним чиновником, который прекрасно осведомлен обо всех светских событиях, происходящих в городе. Знает Лебедев и про то, что Настасья Филипповна теперь является содержанкой Тоцкого.
После приезда в Петербург Мышкин идет к Епанчину. Там князь получает довольно радушный прием. Генерал обещает устроить его в канцелярию и селит гостя в доме своей знакомой Нины Александровны Иволгиной. Женщина сдает несколько меблированных комнат. В данный момент в ее квартире занята всего одна из них, где живет Фердыщенко.
У генерала также Мышкин знакомится с Ганей Иволгиным. Молодой человек является сыном Нины Александровны, другом и служащим Епанчина. У Гани очень непростые отношения с уже знакомой всем Настасьей Филипповной. А дело заключается в следующем.
Тоцкий — немолодой уже мужчина с солидным состоянием, некогда из сострадания взял на себя ответственность за судьбу двух дочерей своего соседа Барашкова, оставшихся сиротами. Вскоре младшая из девочек умерла, ну а старшая — Настасья, со временем расцвела и превратилась в прекрасную юную особу.
Не устояв перед красотой девушки, Тоцкий увез ее в усадьбу в Отрадном, куда регулярно наведывался. Но теперь мужчина вдруг задумал жениться на Александре Епанчиной — старшей дочери генерала. Желание его непоколебимо, но только Тоцкий не знает, как ему разорвать свою связь с Настасьей. И вот, наконец, он придумывает интересный план. Тоцкий решает выдать девушку замуж за Ганю, предложив ей приданое в 75 тысяч рублей. Удивительно, но Настасья достаточно спокойно воспринимает это предложение и берет время на раздумье.
Но неспокойно ко всей этой ситуации относится жена генерала Епанчина. Она не хочет близко подпускать Настасью Филипповну к своей семье. Лизавета Прокофьевна видит увлеченность мужа этой молодой особой. Она знает, что на день рожденье генерал приготовил девушке шикарный подарок — дорогой жемчуг.
В такой ситуации приезд Мышкина приходится весьма кстати для Епанчина. Генерал использует гостя для того, чтобы отвлечь жену и не допустить скандала. Непосредственность Мышкина подкупает генеральшу и ее старших дочерей — Александру и Аделаиду. Младшая же — красавица Аглая, поначалу достаточно настороженно относится к князю, подозревая, что он не так прост, как кажется.
Неожиданно для себя Мышкин становится участником еще одного треугольника в доме Епанчиных. Ганя, которого в женитьбе на Настасье Филипповне привлекает лишь материальная выгода, пишет записку Аглае. В этом послании он просит девушку сказать лишь слово, чтобы он отменил помолвку. Сам же он сделать этого не решается.
Свою злость за отказ Аглаи и возвращение ему записки Ганя вымещает на Мышкине. С тех пор он начинает с неприязнью относиться к князю и часто провоцирует скандалы.
Мышкин поселяется у Иволгиной, где знакомится со всем ее семейством и Фердыщенко. И тут происходит неожиданное событие: в гости к Гане приезжает Настасья Филипповна. Настасья встречает Мышкина в дверях и принимает его за швейцара. Она сначала надменно и с насмешкой относится к князю, но затем с возрастающим интересом начинает приглядываться к нему.
События сгущаются, когда следом в квартире Иволгиных появляются Рогожин. Оказывается, что до Парфена дошел слух о сватовстве Гани, и герой в отчаянии решается предложить Настасье Филипповне денег за отказ от этой затеи. Происходит некое подобие торга, который ведет сама Настасья, повышая себе цену. Такое ее поведение возмущает Варю — сестру Гани. Девушка требует вывести «бесстыжую» из их дома, за что чуть было не получает пощечину от брата. Спасает ее от этого вмешательство Мышкина, который принимает удар на себя.
Стерпев обиду, князь лишь говорит Гане, что тот будет стыдиться своего поступка. Настасье же Филипповне он адресует следующую фразу: «Разве вы такая, какою теперь представлялись?»
Князь один способен разглядеть в этой порочной женщине ее подлинную душевную чистоту и увидеть, как на самом деле она страдает от своего позора. Это открывает сердце Настасьи Филипповны для любви к нему. Сам Мышкин тоже давно уже влюблен в красавицу. Вечером он приходит в шикарную петербургскую квартиру Барашковой. Здесь собралось очень разномастное общество.
Во время праздника Настасья Филипповна вдруг при всех громко спрашивает Мышкина, стоит ли ей принять предложение Гани. Князь дает отрицательный ответ, и девушка решает, что так тому и быть.
Вскоре в квартире Настасьи появляется Рогожин. Молодой человек принес девушке обещанные сто тысяч. Скандал разгорается с новой силой. Но тут неожиданно для всех Мышкин делает предложение Настасье и признается ей в любви. Кроме того, он сообщает, что вовсе не так беден, как все думают, и имеет солидное наследство.
Но Настасья Филипповна, убежденная в своей порочности, все равно уезжает с Рогожиным. Перед уходом она демонстративно бросает сверток с деньгами в огонь и предлагает продажному Гане достать их голыми руками. Ганя, пытаясь продемонстрировать чудеса самообладания, встает и пытается выйти из комнаты, но падает в обморок. Тогда Настасья Филипповна сама достает деньги щипцами и велит отдать их Гане, когда тот очнется.
Темы и проблемы
- Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие. Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег. В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
- Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия. К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин. Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.
- Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.
Здесь также, как и с героями, разбирать тематику и проблематику можно долго. Если чего-то конкретного вам все же не достает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.
Направление и жанр
По жанровой принадлежности произведение «Идиот» можно охарактеризовать как философский роман. Эта разновидность прозы возникла в эпоху Просвещения и достигла расцвета ближе к середине и концу XIX века, когда многие писатели-романисты экспериментировали со стилем, подачей, структурой и направлением. Особенности, характерные для этого жанра:
- акцент на мировоззрении персонажей;
- концептуальное осмысление судеб героев;
- интеллектуальное развитие;
- анализ тех или иных явлений общественной жизни.
Достоевский уделил внимание взрослению и внутреннему становлению героев, описанию их внутреннего мира, переживаний. По этому критерию «Идиот» можно назвать психологическим романом. Он написан с использованием средств художественной выразительности, при этом проникнут духом философского анализа.
Главная мысль
Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.
Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.
Критика
Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.
Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу. Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/analiz-idiot https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedeniya-idiot-fyodor-dostoevskij/ https://literaguru.ru/analiz-romana-idiot-f-m-dostoevskij/