Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание Сон смешного человека Достоевского
Герой рассказа «Сон смешного человека» – молодой человек, которого не принимало общество, считало странным и не таким как все. С детства над ним смеялись, из-за этого, он стал видеть себя смешным и комичным. - Остров пингвинов — краткое содержание романа Франса
Девятилетнего мальчика королевского рода отдали в аббатство служению богу. Он был прилежным учеником и хорошо учился. В скором времени Маэль стал приемником настоятеля монастыря - Мещане — краткое содержание пьесы Горького
Маленький провинциальный город. Бывший студент Петр и школьная учительница Татьяна Бессеменовы – дети зажиточного мещанина. Получив образование, они вернулись в родной дом, но жизнь - Краткое содержание рассказа Еще мама Платонова
Рассказ повествует нам о мальчике Артеме. Артему 7 лет и он вот-вот должен пойти в школу. В ближайшее время, он, как и все ребята его возраста, должен пойти в 1 класс. О его непреодолимом желании
О произведении
Легенда о Данко — содержание третьей главы рассказа Горького «Старуха Изергиль», написанного в 1894 году. В этой легенде писатель представил смелого, красивого молодого героя, который готов на самопожертвование ради людей.
Темой легенды является страх народа перед новой жизнью, беспомощность в трудных жизненных обстоятельствах, а также благородство и самоотверженность храбрых людей, готовых отдать жизнь за своё племя.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 7 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Данко». Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткое содержание «Старуха Изергиль»
Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от пробегающих облаков. Старуха сказала, что видит Ларру, который превратился в тень, и поведала эту сказку.
Много лет назад, в щедрой стране «жило могучее племя скотоводов». Однажды красивую девушку из этого племени украл орёл. О ней погоревали и забыли, а через двадцать лет она вернулась, с ней был юноша, красивый и сильный. Она рассказала, что была женой орла. Все с удивлением смотрели на сына орла, но он ничем не отличался от других, только глаза его были холодны и горды, как у отца.
Он считал себя необыкновенным, и разговаривал надменно даже со старейшинами. Люди рассердились и изгнали его из племени. Он рассмеялся, подошёл к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял её. Она его оттолкнула, и тогда он убил её. Юношу схватили и связали, но не убили, посчитав это для него слишком лёгкой смертью. Разговаривая с ним, люди поняли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого». И тогда племя решило наказать его одиночеством.
Юношу назвали Ларрой, что значит «отверженный». Юноша стал жить один, изредка похищая у племени скот и девушек. В него стреляли из лука, но он был неуязвим. Так прошли десятки лет. Но однажды он близко подошёл к людям, к нему кинулись, а он стоял, не защищаясь. Тогда люди поняли, что он хочет умереть, и не тронули его. Тогда он выхватил нож и ударил себя в грудь, но нож сломался как о камень. Люди поняли, что он не может умереть. С тех пор он ходит как тень, ожидая смерти. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость!».
В ночи лилась красивая песня. Старуха спросила, слышал ли собеседник когда-нибудь такое красивое пение? Он отрицательно мотнул головой, а Изергиль подтвердила, что такого он никогда не услышит. «Только красавицы могут хорошо петь, — красавицы, которые любят жизнь!» Старуха начала вспоминать, как в молодости она целыми днями ткала ковры, а ночью бегала к любимому. Рассказчик посмотрел на старуху: «её черные глаза были всё-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которой была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами».
Она рассказала, что жила у самого моря в Фальми вместе с матерью. Изергиль было пятнадцать лет, когда в их краях появился «высокий, гибкий, черноусый, весёлый человек». Изергиль полюбила его. Через четыре дня она уже принадлежала ему. Он был рыбаком с Прута. Рыбак звал Изергиль с собой на Дунай, но к тому времени она уже разлюбила его.
Потом подруга познакомила её с кудрявым, рыжим гуцулом. Был он иногда ласков и печален, а порой, как зверь, ревел и дрался. Она ушла к гуцулу, а рыбак долго горевал и плакал о ней. Потом он примкнул к гуцулам и завёл себе другую. Они уже хотели уходить в Карпаты, да зашли в гости к одному румыну. Там их и схватили, а после — повесили. Румыну отомстили: хутор сожгли, и он стал нищим. Рассказчик догадался, что это сделала Изергиль, но на его вопрос старуха уклончиво ответила, что не она одна хотела отомстить.
Потом Изергиль вспомнила, как любила турка. Была у него в гареме в Скутари. Целую неделю жила, а потом начала скучать. У турка был шестнадцатилетний сын, с ним Изергиль и убежала из гарема в Болгарию. Там ревнивая болгарка ранила её ножом. Лечилась Изергиль в женском монастыре, откуда ушла в Польшу, прихватив молоденького монашка. На вопрос собеседника, что стало с юным турчонком, с которым она убежала из гарема, Изергиль ответила, что он умер от тоски по дому или от любви.
Поляк-монах её унижал, и она однажды бросила его в реку. В Польше ей было трудно. Она попала в кабалу к жиду, который торговал ею. Тогда она любила одного пана с изрубленным лицом. Он защищал греков, в этой борьбе ему изрубили лицо. Она добавила: «в жизни, знаешь ты, всегда есть место подвигам. И те, кто их не находят, — лентяи и трусы».
Потом был мадьяр, позже убитый. А «последняя её игра — шляхтич». Красивый очень, а Изергиль было уже сорок лет. Пан на коленях просил её любви, но, добившись, тут же бросил. Потом он бился с русскими и попал в плен, а Изергиль спасла его, убив часового. Пан лгал Изергиль, что за это будет любить её вечно, но оттолкнула она «лживую собаку» и приехала в Молдавию, где живёт уже тридцать лет. Был у неё муж, но год назад умер. Живёт она среди молодёжи, которая любит её сказки.
Наступила ночь, и Изергиль спросила своего собеседника, видит ли он искры в степи? «Эти искры от горящего сердца Данко». Рассказчик сидел и ждал, когда Изергиль начнёт свою новую сказку.
«Жили на земле в старину одни люди. Непроходимые леса окружали их таборы с трёх сторон, а с четвертой — была степь». Но пришли завоеватели и прогнали их в глубь старого и дремучего леса с болотами, от которых поднимался смертельный смрад. И люди начали гибнуть. Они «уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни. Но тут явился Данко и спас всех один».
Данко уговаривал людей идти через лес. Люди посмотрели на Данко, поняли, что он самый лучший, и пошли за ним. Путь был трудный, с каждым днём таяли силы и решимость людей. Началась гроза, люди обессилели. Им стыдно было признаться в своей слабости, и они решили выместить злобу на Данко. Они сказали, что он не сможет вывести их из леса. Данко называл их слабыми, и люди решили убить его. Он понял, что без него они погибнут. «И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня. А они, увидав это, подумали что он рассвирепел» и стали окружать Данко, чтобы легче было его убить. «И вдруг он разорвал руками грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой».
Сердце ярко осветило лес факелом любви к людям, и они, пораженные поступком Данко, кинулись за ним, и вдруг лес кончился. Люди увидели перед собой лучезарную степь. Они веселились, а Данко упал и умер. «Один осторожный человек, чего-то боясь, наступил на горящее сердце Данко, и оно рассыпалось в искры и угасло». Вот откуда в степи эти голубые огни, появляющиеся перед грозой.
Старуха, утомлённая рассказами, уснула, а море всё шумело и шумело…
Краткое содержание легенды
Прочитав краткое изложение легенды о Данко, можно без труда написать сочинение об отважном герое и мотивах его поступка.
Повествование начинается с того, что старуха Изергиль обращает внимание на огни, мерцающие в степи перед грозой. Она вспоминает старинную легенду.
- Образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького: описание, история жизни
Веселый вольный народ жил табором в степи, окруженной с трех сторон лесами. Однажды пришло более сильное племя и вытеснило табор в лес.
В старом лесу было темно и сыро, из болот исходили ядовитые испарения. Люди стали тосковать по солнечному свету, болеть и умирать. Деваться им было некуда – возвращаться в степь и становиться рабами они не хотели. Люди горевали, сидя возле костров, и в голову им лезли мрачные мысли, от которых становилось еще тоскливее.
Тогда нашелся один юноша, его звали Данко, который предложил вывести людей из леса. Он сказал, что всё рано или поздно подходит к концу, поэтому, если идти только вперед, то и заросли со временем закончатся. А сидеть без дела и растить в себе мрачные мысли – не выход.
Юноша был настроен решительно, поэтому его послушали и двинулись в путь. Но, чем дальше люди продвигались, тем гуще была тьма и тем страшнее становилось. Еще и гроза началась, полил дождь, засверкали молнии. Люди устали и начали роптать: «Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!»
Они решили убить Данко. Но юноша не испугался и не отступил. Он подумал, что без него люди точно пропадут. Глаза его заблестели, он разорвал руками грудь и вынул из нее сердце, которое засияло, как пламя. Сердце Данко разогнало тьму. Все снова пошли вперед, и через какое-то время вышли из леса.
Данко освещает дорогу своим сердцем
Увидев степные просторы, Данко засмеялся, упал и умер, но этого никто даже не заметил, потому что все радовались яркому солнцу, зелени и реке. Сердце пылало рядом с телом героя, и кто-то на всякий случай затоптал его ногой. Остались лишь синие искры… Пред грозой можно увидеть, как они летают в воздухе.
Краткое содержание
Много лет назад жили «веселые, сильные и смелые люди». С трех сторон их поселение окружали дремучие леса, а с четвертой – простиралась бескрайняя степь. Однажды степь принесла им беду: появились воинственные племена и прогнали этих людей вглубь леса. Жить здесь было невозможно: густая листва огромных деревьев не пропускала солнечный свет, а из болот «подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».
Стало понятно, что нужно срочно покидать опасный лес. Перед людьми встал непростой выбор: вернуться в степь, где их поджидали «сильные и злые враги», или же двигаться вперед, пробивая себе дорогу через густые лесные заросли. Но деревья в лесу были крепкими и могучими, словно были сделаны из самого прочного камня. Их ветви так плотно переплелись между собой, что людей днем и ночью окружало «кольцо крепкой тьмы». Выбраться из этой западни было совсем непростым делом.
Все же это были смелые люди, и они могли бы рискнуть и сразиться с врагами. Однако они не могли позволить себе погибнуть, «потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы». Пытаясь найти выход из этого положения, люди сидели и думали, как правильно поступить. «Но ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы». Вскоре люди ослабли от горестных мыслей. В племени зародился страх, и многие уже были готовы принести в дар захватчикам свою волю, и «никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни».
Но тут взял слово молодой красавец Данко, который считал, что «не своротить камня с пути думою». Он предложил соплеменникам отправиться сквозь лес навстречу солнцу, ведь «все на свете имеет конец». В его глазах было столько внутренней силы и «живого огня», что люди поверили ему. Они попросили Данко вести их через лес и спасти от неминуемой смерти среди ядовитых болот. Дорога была очень трудной, на каждом шагу путников поджидала опасность: «болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей», ветви деревьев раздирали в кровь их тела. Люди все шли и шли, но не было конца этому страшному лесу. Напротив, он становился еще гуще и темнее. Обессиленные путники все чаще стали роптать на Данко, который завел их неизвестно куда, на верную погибель.
Однажды над лесом грянула гроза, и стало «так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Деревья-великаны скрипели под порывами ветра, синим пламенем сверкали молнии, пугая людей. Казалось, из темноты на них смотрит «что-то страшное, темное и холодное». Путники окончательно пали духом. Им, некогда сильным и бесстрашным, было стыдно признаться в собственном малодушии, и они принялись обвинять во всех своих бедах Данко. Люди назвали своего предводителя ничтожным, вредным человеком, из-за которого они вынуждены терпеть страшные лишения. Данко же возразил, что только в нем одном оказалось мужество вести вперед, и племя пошло за ним по доброй воле. Он упрекнул людей, что те не смогли «сохранить силы на путь более долгий» и шли, словно стадо овец.
Эти слова разъярили соплеменников Данко еще больше, и в толпе послышались призывы убить бесстрашного юношу. Данко окинул взглядом людей и с горечью понял, «что они — как звери». Но он по-прежнему их любил и искренне желал им добра. В нем возникло огромное желание спасти свой народ, сделать для него великое дело. Без долгих раздумий Данко «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Оно пылало так ярко, что затмило бы собой солнце. Даже самая глубокая тьма расступилась перед этим «факелом великой любви к людям».
Данко вновь возглавил племя и уверенно пошел вперед, освещая путь своим горячим сверкающим сердцем. Очарованные невиданным зрелищем, люди безропотно отправились за ним. Вскоре лес расступился, открыв путникам бескрайнюю плодородную степь и стремительную реку. Окинув радостным взглядом «свободную землю», Данко гордо засмеялся, упал и умер. Его смерти никто не заметил, и только один осторожный человек, увидев еще пылающее сердце, раздавил его ногой, словно боясь чего-то…
Краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» для читательского дневника (М. Горький)
Многомудрый Литрекон любит раннюю прозу Горького, ведь она проста и лаконична, но в то же время отличается глубокомысленностью и интригующими сюжетными поворотами. Основные события из этих книг часто являются верным подспорьем на экзаменах, когда приходится подбирать аргументы. Но совершенно особым шармом обладает «Старуха Изергиль», и этот рассказ хорошо бы прочитать не только в сокращении.
(508 слов) Однажды вечером в Бессарабии после сбора винограда автор (имя нам его неизвестно) беседовал с необычной пожилой женщиной. Звали её Изергиль. Она была сухой, с тусклыми глазами, голос её не звучал, а «хрустел». Вдруг показывает она на проходящую мимо тёмную тень, сказав, что это сам Ларра. Автор не знал, почему старуха так говорит, но с любопытством попросил поведать, что произошло с этой тенью.
Где-то далеко жило одно племя. Одно из пиршеств закончилось трагедией: орел похитил одну из девушек. И лишь спустя время вернулась она обратно к племени, но не одна, а с прекрасным юношей. Девушка рассказала, что орел сделался её мужем, а человек рядом с ней — её сын. Сам похититель постарел, да бросился на скалы. Старейшины не приняли сына и потребовали, чтобы он ушел. Но тот прежде подошел к одной из девушек в племени и заключил её в объятия. Но отец девушки – один из старейшин, а потому, испугавшись отцовского гнева, она оттолкнула от себя юношу. Тогда потомок орла ударил её, героиня умерла. Племя стало думать, как наказать непрошеного гостя, но никакое наказание не удовлетворяло их. После долгих раздумий один мудрец подсказал, что юноша — сам себе наказание, да и отпустили его, назвав Ларра – «отверженный». Так и жил Ларра обособленно: то воровал скот, то девушек. Никакое оружие не пробивало его тело. Однако в один день он подошел близко к племени и никак не пытался спрятаться. Люди поняли, что Ларра желает смерти, но не подарили её ему. И так безуспешно пытался убить себя горделивый юноша, пока тело его не превратилось в скитающуюся тень. И эта участь была его наказанием.
Затем старуха Изергиль решила рассказать о любви в своей жизни, ведь дожила она до такого почтенного возраста только благодаря тому, что её любили и она любила. Так хорошо рассказывала женщина о своих возлюбленнных, что образы их моментально возникали перед автором. Вот её первая любовь – рыбак с Прута. А вот Гуцул, который был повешен прямо на глазах старухи. Здесь и деспотичный богатый турок, с сыном которого Изергиль сбежала из гарема, тут и подлый монах-поляк, поплатившийся за оскорбления. Храбрый пан, венгр, красавец шляхтич – у них была разная судьба, но объединяла их всех любовь к одной женщине, которая никого и ничего не забыла. Вдруг показались вдали огоньки, будто искры. Сказала Изергиль, якобы это искры от горящего сердца некого Данко, о котором тоже существует легенда.
Когда-то один гордый степной народ враждебное племя выгнало в глубь леса. Некогда жизнерадостных, свободных людей, привыкших к просторам, теперь окружали лишь мрак и непроходимые болота. Начали они погибать, но храбрый молодой юноша Данко призвал всех пройти сквозь лес в поисках степи. Решимость героя возродила надежду на спасение и во всех остальных. Но долгий, изматывающий путь медленно приводил путников в отчаяние. Сердце Данко горело желанием спасти людей, и он вырвал его из груди, чтобы осветить им дорогу к спасению. Лес остался позади, а впереди открытая степь. Обрадовались соплеменники, да только Данко был уже мертв, а сердце его полыхало рядом с ним. Один человек наступил на него, и оно отдало свои последние искры. Отныне горят в степи огоньки, что видели герои. Вокруг стало спокойно и тихо, будто даже природа была очарована храбростью юноши.
Автор: Екатерина Селезенева