Пьеса Максима Горького «На дне» как социально-философская драма

Основная идея пьесы

«На дне» — драма, написанная Горьким в 1902 году. Основные вопросы, которые волнуют писателя — это свобода человека и смысл его жизни. Через образы своих героев автор пытается найти ответы. Именно поэтому персонажи пьесы — это представители низших слоев, люди необеспеченные. Перед читателем нарисованы образы обитателей ночлежки, деклассированные элементы, презираемые «порядочным обществом». Горький полон сочувствия к этим людям, но рисует их с неприглядной реалистичностью. Именно в этом и звучит социальный подтекст.

Писатель длительное время изучал жизнь «дна», бедняков и опустившихся людей.

Он пробовал заниматься самым низкооплачиваемым тяжелым трудом, чтобы познать жизнь и описать ее в своих произведениях. Именно поэтому нарисованные им персонажи — не выдумка, а скорее, типажи, реальные представители низа.

Сама судьба, кажется, была несправедлива к ним, вынудив пасть так низко, что подняться практически невозможно. А философский оттенок сюжетной канвы связан, прежде всего, с образом Луки, который пытается помочь каждому из обитателей ночлежки, но на самом деле только усиливает их страдания.

Жанровая специфика

Рассматривая, что такое «На дне» — это пьеса или драма, следует отметить, что произведение является и тем, и другим. По своей видовой принадлежности текст представляет собой драматургическую пьесу. По жанру — драму. А если рассматривать более детально, можно выделить поджанр — социально-философская драма.

Особенности социального аспекта:

  1. Местом действия выбрана ночлежка, воплощение неблагополучия, крушения жизненных надежд.
  2. Герои — обездоленные и опустившиеся: спившийся Актер, бывший каторжник Сатин, проститутка Настя, вор Васька и другие. Это не индивидуализированные персонажи, а символы, собирательные образы. Все вместе они воплощают дно жизни. Но судьба каждого из них трагична.
  3. Писателем с подлинным реализмом описываются достоверные особенности жизни тех времен, элементов фантастики Горький не использует.
  4. Социальный конфликт — противопоставление «хозяев жизни» — хозяев ночлежки, Костылевых, всем прочим обитателям неблагополучного заведения.

А философский момент в текст вносят размышления героев о смысле жизни. Автор не просто описывает непростую жизнь обездоленных людей, а пытается найти ответы на интересующие его вопросы, понять, что лучше — суровая правда или спасительна ложь.

Выбор героев

Социально-философская драма «На дне» рисует перед читателем образы людей, которых даже русская литературная традиция редко делала главными героями. Кажется, что их жизнь закончилась, они опустились в самый низ, где влачат свое жалкое существование, не надеясь подняться. Именно таких людей Горький рискнул вывести на сцену, показать их внутренний мир. Даже то, что название произведения менялось неоднократно, говорит о том, что автор пытался найти наиболее точные слова для выражения своих безрадостных мыслей. Вот какие варианты он рассматривал:

  • «Ночлежка»;
  • «Дно»;
  • «Без солнца».

Все эти варианты наполнены пессимизмом, что вполне сочетается с текстом произведения. Ничего радостного и светлого в помещении, более напоминающем пещеру, нежели человеческое житье, происходить не может. Мрачные, серые краски использует Горький для изображения места действия. И персонажей он выбирает соответствующих. Кажется, что среди героев нет положительного, но писатель уверен в том, что сама жизнь сделала их таковыми.

Пример 1

Пьеса Максима Горького была написана в 1902 году. В то время в России был страшный экономический кризис. Обнищавшие крестьяне бродили по стране. Они старались найти варианты заработка. Многие люди оказались без крыши над головой, они опустились на самое “дно” жизни. Догадливые владельцы трущоб превратили свои подвалы в ночлежки, пользуясь безвыходным положением людей и стараясь извлечь из этого выгоду. Безработные и нищие, воры и бродяги, а также остальные “бывшие” люди находили здесь приют. Произведение Горького как раз повествует нам об одной такой ночлежке, мы видим, как там соприкасаются судьбы разных людей.

Действие разворачивается в тёмном подвале с низким потолком, здесь нет простора. Обстановка также удручающая: стульев нет, а вместо них обрубки дерева, грубо сколоченный обветшалый стол посередине и нары по всем стенам. Здесь живут все те, кого потрепала жизнь. Они никому не нужны: спившийся Актер, слесарь Клещ, падшая женщина Настя, вор Василий. Эти люди лишены всего, но а них еще осталось чувство собственного достоинства. Они мечтают выбраться наверх, но осознают, что такое вряд ли возможно. На протяжении всего произведения герои устами старца Луки пытаются выяснить, а что же лучше “горькая правда” или “сладкая ложь”. Сам Лука утверждал, что человеку нужно во что-то верить, это может помочь ему отвлечься от тягостных дум и от всего агрессивного. Умирающей Анне он пообещал покой, Пеплу рассказывал о чудесных пейзажах Сибири, а Актеру поведал, что есть лечебница, помогающая избавиться от алкогольной зависимости. И каждый из героев, слушая его, воспрял духом. А значит прав был старик, надежда может поддержать человека. И как только Лука исчезает, все рушится герои уже ни во что не верят. Автор тем самым показывает, что нужно стараться смотреть на мир реально, а не через розовые очки. А противником теории старца является Сатин, он отвергает жалость, которая делает человека слабее. Он говорит о том, что каждый может творить свою судьбу сам. Но его теория сомнительна: ведь сам он на “дне”, а значит тоже не умеет действовать. В итоге Горький так и не дает однозначного ответа, а как же лучше жить. Каждый должен решить для себя.

Горький однажды сам сказал о пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это- что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?”

Социальный подтекст

Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.

Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.

Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.

Каждый день жизни героев напоминает предыдущий, кажется, что череда повторяющихся действий не прекратится никогда. Они устали от вынужденного соседства и от самих себя, но сделать усилие, вырваться за границы жизненного дна у них нет ни сил, ни возможности.

Философский аспект

В тексте можно найти яркое противопоставление двух жизненных позиций — Луки и Сатина, представляющих собой разноплановые точки зрения. Вот почему драму «На дне» можно назвать философской. Кажется, что симпатия автора на стороне философии Луки, этого доброго странника, который действительно пытается посильно облегчить жизнь обездоленных обитателей ночлежки. Но на самом деле Горький уверен, что правда в любом случае лучше, чем спасительная ложь.

На уроках литературы и при написании сочинения следует разобраться в том, что более ценно и значимо для писателя и его героев. Лука уверен в том, что можно солгать во благо, чтобы избавить человека от страданий. Горький же полагает, что «правда — вот бог свободного человека».

Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.

Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:

  1. Актер, убедившись, что никто не способен излечить его от алкоголизма, принимает роковое решение.
  2. Анна, поверив, что вскоре всем ее страданиям придет конец, хочет еще «пожить и помучаться».
  3. Васька с воодушевлением воспринимает идею уехать в Сибирь и начать новую жизнь с Наташей, однако этим надеждам сбыться не суждено. Решившись на месть Василисе, он обрекает себя на тюрьму.

Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.

Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ» — презентация


ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Важнейшая смысловая категория — Правда — ложьПравда — вера правда 2 оппозиции: Разное понимание правды и разное отношение к вере определяет позицию и место каждого из ночлежников (а не их социальная биография) Вера объединяет Актёра, Анну, Наташу, Настю, близки к ним Васька Пепел и Клещ. Их вера (пусть и иллюзорная) поддерживает их жизнь. Эта ВЕРА и есть для них ПРАВДА Бубнов, Барон, Сатин


Правда реальности и правда мечты – две грани проблемы пьесы. Бубнов, Сатин и Актёр далеки от иллюзий. Они им не нужны. Для Актёра, Наташи, Насти, Анны и других ВЕРА важнее ПРАВДЫ. Поэтому так горячо откликнулись на реплику Луки: «Во что веришь, то и есть».

правда Лука. «Во что веришь, то и есть» – Человек – правда. Доброта Луки утешающая.он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи, Неподделен его интерес к людям. Он нужен «страдальцам», т.к. ободряет и утешает их, поддерживая уже сложившуюся мечту, не предлагая своих рецептов. Даёт веру, надежду, согревает сочувствием души людей слабых. Бубнов Человек зависит от среды. Правда «злая»,не одушевлённая добром. Сатин Человеку нужна мечта, НО Двигаться к ней он ДОЛЖЕН САМ! Ему нужна деятельная любовь, уважение вместо жалости. «Человек – вот правда» ВЫВОД: Правда текучая, подвижная. Тонки переходы добра в равнодушное бессилие, правды – в ложь.


Спор о человеке. (Лука – Сатин) «Человека пожалеть нужно» «Человек может верить и не верить… он за всё платит сам… и потому он свободен».

Лука. Сложный, противоречивый герой. С одной стороны как бы даёт импульс пробуждающемуся сознанию Сатина, С другой – его доброта, снисходительность, желание помочь могут обернуться роковыми последствиями для слабых духом. Правда, вина за это падает на них самих. Лука утешает людей, прибегая ко лжи. Он просто не очерствел душою, творит реальное, деятельное добро, не просто утешает, а философски обосновывает свою позицию: «Человека может спасти и научить добру не насилие, не тюрьма, а только добро».

Споря со своим героем, Горький показывает, что «спасительная» ложь ещё никого не спасала. Нельзя вечно жить в плену иллюзий, так как выход из них – всегда трагедия. А, главное, человек, живущий в мире иллюзий, ПРИМИРЯЕТСЯ со своей унылой жизнью, то есть СОГЛАШАЕТСЯ ТЕРПЕТЬ. Этого Горький не приемлет.

Горькому удалось показать одну из самых опасных черт сознания и психологии социальных низов России: Неудовлетворённость реальностью; Анархический критицизм этой реальности; Вместе с тем зависимость от внешней помощи; Вера в «чудесное» спасение; Неготовность к самостоятельному жизненному творчеству

Обсудим: Мнение исследователя: «В основе драмы лежит глубоко религиозная проблема. Понятие «дно» имеет не только социальное, но и духовно- нравственное содержание». Вопросы: Может ли человек жить без веры? Утверждение: «Ради правды нужно жертвовать всем». Цитату: Из книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»:

Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Сверхчеловек смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли! Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет. Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они! Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли! Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда не было ничего выше, чем это презрение, она хотела видеть тело тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела и от земли. О, эта душа сама была еще тощей, отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души! Но и теперь еще, братья мои, скажите мне: что говорит ваше тело о вашей душе? Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою? Поистине, человек это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он это море, где может потонуть ваше великое презрение.

Что есть тело (сверхчеловек) без души?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]