«Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова – материалы сочинения на тему спора поколений


Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»

Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».

«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума».

В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».

Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?

В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели». Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»

То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к . Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.

Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».

Сочинение на тему молодое поколение в комедии грибоедова горе от ума

Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но настолько значительна роль его комедии «Горе от ума» в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Их борьба с многочисленными и сильными противниками – дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая это противостояние, являясь его непосредственным участником, Грибоедов отразил это в своей комедии. Таким образом, содержание пьесы тесно связано с историческими событиями, а основной ее конфликт – столкновение умного, передового человека с косным обществом дворян-крепостников – драматург сам мог наблюдать в жизни. В произведении достаточно подробно обрисован образ жизни дворянской молодежи того времени вообще и жизнь отдельных ее представителей в частности. Основной конфликт пьесы – столкновение Чацкого с фамусовским обществом. Однако, это не значит, что конфликт происходит между представителями старшего и молодого поколения. Большая часть дворянской молодежи, к сожалению, по своим убеждениям и принципам также относится к фамусовскому обществу. Дворянскую молодежь в пьесе представляют: Чацкий, Молчалин, Скалозуб, Софья, а также некоторые внесценические персонажи. Обобщая всю дворянскую молодежь, можно сказать, но живет она, в большинстве своем, легко и беззаботно. Многими правит стремление иметь много, делая мало. Способ для такой паразитической жизни немало: выгодно жениться или выйти замуж, лишний раз услужить, унизиться и получить за это повышение по службе… С одной стороны, такая жизнь слишком фальшива и неинтересна. А с другой – откуда взяться умным мыслям в молодых головах при системе образования того времени? Чацкий возмущается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручается иностранцам, обычно немцами и французам. В результате дворяне отрываются от всего русского, в их речи господствует «смешенье языков французского с нижегородским», с детства прививается убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививвается «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. «Французик из Бордо», приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Яркий пример такого образа жизни мы видим в Молчалине. Безродный юноша из провинции приехал служить в дом Фамусова секретарём. Дельный и способный, он быстро понял, что, чтобы получить почести и богатства, нужно: «Угождать всем людям без изъятья». Молчалин лебезит перед Хлёстовой, заигрывая даже с её собачкой; он безмолвно выслушивает поучения Фамусова. И вот уже Павел Афанасьевич видит в Молчалине «делового». Прекрасно характеризует Молчалина его речь, краткая, деловая, осмотрительная. Заискивая, он постоянно употребляет в конце слова «с» (сокращенное «сударь»). Молчалин считает своим долгом угождать начальнику и его домочадцам, вплоть до того, чтобы развлекать ночами его дочь, не зря Грибоедов вводит в комедию сцену в спальне Софьи, Молчалин готов на все «в угодность дочери такого человека». Но он трус и не заходит далеко, понимая, что жениться на дочери хозяина не стоит, это не принесет ему большой выгоды, может, даже притормозится продвижение по служебной лестнице! Молчалину на всю жизнь придется остаться в Москве и мечтать наследовать должность Фамусова. В российской системе управления провинциалы без роду и племени почти не имели шансов занять высокие государственные посты. Но подхалим хочет большего! Он завел связи с Татьяной Юрьевной, принятой в Петербурге и удивлен, как это Чацкий может её не знать. Ему и в голову не приходит, что кто-то на этом свете не подчиняет каждый свой поступок собственной выгоде. По словам Д. Писарева, он уже давно отправился к своей заветной цели – карьере и принадлежности к «высшему свету», он «пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет…» Скалозуб – еще один дворянин, представленный в комедии. В нем показана глупость и ограниченность. Как говорит Софья, он «слова умного не выговорил сроду». Этот офицер может думать только о форме, строе и осанке. По его мнению, слава полка не в его боевых действиях, а в том, что «всё так прилажено, и тальи все так узки». Одной остроумной репликой Чацкого Грибоедов создаёт портрет Скалозуба: Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки. Привлекательность Скалозуба для Фамусова состоит в том, что он «золотой мешок». Хотя все знают, что Скалозуб туп и ограничен. Но в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубоватый, богатый, довольный собой. Итак, в центре комедии лежит столкновение между сторонниками барской Москвы и группой новых людей. Этих новых людей представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов». Легко понять, что такие люди в обществе скалозубов и молчалиных слывут «мечтателями опасными». Их боятся, услышав их речи, кричат «Разбой! Пожар!». Но против старых порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий. Этим автор подчёркивает исключительное положение людей с новыми взглядами. «В моей комедии, – писал Грибоедов, – двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Фигура Чацкого, получая особое место в пьесе, становится крупной, сильной. История жизни героя намечена в комедии отдельными штрихами. Детство в доме Фамусовых (об этом рассказывает Софья в 5 явл. и сам Чацкий в 7 явл. д. I), затем служба в полку «назад тому пять лет», Петербург — «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу – и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Чацкий молод, ему не более 23-24 лет, а за плечами у него уже множество событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей. Он давал меткие характеристики людям («трое из бульварных лиц», «наше солнышко»), умел подчеркнуть в них то, что у честного человека должно вызывать гнев и презрение. «Сам толст, его артисты тощи»,– говорил он об одном из московских «тузов» и его крепостном театре. Чацкий подметил ненависть светских дворян ко всему новому: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В учёный комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? За границей Чацкий «ума искал», то есть – учился. Кроме научных истин он мог там «крепко набраться новых правил». В эти годы беспокойная Европа всё ещё кипела страстями великих битв. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на Родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве. Теперь Чацкий «вольнее дышит и не спешит вписаться в полк шутов». Он не богатый дворянин («душ триста-четыреста»), отказавшийся от службы. Почему же он не служит? Он сам отвечает на этот вопрос: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Он умеет от души смеяться и тонко иронизировать, красиво говорит, легко ссылается на факты истории и оперирует античными именами. Даже Софья вынуждена согласиться с тем, что Чацкий: «Остёр, умён, красноречив, / В друзьях особенно счастлив». К тому же так привлекательна в Чацком горячая искренность в любви. Поведение Чацкого до конца естественно, образ его правдив и динамичен. Нельзя не обратить внимания на центральный женский образ пьесы. Софья – 17-летняя дочь хозяина московского дома, в котором разворачивается действие. Она воображает себя сентименальной героиней «чувствительного» романа потому отвергает и чересчур язвительного Чацкого, и московского полковника Скалозуба. Несмотря на это, к Софье Павловне трудно отнестись с тем же безучастием, с каким мы расстаемся с другими героями пьесы. В ней есть много симпатичного, в ней все задатки недюжинной натуры: живой ум, смелость и страстность. Она загублена духотой отцовского дома. Ее идеалы ошибочны, но где взяться другим идеалам в фамусовском обществе? Ей, конечно, тяжело, тяжелее даже, чем Чацкому, ей достается свой «мильон терзаний». Таким образом, дворянская молодежь того времени также расколота на два лагеря: люди мыслящие, открытые и откровенные с одной стороны, и лицемерные, пустые охотники за чинами и легкими деньгами – с другой. Каждое поколение читателей по-своему воспринимало бунт Чацкого или низость Молчалина, но общее отношение к ним как к бессмертным типам от этого не менялось. Хотелось бы верить, что слова В.Борисова «Хитрость это гибрид глупости с развитым житейским чутьём» не являются девизом современных молодых людей, и на высоте останутся умные и способные, открытые и смелые, а не низкие и ничтожные.

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».

«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.

Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.

Молодое поколение в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Свою комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедов закончил в 1824 году. Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказывает о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Особенно трагично они звучат, как мне кажется, в столкновении героев «молодого поколения» — Чацкого, Молчалина, Софьи. Главный герой комедии – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий — «новый» человек с прогрессивными либеральными взглядами. Этот герой наполнен возвышенными идеями. Он протестует против старых порядков, которые существовали в ту эпоху не только в Москве, но и во всей России. Чацкий борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм: Нет, нынче свет уж не таков. Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов. Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя поджидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что все московское окружение – это чужие для героя люди. Он никак не может согласиться с их взглядами на жизнь. Так, Чацкий считает, что каждому человеку необходимо образование. Кроме того, он патриот России. Герой мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, хорошо знали и говорили на русском языке. Кроме того, Чацкий – ярый сторонник отмены крепостного права. Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить устройство России к лучшему, сделать так, чтобы людям жилось честнее и справедливее. Однако в доме Фамусова он сталкивается с ярым сопротивлением – у него появляются настоящие идейные враги. Одним из них является Алексей Степанович Молчалин. Этот герой — человек одного с Чацким поколения. Но, в отличие от Александра Андреевича, Молчалин — убежденный консерватор, поэтому взаимопонимание между ними невозможно. Больше того, между этими персонажами неизбежен конфликт — их жизненные идеалы, нравственные принципы и поведение в обществе абсолютно противоположны. Так, например, Чацкий не может понять, «зачем же мнения чужие только святы». Молчалин же, как и Фамусов, считает зависимость «от других» основным законом жизни: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Бесспорно, Молчалин, в отличие от Чацкого, посредственность. Но у него есть «свой талант» — «умеренность и аккуратность». Благодаря им, герой уже добился «многого»: «С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил». Мировоззрение и поведение Молчалина строго регламентируется его положением в служебной иерархии. Молчалин и помыслить себе не может какой-то маломальской свободы – в мыслях или поступках. Для него главное – авторитеты: Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом Чиновные и должностные — Все ей друзья и все родные… Зато, в отличие от Чацкого, Молчалин органично вписывается в фамусовское общество. Можно сказать, что это «маленький Фамусов», ведь у него много общего с главным московским «тузом», несмотря на их большую разницу в возрасте и в общественном положении. Например, отношение Молчалина к службе — чисто «фамусовское»: он хотел бы «и награжденья брать, и весело пожить». Молчалин — антипод Чацкого не только по убеждениям, но и по характеру отношения к Софье. Чацкий искренне влюблен в эту девушку, выше этого чувства для него ничего не существует. Молчалин же лишь умело притворяется, что любит Софью, хотя, по собственному признанию, не находит в ней «ничего завидного». Что же представляет собой Софья Фамусова – «предмет» единоборства Чацкого и Молчалина? На мой взгляд, это очень противоречивый персонаж. С одной стороны, дочь Фамусова умна и неординарна. По своим внутренним качествам на должна стать сторонницей Чацкого. Однако, к сожалению, этого не происходит. Больше того, именно Софья становится причиной гонения Александра Андреевича – она, оскорбившись за Молчалина, объявляет Чацкого сумасшедшим. Мы понимаем, что большой потенциал этой героини загублен «фамусовским» воспитанием — ложью, двуликостью, косностью, консерватизмом. Возможно, когда-нибудь Софья и раскроет все свои возможности, однако этот вопрос автор оставляет открытым. Как, впрочем, и вопрос о дальнейшей судьбе Чацкого и Молчалина. Таким образом, молодое поколение в комедии Грибоедова «Горе от ума» представлено совершенно разными персонажами, представляющими кардинально противоположные взгляды на жизнь. Автор подчеркивает, что представления Чацкого революционны и оттого отторгаемы большинством. Взгляды же старой Москвы чрезвычайно сильны, потому что поддерживаются огромным количеством молодых людей. Поэтому борьба старого и нового предстоит нешуточная. Кто из нее выйдет победителем? У автора, как и у нас, есть свои предположения. Однако рассудить героев комедии может только время.

Похожие статьи:

Грибоедов А.С. → Чацкий и Молчалин

Грибоедов А.С. → Чацкий и фамусовское общество

Грибоедов А.С. → Чацкий и фамусовское общество

Грибоедов А.С. → Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев

Грибоедов А.С. → Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]