Чем заболел Раскольников на каторге?


Говорящая фамилия Раскольникова

По мнению литературоведов Ф. М. Достоевский не просто так наделяет главного героя произведения «Преступление и наказание» фамилией Раскольников. Упоминая, что род известен 200 лет, он делает отсылку к раскольникам. Раскольники – те, кто не отвергая основное течение и его принципы, отделяются от него, но при этом не отвергают.

Подобно раскольникам главный герой отвергает принятые в обществе законы нравственности и морали, оправдывая свои поступки великими целями.

Совершенное преступление окончательно раскололо его душу, отделило от друзей, родственников и общества. Единственным человеком способным возродить его является Соня Мармеладова, грешная девушка, которая для Родиона стала святой и подарила веру в будущее. Также фамилия персонажа может указывать на то, что внутри него уживаются два человека – социофоб, предпочитающий как можно меньше общаться с людьми, и великодушный человек с большим сердцем.

Также фамилия персонажа может указывать на то, что внутри него уживаются два человека – социофоб, предпочитающий как можно меньше общаться с людьми, и великодушный человек с большим сердцем.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме «Раскольников».

В работе раскрывается образ главного героя романа, его биография, взаимоотношения с окружающими людьми. Тест по произведению Самые популярные материалы декабря для 10 класса: Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

Символичность сновидения, скрытый смысл

Достоевский раскрывает в произведении животрепещущие темы нравственности и морали, подходя аккуратно к размышлениям героя. Последний сон Раскольникова открывает герою глаза на мир, раскрывает в полной мере его страхи, опасения. Данное сновидение главное действующее лицо видит в эпилоге произведения, когда находится на каторге. Конечно, в формировании иного мировоззрения немалую роль сыграла поддержка Сони Мармеладовой.

Достаточно настрадавшись, Родион, пребывая в тюрьме, размышляет о собственных страхах. Он по-прежнему уверен в правоте своих суждений. Разоблачение приходит в страшном сновидении. Всплывающие во третьем сне Раскольникова образы весьма символичны:

  • трихины, представляющие опасность для всего человечества, приводят мир к утрате всех норм;
  • моровая язва, лишающая людей всех привычных моральных, нравственных качеств;
  • возникшая эпидемия, делающая человека жестоким, что влечет за собой трагедию глобального масштаба;
  • трихины, символизирующие состояние души главного героя.

Сновидение каторжанина полностью противоположно суждениям Раскольникова. Ранее мужчина был уверен, что избранным дано, словно миссия, право на преступления. Теперь герой понимает, насколько важно нести свет, избавлять землю от негатива, зла, преступления. Теоретик постепенно познает истинные жизненные ценности, избавляется от «трихинов» в своей душе. Сострадание, проснувшееся внутри, позволяет Родиону Раскольникову воскреснуть для новой жизни.

Символичное значение

Не случайно автор размещает последний сон Раскольникова в эпилоге.

Пройдя через все страдания, через множество размышлений и страхов, до сих пор будучи уверенным в своей правоте, именно во сне Раскольников постигает разоблачение своей жуткой теории. Глубокий символизм сна в том, что «трихины» являются страшной опасностью для всего человечества. Они способны привести к утрате всех норм человеческой жизни, всех моральных и нравственных качеств человека.

Распространение жестокости приведет к трагедии глобального масштаба.

Сон на каторге полностью противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он был уверен, что избранные имеют право на преступления, то теперь он осознает, что гораздо важнее нести свет, очищать землю от преступлений и злобы.

Это помогает герою избавиться от «трихинов» в своей душе. Герой, благодаря состраданию, воскресает для новой жизни.

Анализ

Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в произведении «Преступление и наказание» отразил не только эпоху, но и поднял нравственные проблемы, законы человечности, добра.

Ужас преступления Родиона заключается в том, что он сомневается в том, что нужно ли ему раскаиваться в страшном поступке. Именно во сне опровергаются все его сомнения.

Что снилось Раскольникову на каторге?

Во сне Раскольников видит убийство людей. Он наблюдает, как люди сходят с ума, бредят, уничтожают друг друга. Даже создавая союзы и договариваясь между собой, они быстро изменяют своё решение. Люди считают себя умными, у них непоколебима вера в свои поступки. Парень уверен, что избранные люди могут спасти всё общество. В этой категории людей нет злобы и подлости. На них возлагается миссия по спасению человечества.

Что означают символы в сне Раскольникова?

Автор специально располагает последний сон Родиона в эпилоге. Преодолевая боль и страх, он был уверен в своих идеалах, но во сне ему приходит разоблачение страшной теории. Смысл сна заключается в том, что «трихины» являются серьёзной угрозой для жизни людей. Они могут приводить к полной потере всех привычных ценностей и душевных качеств.

Усиление насилия приведёт к серьёзной трагедии, а сон в местах лишения свободы противостоит теории Родиона. Если раньше он считал, что избранные люди могут вершить казнить людей, то теперь он стремиться очистить землю от зла. Эти поступки помогают ликвидировать «трихинов» в душе, а сочувствие даёт ему шанс вернуться к нормальной жизни.

Как Раскольников спасёт свою душу?

Последний сон Родиона считают отражением всех его тяжелых жизненных испытаний. В этой ситуации настоящее наказание заключается в его раскаянии в совершении преступления, но даже у него есть шанс на спасение души. Изначально герой обделён хорошими качествами, но он может сочувствовать и сопереживать. В своих бедах он пытается обвинить Сонечку Мармеладову, но она помогает Родиону обрести новую жизнь. Только после осознания своих пагубных страстей, герой может вернуться к жизни. Через жалость и сочувствие, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион осознаёт вещи, спасающие его душу.

В романе автор поднимает важные вопросы нравственности, морали, душевных качеств в человеке. Сон на каторге считается прекращением страданий, испытаний и началом нового этапа в его сложной жизни.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства.

Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок.

Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему

«Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

». Тест по произведению Самые популярные материалы декабря для 10 класса: Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

«Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»?»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» имеет шестичастную структуру и заканчивается эпилогом.

Известно, что эпилог — это «заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев». В романе Достоевского эпилог, состоящий из двух небольших главок, выполняет эту функцию. И если первая глава эпилога — более формальная, освещает по большей части «внешнюю жизнь» героев, то вторая сосредотачивается на внутренней жизни Родиона и Сони.

И если первая глава эпилога — более формальная, освещает по большей части «внешнюю жизнь» героев, то вторая сосредотачивается на внутренней жизни Родиона и Сони. Эта часть эпилога освещает очень значимый этап духовного развития главного героя. Вначале мы узнаем, что, признавшись на суде, пробыв большое количество времени на каторге, Раскольников не раскаялся в своем преступлении, не пересмотрел своего отношения к нему.

Единственное, за что ругал себя Родион, что приводило его в уныние, было разочарование в себе:

«Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною»

. Мы видим, что герой оценивает свой поступок исключительно с «мирской» точки зрения — что скажут или подумают о нем люди.

Рассуждая с таких позиций, Раскольников недоумевает — чем страшно его преступление, если другие позволяют себе то же, если закон — это всего лишь результат прихоти или желания отдельных людей и не более того.

Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук. Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство — страшный поступок, противный самой природе человека. Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он «не вынес».

Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он «не вынес».

Но пока до этого «открытия» герою очень далеко. Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Предвестником этого перелома становится болезнь Родиона.

В бреду ему приходят странные видения — в очередной раз душа героя «делает ему подсказку», направляет на правильный путь. В этом сне, через фантастический сюжет, сам автор высказывает свою точку зрения на повсеместное распространение нигилистических, безбожных идей, вроде идеи Родиона. Эти теории заражают людей, делают их безумными, «бесноватыми».

Рекомендуем прочесть: Какие документы нужны для оформления отпуска по уходу за ребенком

Однако сами зараженные этого не замечают — они мнят себя избранными, миссиями. Однако повальное заражениями такими идеями ведет к вырождению рода человеческого. И лишь несколько непорочных душ, сохранивших свою нравственную чистоту, смогут спасти людей от полного уничтожения.

Я думаю, что именно сон что-то изменил в сознании Раскольникова, помог ему осознать то, что герой давно чувствовал.

Родион понял, что он любит Сонечку, что эта хрупкая девушка — его спасение, его опора и поддержка: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам.

Он плакал и обнимал ее колени». Открывшись любви к отдельному человеку, герой встал на путь любви ко всем людям (недаром другие каторжники изменили свое отношение к нему) и к Богу.

В конце эпилога Раскольников впервые открыл Евангелие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый момент в его жизни — момент перерождения. И хотя писатель не рассказывает о дальней судьбе героя, нам становится ясно, что это будет уже совсем другая жизнь —

«постепенного перерождения…, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью»

. Думается, во многом роман «Преступление и наказание» во многом был написан именно ради этого эпилога.

В нем автор утверждает, что возможно прощение и возрождение любого человека, даже самого страшного преступника.

Для этого нужно лишь его раскаяние и «поворот» навстречу людям, миру, любви — «поворот» навстречу Богу. Понять это Раскольникову помогает именно его сон.

Наказание Раскольникова

Пульхерия Александровна благословила молодых, но вскоре ее здоровье пошатнулось и она умерла. Соня каждый месяц писала Разумихиным.

Из ее посланий они знали, что Раскольников ходит на работы и Соня имеет возможность видеться с ним, а сама устроилась в городе и зарабатывает шитьем.

Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. С Соней он поначалу также держался отчужденно, почти грубо, но постепенно ее посещения обратились у него в привычку. В последнем письме Соня сообщала, что Родион Романович весьма серьезно заболел и лежит в госпитале.

Раскольников заболел от уязвленной гордости. Его злило, что он так бездарно стлался в руки правосудия, хотя виновным себя не считает и не раскаивается в убийстве.

Он признавал свое преступление только в том, что не вынес содеянного и явился с повинной. Страдал он также и от мысли, что не смог убить себя, тогда как Свидригайлову это удалось.

В остроге его ненавидели, даже хотели убить как безбожника, хотя в церковь он ходил вместе со всеми.

Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»?

Рассуждая с таких позиций, Раскольников недоумевает – чем страшно его преступление, если другие позволяют себе то же, если закон — это всего лишь результат прихоти или желания отдельных людей и не более того.

Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук. Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство — страшный поступок, противный самой природе человека.

Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он «не вынес». Но пока до этого «открытия» герою очень далеко. Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни.

Предвестником этого перелома становится болезнь Родиона. В бреду ему приходят странные видения – в очередной раз душа героя «делает ему подсказку», направляет на правильный путь.

В этом сне,

Рассуждая с таких позиций, Раскольников недоумевает – чем страшно его преступление, если другие позволяют себе то же, если закон — это всего лишь результат прихоти или желания отдельных людей и не более того. Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук.

Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство — страшный поступок, противный самой природе человека. Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он «не вынес». Но пока до этого «открытия» герою очень далеко. Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни.

Предвестником этого перелома становится болезнь Родиона.

Рекомендуем прочесть: Можно ли поменять аккумулятор в магазине после 10дней

В бреду ему приходят странные видения – в очередной раз героя «делает ему подсказку», направляет на правильный путь. В этом сне, через фантастический

Преступление и наказание Раскольникова

После совершенного образ Раскольникова в романе приобретает некую раздвоенность, как будто герой находится на перекрестке.Он пытается понять, сможет ли он дальше жить с таким пятном на совести или ему нужно признаться и искупить вину.

Терзаемый муками совести, Родион все больше осознает, что он не таков, как его герои, мирно спящие, послав на смерть тысячи невинных людей.

Ведь убив всего двух женщин, он оказывается не способен простить себе это.Чувствуя свою вину, он отдаляется от людей, но при этом ищет родственную душу.

Ею становится Соня Мармеладова – девушка, отправившаяся на панель, дабы спасти от голодной смерти родных.

«Раскольников на каторге (анализ 2 главы эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)»

В романе Достоевского «Преступление и наказание» эпилог, состоящий из двух небольших главок, играет очень значимую роль: именно из него мы узнаем о судьбах основных героев произведения — Раскольникова, Сонечки и других.

Если первая глава эпилога — более формальная и освещает по большей части «внешнюю жизнь» героев, то вторая сосредотачивается на внутренней жизни Родиона и Сони. Эта часть эпилога освещает очень значимый этап духовного развития главного героя. Вначале мы узнаем, что, признавшись на суде, пробыв большое количество времени на каторге, Раскольников не раскаялся в своем преступлении, не пересмотрел своего отношения к нему.

Вначале мы узнаем, что, признавшись на суде, пробыв большое количество времени на каторге, Раскольников не раскаялся в своем преступлении, не пересмотрел своего отношения к нему.

Единственное, за что ругал себя Родион, что приводило его в уныние, было разочарование в себе:

«Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною»

. Мы видим, что герой оценивает свой поступок исключительно с «мирской» точки зрения — что скажут или подумают о нем люди.

Рассуждая с таких позиций, Раскольников недоумевает — чем страшно его преступление, если другие позволяют себе то же, если закон — это всего лишь результат прихоти или желания отдельных людей и не более того. Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук.

Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство — страшный поступок, противный самой природе человека. Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он «не вынес».

Но пока до этого «открытия» герою очень далеко. Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни.

Предвестником этого перелома становится болезнь Родиона. В бреду ему приходят странные видения — в очередной раз душа героя «делает ему подсказку», направляет на правильный путь.

В этом сне, через фантастический сюжет, сам автор высказывает свою точку зрения на повсеместное распространение нигилистических, безбожных идей, вроде идеи Родиона.

Эти теории заражают людей, делают их безумными, «бесноватыми». Однако сами зараженные этого не замечают — они мнят себя избранными, миссиями. Однако повальное заражениями такими идеями ведет к вырождению рода человеческого.

И лишь несколько непорочных душ, сохранивших свою нравственную чистоту, смогут спасти людей от полного уничтожения. Я думаю, что именно сон что-то изменил в сознании Раскольникова, помог ему осознать то, что герой давно чувствовал.

Родион понял, что он любит Сонечку, что эта хрупкая девушка — его спасение, его опора и поддержка: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени».

Открывшись любви к отдельному человеку, герой встал на путь любви ко всем людям (недаром другие каторжники изменили свое отношение к нему) и к Богу. В конце эпилога Раскольников впервые открыл Евангелие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый момент в его жизни — момент перерождения.

Рекомендуем прочесть: Пакет документов у водителя автобуса при заказных заказах

И хотя писатель не рассказывает о дальней судьбе героя, нам становится ясно, что это будет уже совсем другая жизнь —

«постепенного перерождения…, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью»

. Таким образом, эпилог в романе «Преступление и наказание» играет важную роль, поскольку рассказывает о дальнейшей судьбе основных персонажей произведения.

Кроме того, в эпилоге показан очень значимый этап жизни главного героя — духовный перелом, начало очищения и новой жизни.

Интересные факты

  • Журнал «Русский вестник» обязан роману Достоевского подъемом популярности. После опубликования «Преступления и наказания» издание приобрело 500 новых подписчиков – число внушительное по тем временам.
  • По первоначальной задумке автора роман ждал другой финал. Раскольников должен был покончить жизнь самоубийством, но Федор Михайлович решил, что такой исход уж слишком прост.


Роман Достоевского «Преступление и наказания»

  • В Санкт-Петербурге по адресу ул. Гражданская, 19 – Столярный пер., 5 расположен дом, который называют домом Раскольникова. Считается, что в нем и жил главный герой романа. На чердак, как и написано в книге, ведут ровно 13 ступенек. Достоевский детально описывает и двор, где спрятал награбленное его персонаж. По мемуарным признаниям писателя, двор тоже реальный – Федор Михайлович обратил внимание на это место, когда на прогулке справлял там нужду.


Дом Раскольникова в Санкт-Петербурге

  • Георгия Тараторкина утвердили на роль по фотографии. Актер лежал с тяжелой болезнью в больнице, диагноз ставили неутешительный – по прогнозам врачей пришлось бы ампутировать ноги. На фото Тараторкин впечатлил режиссера болезненным осунувшимся лицом, таким и представлялся ему Раскольников. Когда молодой актер получил радостную весть об утверждении его кандидатуры, тут же встал на ноги. Так роль спасла мужчине конечности.
  • В фильме Кулиджанова эпизод уничтожения улик Раскольниковым после убийства сопровождается приглушенным ритмичным стуком. Этот звук – записанное на магнитофон биение сердца Георгия Тараторкина.

Воскрешение Раскольникова

Во время болезни Раскольникову в бреду грезилось, будто весь мир осужден и должен погибнуть. Появились какие-то микроскопические существа, вселявшиеся в людей, отчего те становились бесноватыми и сумасшедшими, однако считали себя обладателями истины в последней инстанции.

Каждый слушал только себя. Не придя к согласию, люди с ожесточением убивали друг друга.

Раскольников не мог забыть свои горячечные грезы, и это мучило его.

Однажды под вечер он подошел к окну и увидел вдали у госпитальных ворот Соню. Она стояла словно в ожидании. Что-то пронзило его сердце, он вздрогнул и отошел от окна.

В следующие дни Соня не приходила, и Раскольников почувствовал, что ему не хватает ее. Выписавшись, он узнал в остроге, что девушка заболела, и очень встревожился. Наконец Соня прислала записку, что скоро придет повидаться.

Сердце его сильно и больно билось.

На следующий день Раскольников отправился на работу. Выдалась свободная минутка, и он сидел на берегу Иртыша и смотрел на другую сторону, туда, где была свобода.

Соня незаметно подошла и села рядом.

Лицо девушки побледнело и осунулось, но она радостно улыбнулась ему и робко протянула руку. Он всегда с отвращением брал эту руку и молчал все время посещения, но теперь они сидели, не разнимая рук.

Вдруг что-то словно подхватило Раскольникова, он пал к Сониным ногам, плача и обнимая ее колени. Сперва она испугалась. но тут же поняла, что он любит ее.

Они не могли говорить, слезы стояли в их глазах.

Теперь Раскольников воскрес и знал это; даже заключенные, казалось, смотрели на него по-иному.

Вечером он вспоминал Соню и думал о том, какой бесконечной любовью искупит все мучения, которые ей причинил. Под подушкой у него лежало Евангелие, и Раскольников знал, что убеждения Сони будут теперь и его убеждениями. 5 / 5. 2 Метки:

Сон Раскольникова о конце света — текст

«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса. Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез. Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные, весенние дни; в арестантской палате отворили окна (решетчатые, под которыми ходил часовой). Соня, во всё время болезни его, могла только два раза его навестить в палате; каждый раз надо было испрашивать разрешения, а это было трудно.» — Эпилог, Глава II

Каторга Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Последняя глава романа «Преступление и наказание» заканчивается тем, что бедный студент Раскольников признается в убийстве старухи и ее сестры.

О дальнейшей судьбе героев читатели узнают уже и эпилога.

В эпилоге автор рассказывает о том, что после явки с повинной Раскольникова судят и дают 8 лет каторги в Сибири.

Главный герой попадает в сибирский острог ссыльнокаторжным второго разряда. В этой статье представлены материалы о каторге Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Смотрите: Все материалы по «Преступлению и наказанию» Все статьи о Раскольникове

Анализ эпилога преступление и наказание

Сложное переплетение и взаимодействие всех этих линий происходит в основной части романа, где рассказана история преступления Раскольникова, совершенного под влиянием захватившей его идеи индивидуализма. Наиболее полно она проявилась в его теории, согласно которой все люди делятся на два разряда – «тварей дрожащих», которые должны покоряться тем, кто во имя высоких целей имеет право даже проливать кровь. Нравственные терзания, охватившие Раскольникова после ужасного преступления, подтверждают то, что его «проба» не прошла: он не смог переступить через кровь. Сонечка помогает ему найти опору в вере в Бога, призывает избавиться от мучений, покаявшись перед всеми на площади. И действительно, в конце основной части романа Раскольников приходит в полицию и признается в содеянном.

Анализ эпилога преступление и наказание

Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною», – пишет Достоевский о настроении Родиона в тюрьме. Чувство собственной правоты не пошатну?ось в нем, он ?ишь возненавиде? свою с?абость. Но тут начинают происходить необъяснимые с че?овеческой точки зрения вещи: сокамерники?осужденные почему?то проникаются беспричинной неприязнью к Родиону, хотя их преступ?ения порой ужаснее; да и особо не знакомы они с Раско?ьниковым, чтобы так его невз?юбить! В то же время они едва ?и не п?ачут от восхищения, б?агоговейно г?ядя на Соню, приходящую навестить Раско?ьникова; хотя, опять?таки, они ведь и ее не знают вовсе! В конце концов каторжные с криком «Безбожник!» бросаются на Родиона, избивают его, и ?ишь охранник предотвращает кровопро?итие… Что происходит? Почему?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]