В поэме Лермонтова «Мцыри» как романтический герой показан юноша, сбежавший из монастыря. Автор развивает в своем произведении идеи протеста и мужества. Михаил Юрьевич практически полностью исключил из своего творения любовный мотив, который играл большую роль в его поэме «Исповедь». Этот мотив в «Мцыри» отразился только в мимолетной встрече главного героя с грузинкой, произошедшей у горного потока.
Побеждая порыв своего молодого сердца, Мцыри ради идеала свободы отказывается от личного счастья. В поэме патриотическая идея неразрывно связана с темой свободы. Это наблюдается и в творчестве поэтов-декабристов. Михаил Юрьевич эти понятия не разделяет. В его произведении в «пламенную страсть» сливаются жажда воли и любовь к Отчизне. Очень привлекателен Мцыри как романтический герой. План анализа этого персонажа должен включать в себя его отношение к монастырю. Об этом мы сейчас и поговорим.
Отношение Мцыри к монастырю
Монастырь для нашего героя является тюрьмой. Ему кажутся душными кельи, а стены — глухими и сумрачными. Стражи-монахи представляются главному герою жалкими и трусливыми, а сам он — узником и рабом. Порывом к свободе обусловлено его стремление узнать, для чего мы родились на свет, «для воли иль тюрьмы». Для юноши волей оказываются несколько дней, проведенных им в мире после побега из монастыря. Вне глухих стен он жил полной жизнью, а не прозябал. Герой называет блаженством это время. Именно в дни, проведенные на свободе, раскрывается в полной мере образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.
Сочинение: «Мцыри – романтический герой (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова)»
Литеровед предлагает краткое сочинение на тему: «Мцыри – романтический герой (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова)», а также ознакомиться с главным героем, его характером, мотивами и поступками.
Михаил Лермонтов в поэме «Мцыри» создал идеал романтического героя. Он продолжил традиции Пушкина, но привнес в литературу и свои новшества. Его романтических героев можно назвать «байроническими», то есть классическими. Рассмотрим подробнее романтического героя Мцыри из одноименной поэмы.
Мцыри наделен всеми качествами, которые должны быть присущи для романтического героя. Помимо этого, он также помещен в романтические необычные обстоятельства. Когда-то мальчик Мцыри был похищен русским генералом. По дороге он сильно заболел и, наверное бы, умер, если бы его не приняли к себе в монастырь монахи. Там мальчик «сначала бегал от всех», «но после к плену привык», выучил чужой язык, культуру и стал готовиться к монашеству.
Но вся эта жизнь была не его. Где-то глубоко внутри он чувствовал себя здесь чужим. Больше всего на свете мальчик хотел отыскать родные места и обнять своих близких. Стены монастыря становятся для него настоящей тюрьмой. Он задыхается в них и все-таки находит момент, чтобы испытать судьбу. В час ночной, когда гроза распростерла свои громкие мокрые объятия над безмолвным темным небом, Мцыри бежит с монастыря.
В такое время монахи обычно становились на молитву, им было страшно. Они считали, что гроза – это проявления гнева Божьего, поэтому монахи молились, прося помилования. Интересно, что сам Мцыри настолько чужой этой действительности, что является единственным человеком в монастыре, кто не боялся грозы и встретил гром, как брата. Для него эти звуки природы оказались звонком к бегству и спасению. Мцыри противопоставляется всему обществу. Он здесь чужой и пытается найти свое место в этом мире.
Как и типичный романтический герой, Мцыри находит свой мир в природе. Не видя этой красоты годами, он легко понимает, о чем поют птицы, что шепчут травы. Три дня, которые он пробыл за стенами монастыря, подарили ему иную жизнь. Он считал, что эти дни были единственными настоящими в его жизни, все остальное являлось лишь заключением. На природе он встречает молодую девушку-грузинку. Первый раз его сердце отозвалось сладким огнем в груди. И все же для него свобода и родина намного важнее любви.
Это та мечта, которая была с ним еще с детских лет. Поэтому Мцыри оставляет свои романтические грезы и идет на зов родной. И все же для романтического героя характерный трагический конец. Мцыри не добирается к своим родным местам. Он только вспоминает картины из прошлого: своего смелого отца, милых сестер, которые пели ему песни, и остальных воинов.
Там он сражается с барсом и побеждает его. Эта сцена символизирует огромную жажду к свободе и победу над своими страхами. И все же этот сильный, любящий, свободолюбивый Мцыри обречен на провал. Он блуждает лесами, пока тропа снова не возвращает его к ненавистному монастырю. Интересно, что он слышит колокол. Этот звук искусственный, противоположный свободному раскату грома, который призывал его в путь. Тогда силы покидают его, ему хочется умереть.
Вкусив желанную свободу, Мцыри не хочет возвращаться в плен длиною в жизнь. Но этот герой обречен на поражение. Его находят монахи в полусознательном состоянии. Мцыри отказывается говорить с этими людьми. И все же он находит в себе силы исповедоваться одному монаху. И рассказывает ему историю трехдневных скитаний, которые были лучшими днями в его жизни.
Мцыри, как истинный романтический герой, в конце поэмы умирает. Но перед этим он просит монахов похоронить его за пределами монастыря, на воле. Таким образом, его грешному телу удастся укусить свободу хотя бы после смерти.
Мцыри – типичный романтический герой. Он помещен в необычные обстоятельства, ему чужд весь мир. Этот образ противопоставляется обществу, он испытывает единство с природой, которая отображает все его чувства и бунтарские порывы к свободе. История Мцыри подана в форме исповеди, как в лучших традициях романтизма. И, конечно же, конец его весьма трагичен, ведь ему нет места ни в монастыре, ни в любом другом уголке этого мира.
Даже если бы он отыскал родину, то точно бы не нашел живых своих родственников. А там ему пришлось бы жить среди людей, для которых он был чужим. Михаил Лермонтов в этой поэме опустил любовную линию, только мельком вспомнил о ней. Но эта тема вполне компенсируется великим патриотизмом и любовью к Отчизне. Мцыри – один из самых ярких романтических героев в русской литературе.
Патриотизм главного героя
Меньше всего свободолюбивый патриотизм главного героя похож на любовь к дорогим могилам и красивым родным пейзажам, хотя Мцыри и тоскует о них. Он истинно любит свою Отчизну, желает сражаться за обретение ею свободы. С несомненной симпатией Михаил Юрьевич воспевает эти юношеские мечты. Произведение не раскрывает стремлений главного героя до конца, однако в намеках они вполне ощутимы. Юноша вспоминает о знакомых и своем отце главным образом как о воинах. Этому герою не случайно снятся битвы, в которых он оказывается победителем. Недаром в мир битв и тревог влекут его мечты.
Характер главного героя
Мцыри как романтический герой показан храбрым и мужественным. Сам он убежден, что «в краю отцов» мог бы быть одним из «удальцов». И хотя изведать упоение сражением этому герою было не суждено, он настоящий воин по складу своего характера. Еще с юных лет Мцыри отличался суровой сдержанностью. Гордясь этим, герой говорит, что никогда не знал слез. Только во время побега юноша дает слезам волю, так как их не видит никто. Волю главного героя закалило одиночество в монастырских стенах. Не случайно именно в грозовую ночь Мцыри решился на побег: боязливых монахов пугал разгул стихии, но только не этого юношу. К грозе у него возникало лишь чувство братства.
Характеристика главного героя
Мцыри — юноша, который с ранних лет осиротел и жил в монастыре. Казалось бы, что он должен был быть благодарен за своё спасение и не жаловаться на жизнь, но для него жизнь в монастыре была сравнима с заточением. Он мечтал о том, что однажды вырвется на волю, увидит мир, восхитится природой и доберётся до своей Родины, о которой часто вспоминал. Жизнь в монастырских стенах была для него губительна и безысходна, так как Мцыри не ощущал счастья и умиротворения.
Главными чертами характера Мцыри являются:
- Свободолюбие.
- Любовь к Родине и природе.
- Гордость.
- Непокорённость.
Он думал, что только жизнь на свободе среди бескрайних полей и лесов сможет поселить в его душу чувство спокойствия и радости, поэтому герой надеялся найти вдохновение и любовь за каменными стенами.
Читая поэму, можно заметить, что основой повествования являются мысли и поступки Мцыри, его внутренние переживания, особый взгляд на мир.
Стойкость и мужественность юноши
Стойкость и мужественность Мцыри проявляется с наибольшей силой в эпизоде битвы с барсом. Могила его не пугала, так как он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Созданный автором трагический финал показывает, что дух героя не ослабевает из-за приближения смерти. Его вольнолюбивый патриотизм перед ее лицом не исчезает. Мцыри не заставляют раскаяться увещевания монаха. Он говорит, что променял бы вновь вечность и рай на несколько минут, проведенных среди близких. Нет вины Мцыри в том, что обстоятельства нельзя было преодолеть, и он не смог попасть в ряды бойцов. Герой напрасно пытался спорить со своей судьбой. Он оказался побежден, но внутренне не сломлен. Мцыри является положительным героем русской литературы. Его цельность, мужественность, смелость были укором бездеятельным и боязливым представителям дворянского общества, современного Лермонтову.
Роль пейзажа в раскрытии характера
Кавказский пейзаж служит для раскрытия образа юноши из поэмы «Мцыри». Как романтический герой, презирая окружение, он ощущает родство лишь с природой. Выросший в стенах монастыря, он сравнивает себя с тепличным листком. Вырвавшись на свободу, он поднимает свою голову вместе с цветами на восходе. Будучи дитем природы, Мцыри припадает к земле и, подобно герою сказок, узнает тайну вещего щебетания птиц, загадки их песен. Ему понятна дума жаждущих встречи разъединенных скал, спор с камнями потока. Обострен взор юноши: он замечает, как шерсть барса отливает серебром, как блестит чешуя змеи, видит бледную полосу между землей и небом и зубцы далеких гор. Мцыри как романтический герой поэмы думает, что сквозь синеву неба он мог бы разглядеть полет ангелов.
Традиции романтизма и новые черты поэмы Лермонтова
Безусловно, поэма Михаила Юрьевича продолжает традиции романтизма. Об этом говорит, в частности, центральный образ произведения. Полный пламенных страстей Мцыри как романтический герой, одинокий и сумрачный, в рассказе-исповеди раскрывает свою душу. В этом Михаил Юрьевич следовал традиции. Все это типично для романтизма. Тем не менее Лермонтов, который писал свою поэму в годы, когда работал над реалистическим произведением «Герой нашего времени», в «Мцыри» внес черты, не свойственные более ранним его поэмам. Действительно, прошлое героев «Боярина Орши» и «Исповеди» остается неизвестным нам. Мы не знаем, какие социальные условия повлияли на становление их характеров. А в произведении «Мцыри» мы находим строки о том, что детство и отрочество главного героя были несчастливыми. Это помогает нам глубже понять его мысли и переживания. Следует отметить и то, что форма исповеди, столь характерная для поэм в стиле романтизма, связана с желанием «рассказать душу», то есть максимально глубоко раскрыть ее. Такая детализация переживаний, психологизм произведения естественны для Лермонтова, поскольку он создавал одновременно и социально-психологический роман.
Сочетание в исповеди многочисленных метафор, имеющих романтический характер (образы пламени, огня), с поэтически скупой и точной речью вступления, свойственной реализму, весьма выразительно. Поэма начинается строками: «Однажды русский генерал…» Произведение, романтическое по своей форме, свидетельствовало о том, что в творчестве Лермонтова становились все более отчетливыми реалистические тенденции.
Поэма «Мцыри» как романтическое произведение
Рассматривая поэму Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные любому романическому произведению. Во-первых, это перенесение внимания на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. Во-вторых, это реализация в тексте главного принципа романтизма: изображение необычного героя в необычных обстоятельствах. В-третьих, делая главной задачей передачу романтического бунта героя, автор часто небрежно обращается с фактами, вообще мало уделяет внимания окружающему миру.
Новаторство Лермонтова
Итак, мы раскрыли тему «Мцыри как романтический герой». Лермонтов вошел в отечественную литературу как продолжатель поэтов-декабристов и традиций Пушкина. Однако он внес и новое в развитие русского художественного слова.
Белинский говорил о том, что можно вести речь о так называемом лермонтовском элементе. Критик пояснял, что под ним подразумевается прежде всего «самобытная живая мысль». Безусловно, она ощущается и в создании такого образа, как Мцыри. Как романтический герой, кратко этот юноша был охарактеризован нами. Вы увидели, что в произведении имеются и некоторые реалистичные черты.
Популярные сочинения
- Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс
Повесть Валентина Распутина «Уроки французского» рассказывает о сложностях послевоенного уклада жизни. В стране господствовала разруха. Люди жили в бедности. Тяготы переносили не только взрослые, но и дети. - Сочинения про профессии
- Сочинение Аудиокниги — это хорошо или плохо?
Ни для кого не секрет, что в 21 веке, в связи с техническим прогрессом, все чаще происходят ожесточенные споры по поводу того, чему лучше отдать предпочтение: классической книге или ее аудиоверсии.