Биография Эрнста Гофмана кратко

Эрнст Гофман – немецкий писатель-романтик, художник, юрист и композитор. Был очень разносторонней личностью. За свою биографию ему удалось создать множество гениальных произведений в области литературы и музыки.

В биографии Гофмана много драматических моментов, о которых мы вам расскажем. Но обо всем по порядку.

Итак, перед вами краткая биография Гофмана.

Биография Гофмана

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился 24 января 1776 года в Кенигсберге (Восточная Пруссия). Он рос в семье юриста Кристофа Людвига.

Детство и юность

Когда Эрнсту исполнилось 3 года, его родители решили развестись. В связи с этим его воспитанием занималась бабушка по матери и дядя, который работал адвокатом.

Стоит заметить, что дядя Гофмана был весьма умным и творческим человеком, проявлявшим интерес к фантастике и мистике. Именно он побудил мальчика связать свою жизнь с юриспруденцией.

Кроме этого, дядя помог ему развить способности к художественному и музыкальному творчеству.

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман (нем. Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann). Родился 24 января 1776, Кёнигсберг, Королевство Пруссия — умер 25 июня 1822, Берлин, Королевство Пруссия. Немецкий писатель-романтик, композитор, художник и юрист.

Из уважения к Амадею Моцарту в 1805 году сменил имя «Вильгельм» на «Амадей» (Amadeus). Заметки о музыке публиковал под именем Иоганнес Крейслер (нем. Johannes Kreisler).

Гофман родился в семье крещенного еврея прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736—1797).

Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством.

1799 — Гофман пишет музыку и текст трёхактного зингшпиля «Маска».

1800 — в январе Гофман безуспешно хлопочет о постановке своего зингшпиля в Королевском Национальном театре. 27 марта он сдаёт третий экзамен по юриспруденции и в мае назначается на должность асессора в познаньском окружном суде. В начале лета Гофман путешествует вместе с Гиппелем в Потсдам, Лейпциг и Дрезден, а затем прибывает в Познань.

До 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием.

В 1801 Гофман пишет зингшпиль «Шутка, хитрость и месть» на слова Гёте, который в Познани ставят на сцене. Жан Поль отправляет партитуру со своей рекомендацией Гёте.

В 1802 Гофман создаёт карикатуры на некоторых лиц познаньского высшего общества. В результате последовавшего за этим скандала Гофман переводится в порядке наказания в Плоцк. В начале марта Гофман разрывает помолвку с Минной Дёрфер и женится на польке Михалине Рорер-Тжчиньской (он нежно зовёт её Мишей). Летом юные супруги переезжают в Плоцк. Здесь Гофман остро переживает свою вынужденную изоляцию, он ведёт замкнутый образ жизни, пишет церковную музыку и произведения для фортепиано, изучает теорию композиции.

В 1803 — первая литературная публикация Гофмана: эссе «Письмо монаха своему столичному другу» напечатано 9 сентября в «Прямодушном». Безуспешная попытка участвовать в конкурсе Коцебу на лучшую комедию («Премия»). Гофман хлопочет о переводе в одну из западных провинций Пруссии.

В 1805 Гофман пишет музыку к спектаклю Захарии Вернера «Крест на Балтике». «Весёлых музыкантов» ставят на сцене в Варшаве. 31 мая возникает «Музыкальное общество», и одним из его руководителей становится Гофман.

В 1806 Гофман занимается оформлением дворца Мнишков, приобретённом «Музыкальным обществом», сам расписывает многие его помещения. На торжественном открытии дворца Гофман дирижирует своей симфонией ми-бемоль мажор. 28 ноября Варшаву занимают французы — прусские учреждения закрыты, и Гофман лишается должности.

В апреле 1808 Гофман занимает должность капельмейстера в недавно открытом театре Бамберга. В начале мая у Гофмана возникает замысел «Кавалера Глюка». В это время он очень остро нуждается. 9 июня Гофман уезжает из Берлина, посещает Хампе в Глогау и забирает Мишу из Познани. 1 сентября он прибывает в Бамберг, а 21 октября неудачно дебютирует как дирижёр в Бамбергском театре. Сохранив звание капельмейстера, Гофман слагает с себя обязанности дирижёра. На жизнь он зарабатывает частными уроками и случайными музыкальными сочинениями для театра.

Музыка

В период биографии 1807-1808 гг. Гофман жил в Берлине. В это время он зарабатывал репетиторством, преподавая уроки музыки.

Однако этих денег совершенно не хватало даже не скудное существование, в результате чего он часто испытывал серьезные материальные трудности.

Тем не менее, Гофман продолжал увлекаться искусством, поскольку только в нем видел смысл жизни. Со временем он открыл в себе талант композитора.

В течение нескольких лет он написал немало музыкальных произведений, в числе которых оперы «Аврора» и «Ундина», балет «Арлекин» и сонаты для фортепиано.

В 1808 г. Гофман работал театральным капельмейстером. После этого он дирижировал в немецких театрах.

Интересен факт, что когда ему было около 30 лет, он сменил имя «Вильгельм» на «Амадей», поскольку был большим почитателем Моцарта. Справедливо отметить, что он прекрасно проявил себя и в качестве музыкального критика.

Биографы Гофмана сходятся во мнении, что его литературные произведения неразделимы с музыкой. Это прекрасно прослеживается в новеллах – «Кавалер Глюк» и «Крейслериана».

В 1815 г. Гофман потерял место капельмейстера, в связи с чем был вынужден вновь вернуться на службу, которую так ненавидел. Тем не менее, работа юристом позволяла ему быть финансово независимым и оставляла много времени для творчества.

Э.Т.А. Гофман / Биография

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в семье адвоката королевского суда Кристофа Людвига Гофмана и его супруги Ловизы Альбертины (урождённой Дёрфер) После развода родителей (1778 г.) жил с матерью и бабушкой. Окончил в 1792 г. реформатскую школу в Кёнигсберге (одновременно брал уроки музыки и живописи) и поступил на юридический факультет Кёнигсбергского университета. Диплом Гофман получил лишь в 1800 г., но уже с 1795 г. служил судебным следователем при Кёнигсбергском городском управлении, в следующем году из-за конфликта на любовной почве вынужден был покинуть Кёнигсберг.

Жил в Берлине (1798–1800 гг.), затем в Познани. Юридическую службу сочетал с занятиями музыкальной композицией. Начиная с 1799 г. Гофман написал несколько зингшпилей (подобие водевиля или мюзикла) на свои или чужие слова, которые были поставлены на сцене. Важное влияние на Гофмана как композитора оказал Вольфганг Амадей Моцарт. В знак этого влияния он в 1804 г. поменял своё третье имя Вильгельм на Амадей.

В 1802 г. Гофман женился в Познани на Михалине Рорер-Тжчиньской, польке по происхождению. Его единственная дочь Цецилия, родившаяся в 1805 г., умерла двух лет от роду.

В 1807 г. он оставил юридическую службу и, переезжая из города в город, пытался зарабатывать на жизнь музыкой, а затем и литературой. В 1808–1811 гг. Гофман служил капельмейстером и режиссёром в театре г. Бамберг, в 1813–1814 гг. — музыкальным директором Лейпцигской драматической труппы Йозефа Секунда. В промежутках Гофман давал уроки музыки; одна из учениц, Юлия Марк, стала предметом его страстной влюблённости. Все эти события происходили на фоне наполеоновских войн, ареной которых становилась в том числе и Германия.

В конечном итоге Гофман вынужден был вернуться к юридической практике. Он переезжает в Берлин и в 1816 г. становится советником апелляционного суда. В 1821 г. он был переведён с повышением оклада в Высокий апелляционный сенат. Однако уже в начале следующего года здоровье Гофмана ухудшается (вероятно, во многом благодаря богемной жизни, которую он начал вести): в конце марта его разбивает паралич, а в июне он умирает.

Первой литературной публикацией Гофмана (не считая зингшпилей) стало «Письмо монаха своему столичному другу» (1803 г.). Но обычно началом творческого пути Гофмана считается новелла «Кавалер Глюк» (1808 г.), опубликованная в номере «Всеобщей музыкальной газеты» от 15 февраля 1809 г. и вошедшая затем в сборник «Фантазии в манере Калло» (1814 г.). Таким образом, творческий путь писателя продолжался всего 14 лет, однако при этом его наследие достаточно велико: романы «Эликсиры Сатаны» (1815 г.), «Житейские воззрения кота Мурра» (1818 г.), «Повелитель блох» (1822 г.), сборники рассказов «Ночные этюды» (1817 г.) и «Серапионовы братья» (1821 г.), многочисленные новеллы и сказки, которые не вошли в книги, изданные при жизни писателя. Гофман создал особый тип романтического повествования, оказавший огромное влияние на все европейские литературы, в том числе и на русскую. Понятие «гофманиана» подразумевает романтическое двоемирие, вторжение фантастики в обыденность, сочетание лиризма и иронии, сарказма. Почти всегда в центре повествования у Гофмана отвергаемый филистерским обществом «чудак» — романтик, в котором соединяются возвышенные, трагические и комические черты. Многие образы Гофмана вошли в мировую культуру — например, образ уродца крошки Цахеса, живущего чужими заслугами (сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», 1816 г.).

Самые известные из гофмановских сказок — «Золотой горшок» (1814 г.), «Принцесса Брамбилла» (1820 г.), «Крошка Цахес» — иногда издаются как детские, хотя философский и мистический подтекст в них достаточно сложен для понимания ребёнка.

Место Гофмана в литературе для детей связано прежде всего со сказкой «Щелкунчик и Мышиный король» (Nußknacker und Mausekönig, 1816 г.), напечатанной в сборнике ««Детские сказки Карла Вильгельма Саличе-Контессы, Фридриха барона де ла Мотт-Фуке и Э.-Т.-А. Гофмана». Всемирной славе сказки способствовали переделка для сцены, выполненная в 1844 г. Александром Дюма-отцом, и в особенности балет П. И. Чайковского (1892 г.). Примечательно, что знаменитая рождественская сказка посвящена детям близкого друга (а позднее биографа) Гофмана — юриста и писателя Ю. Гитцига, который был вынужденно перешедшим в лютеранство евреем. Мари и Фриц — это подлинные имена детей Гитцига. Советник Дроссельмайер — хозяин ключа от волшебного мира, дарящий детям рождественские подарки, — это alter ego самого Гофмана. Таким образом сливаются два мира — реальный и фантастический, где Щелкунчик сражается с Мышиным королём.

В 1820–30-е годы Гофман был в огромной моде в России. Тогда же появились и переводы «Щелкунчика». Первым был перевод Владимира Бурнашева (1835 г.) под названием «Кукла господин Щелкушка». В дальнейшем слово Nußknacker переводилось по-разному — «Щелкун», «Грызун орехов». Слово «Щелкунчик» впервые появилось в названии оперы и затем в переводе З. Журавской (1894 г.). Наиболее известен перевод И. С. Татариновой (1938 г.).

Сказка Гофмана оказала влияние на первые шедевры русской детской литературы — «Чёрную курицу» Антония Погорельского и «Городок в табакерке» Владимира Одоевского. О том, что творческая рецепция сказки в нашей стране продолжается, свидетельствует имевший большой международный успех мультфильм Татьяны Ильиной (2003 г.).

Произведения Гофмана

В 1809 г. Эрнст Гофман опубликовал новеллу «Кавалер Глюк», ставшую первым произведением в его творческой биографии. После этого он написал еще немало новелл, которые были позже объединены в сборник «Фантазии в манере Калло».

За свою жизнь Гофман сочинил десятки сказок, повестей и романов. По его произведениям снято немало мультипликационных и художественных фильмов. Кроме этого во всем мире ставятся спектакли по пьесам драматурга.

В качестве писателя Гофман более всего реализовал себя в последнее десятилетие своей биографии. Наибольшую популярность ему принесли следующие труды:

  • «Эликсиры сатаны»;
  • «Повелитель блох»;
  • «Жизненные убеждения кота Мурра»;
  • «Щелкунчик и Мышиный король»;
  • «Серапионовы братья».

Литературное наследие

Первое литературное произведение Эрнста Гофмана – новелла «Кавалер Глюк» – увидело свет в 1809 году в лейпцигской Всеобщей музыкальной газете. Далее последовали новеллы и очерки, объединенные главным героем и носящие общее название «Крейслериана», которые вошли позднее в сборник «Фантазии в манере Калло» (1814–1815 гг.).

Период 1814–1822 гг., отмеченный возвращением писателя к юриспруденции, известен как время его расцвета в качестве писателя. В эти годы написаны такие произведения, как роман «Эликсиры сатаны» (1815 г.), сборник «Ночные этюды» (1817 г.), повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 г.), «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819 г.), «Принцесса Брамбилла» (1820 г.), сборник новелл «Серапионовы братья» и роман «Жизненные убеждения кота Мурра» (1819–1821 гг.), роман «Повелитель блох» (1822 г.).

В 1818 г. самочувствие великого немецкого сказочника Гофмана, биография которого изобилует взлетами и падениями, начинает ухудшаться. Дневная работа в суде, требующая значительного умственного напряжения, за которой следовали вечерние встречи с единомышленниками в винном погребке и ночные бдения, во время которых Гофман стремился записать все пришедшие в голову днем мысли, все фантазии, порожденные разгоряченным винными парами мозгом – такой образ жизни значительно подорвал здоровье писателя. Весной 1818 года у него развивается болезнь спинного мозга.

В это же время осложняются отношения литератора с властями. В своих поздних произведениях Эрнст Гофман высмеивает полицейский произвол, шпионов и доносчиков, деятельность которых так поощрялась прусским правительством. Гофман даже добивается отставки начальника полиции Кампца, чем настроил против себя все полицейское ведомство. Кроме того, Гофман защищает некоторых демократов, которых по долгу службы обязан привлекать к суду.

В январе 1822 г. состояние здоровья писателя резко ухудшается. Болезнь достигает кризиса. У Гофмана развивается паралич. Через несколько дней полиция конфискует рукопись его повести «Повелитель блох», в которой прототипом одного из персонажей как раз является Кампц. Писателя обвиняют в разглашении судебной тайны. Благодаря заступничеству друзей, судебное разбирательство удалось отложить на несколько месяцев, и 23 марта, уже прикованный к постели Гофман, диктует речь в защиту самого себя. Расследование было прекращено при условиях правки повести в соответствии с требованиями цензуры. «Повелитель блох» выходит этой же весной.

Личная жизнь

За свою биографию Гофман неоднократно влюблялся в женщин. Будучи еще студентом он несколько лет встречался с молодой девушкой Дорой. Однако он не мог ей сделать предложение, поскольку она была замужем и имела пятерых детей.

В 1800 г. Гофман познакомился с Михаэлиной Рорер-Тжчиньской. Молодые люди часто общались и находили между собой много общего. Спустя 2 года он понял, что влюблен в девушку.

По этой причине Гофман разорвал помолвку с двоюродной сестрой Минной Дерфер, чтобы жениться на Михаэлине. Интересен факт, что ради будущей супруги он принял католичество.

Гофман никогда не жалел о своем решении. Он до беспамятства любил жену, которая всячески поддерживала его и была для него надежной опорой.

Э.Т.А. Гофман / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Гофман, Э. Т. А. Две сказки Гофмана для больших и маленьких детей / Эрнст Теодор Амадей Гофман. — Санкт-Петербург : тип. А. Сычева, 1840. — [6], 320 с., [6] л. ил. — Оригинал хранится в ГПИБ.
  • Гофман, Э. Т. А. Сказка про щелкуна и мышиного царя / Эрнст Теодор Амадей Гофман ; пер. с нем. С. В. Флеров. — Москва : А. Ланг, 1882. — 123 с. —Оригинал хранится в РГБ.
  • Гофман, Э. Т. А. Сказка про Щелкуна и Мышинаго Царя / Эрнст Теодор Амадей Гофман ; пер. с нем. С. В. Флерова. — Москва : К. Н. Цветкова, 1903. — 140 с. — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Гофман, Э. Т. А. Мастер Мартин-Бочар и его подмастерья / Эрнст Теодор Амадей Гофман ; пер. с нем. А. Федорова. — Москва : Детиздат, 1937. — 95 с. — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король / Эрнст Теодор Амадей Гофман; пер. с нем. И. Татариновой. — Москва : ЦК ВЛКСМ. Изд-во детской литературы, 1938. — 63 с. — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король / Эрнст Теодор Амадей Гофман; пер. с нем. И. Татариновой. — Москва : Махаон, 2021. — 139, [3] с. — Оригинал хранится в РГДБ.

Детство Гофмана

Родился Гофман в Кёнигсберге (Восточная Пруссия) в 1776 году в семье адвоката. При крещении мальчика назвали Эрнстом Теодором Вильгельмом, но позже, в 1805-м, он сменил имя Вильгельм на Амадей – в честь своего музыкального кумира Вольфганга Амадея Моцарта. После развода родителей трехлетний Эрнст воспитывался в доме своей бабушки по матери. Большое влияние на становление мировоззрения мальчика, которое отчетливо проявляется в дальнейших вехах биографии и творчества Гофмана, оказал его дядя. Как и отец Эрнста, он был юристом по профессии, человеком талантливым и умным, склонным к мистицизму, однако, по мнению самого Эрнста, ограниченным и чрезмерно педантичным. Несмотря на сложные отношения, именно дядя помог Гофману раскрыть свои музыкальные и художественные таланты, способствовал его образованию в этих областях искусства.

Краткая биография Эрнста Гофмана

Вариант 1

Эрнст Теодор Амадей Гофман – выдающийся немецкий писатель, композитор и художник, представитель романтизма. Родился 24 января 1776 года в Кенигсберге в семье прусского адвоката. Когда ему было всего три, родители развелись и большую часть детства он провел в бабушкином доме. В воспитании мальчика главным образом участвовал его дядя-юрист по материнской линии. Это был умнейший человек с богатым воображением. Гофман рано стал проявлять склонности к музыке и рисованию, однако выбрал карьеру юриста. На протяжении всей последующей жизни совмещал юриспруденцию с искусствами.

В 1800 году он блестяще окончил Кенигсберский университет и поступил на государственную службу. Все попытки зарабатывать искусством приводили к обнищанию. Материальное положение писателя улучшилось только после получения небольшого наследства в 1813 году. Некоторое время он работал театральным капельмейстером в Бамберге, а затем дирижером оркестра в Лейпциге и Дрездене. В 1816 году он вновь вернулся на государственную службу, став судейским чиновником в Берлине. На этом посту он оставался вплоть до смерти.

Свою работу он считал ненавистной, поэтому в свободное время стал заниматься литературной деятельностью. По вечерам он запирался в винном погребе и писал ужасы, приходящие на ум, которые впоследствии превращались в фантастические повести и сказки. Особой популярностью пользовался сборник рассказов «Фантазии в манере Калло» (1814-1815). После этой книги его начинают приглашать в различные литературные салоны. Затем выходят «Ночные рассказы» (1817), «Серапионовы братья» (1819-1820). В 1821 году Гофман начал работать над «Житейскими воззрениями кота Мурра». Это отчасти автобиографическое произведения, исполненное мудрости и остроумия.

Одним из наиболее известных работ писателя была сказка «Золотой горшок». Из музыкальных сочинений особенно популярна была опера «Ундина». Изначально немецкие критики не смогли должным образом оценить талант Гофмана, тогда как в других странах его произведения пользовались большим успехом. Однако со временем он снискал себе репутацию талантливого музыканта и литературоведа. Впоследствии его работы оказали влияние на творчество Эдгара По и нескольких французских писателей. Жизнь Гофмана и его произведения легли в основу оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана». Писатель умер 24 июня 1822 года в результате паралича.

Вариант 2

Немецкий писатель, а также композитор Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в Кенигсберге 24 января 1776 года. Вскоре родители мальчика развелись, и воспитанием ребенка занялся его дядя, под влиянием которого молодой Гофман поступил в Кенигсбергский университет на факультет юриспруденции.

Во время учебы в этом заведении были написаны первые романы Гофмана. После окончания университета писатель работал в Познани на должности асессора, но затем был переведен в Полоцк, где женился и остепенился.

Вскоре Гофман ушел с госслужбы, надеясь посвятить себя искусству. В 1803 году было напечатано первое эссе писателя «Письмо монаха своему столичному другу», а позже написано несколько опер, которые Гофман безрезультатно пытался поставить на сцене.

В это время Гофман трудился композитором и капельмейстером в Дрездене. Этих денег молодой семье едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]